Аватарка пользователя Jane Goleva
Jane Goleva

Задачи, роли и специализации Developer Relations специалистов 2022

Крупное исследование задач, ролей и специализаций Developer Relations специалистов в 2022 году: как они изменились по сравнению с 2021 годом.

781

Привет! Я — Евгения Голева, работаю в Developer Relations с 2016 года и делюсь своими мыслями о работе в телеграм-канале «Говорите громче!». Существует международное исследование, которое обходит нас стороной. Поэтому в 2021 году я провела первое исследование специалистов Developer Relations в РФ и СНГ. А в 2022 повторила. 

Моё исследование охватило:

  • индивидуальные рабочие задачи;
  • DevRel команда;
  • наши любимые метрики;
  • профессиональное развитие и сообщество;
  • компания (и в какой ситуации её люди сейчас);
  • зарплаты, которые все ждали;
  • и, разумеется, про самих Developer Relations специалистов.

В исследовании приняли участие 89 респондентов. Подробнее об его результатах, в частности, о профразвитии и портрете участника, можно прочесть здесь.

В этой статье говорим про задачи, роли и специализации Developer Relations специалистов в 2022 году.

  1. Основные выводы
  2. Задачи – ключевой вопрос, по которому можно понять, что же делает developer relations специалист
  3. Как вы получаете задачи?
  4. Сколько времени вы тратили на внешние и внутренние активности в 2022 году?
  5. Ваши задачи на ВНЕШНЮЮ аудиторию можно описать, как…
  6. Ваши задачи на ВНУТРЕННЮЮ аудиторию можно описать, как…
  7. Роли: DevRel Manager, Dev Advocate, Team Lead
  8. Специализации внешние
  9. Специализация внутренняя
  10. Но большинство — играющие тренеры, они совмещают и специализацию, и управление командой
  11. Благодарности

Основные выводы

Больше половины времени DevRel специалисты тратят на внешние задачи, и треть — на внутренние.

Динамика задач по сравнению с прошлым годом показывает, что подготовка спикеров стала самой упоминаемой задачей. Ивенты стали организовывать реже, упала поддержка внешних сообществ и усилилась помощь авторам статей. Стало больше фокуса на стратегии внешнего продвижения, но эта задача всё ещё иногда ложится на джунов.

Удивительным для меня было выяснить, что роли DevRel Manager и Dev Advocate практически идентичны по содержанию задач: и те, и другие делают вообще всё, а отличие кроется в специфической конфигурации скоупа.

Становятся заметными специализации: Event Manager, Content Manager, Community Manager, Team Lead, но Generalists, конечно, большинство. Пока не знаю, как трактовать тот факт, что всего 4 человека по задачам можно определить в чистую роль Team Lead. Значит ли это, что ещё не сформировалась прослойка управленцев в нашей профессии? Будет особенно интересно следить за развитием этой истории.

Задачи – ключевой вопрос, по которому можно понять, что же делает Developer Relations специалист

В прошлом году я решила принципиально спрашивать у людей не о том, каким типом деврела они являются, а о том, какие конкретно задачи они выполняют. Это самый первый и главный вопрос в исследовании, потому что границы самого понятия “DevRel специалист” довольно размыты, и именно на основании задач, которые делает тот или иной деврел, можно попытаться выделить первые специализации. 

В статье я делаю первый подход к этому снаряду и приглашаю вас вместе поразмышлять, насколько предложенные гипотезы соответствуют реальности. Многие вопросы задавались впервые, поэтому сравнение с предыдущим годом есть далеко не везде.

Как вы получаете задачи?

Больше 60% задач специалисты формулируют для себя сами, по запросу от команд, внешних сообществ или партнёров. В профессии требуется высокий уровень самостоятельности, многие решения приходится принимать самим, а потом ещё и отстаивать перед коллегами или начальством само право принимать решения.

В среднем у деврелов есть 2-3 источника поступающих задач, и это нормально. Приходится балансировать запросы и приоритеты, из чего вытекает плотная работа со стейкхолдерами и другими акторами сферы.

Сколько времени вы тратили на внешние и внутренние активности в 2022 году?

Была гипотеза о том, что в связи с потрясающим 2022 годом Developer Relations специалисты переключились на внутренние задачи. Однако результаты исследования показали, что в среднем 57% времени все еще тратится на внешние задачи, и только 36% – на внутренние. В прошлом году я не задавала этот вопрос, поэтому пока мы не можем говорить про динамику изменений.

Но оказалось, что есть также люди, которые совмещают работу деврелом с какими-то другими обязанностями, так что к данным примешаны и те, кто совмещает эту деятельность с какой-то другой — отсюда 6,5% прочих задач. Ну и точно можно сказать, что в 2022 году внешние задачи все еще оставались приоритетными для DevRel специалистов. Будем наблюдать.

Ваши задачи на ВНЕШНЮЮ аудиторию можно описать, как…

Давайте посмотрим на изменения по задачам, которые на 10% или более отличаются от показателей прошлого года. Ивентов стало меньше — вообще любой случившийся ивент в прошлом году можно считать большим успехом :). 

Больше чем в два раза упала поддержка внешних сообществ, и почти в два раза усилилось направление помощи авторам статей. При этом подготовка спикеров, которая и раньше была значимой, вырвалась на первое место. Остается вопрос — куда готовили спикеров, если ивентов стало меньше? ?  

Видно, что увеличился фокус на стратегии внешнего продвижения. Можно предположить, что DevRel движется вместе со всей IT-индустрией в более онлайн-ориентированное и распределенное взаимодействие — люди работают из разных городов и стран, и это усложняет взаимодействие.

Интересно, в каком новом удивительном формате личное общение вернется в наши жизнь и работу? Я не сомневаюсь, что это произойдет, и именно нам придется придумывать это заново.

Многие компании захотели вернуть людей в офисы, и внутренние сообщества могут стать новыми точками притяжения и откусить заметную часть от внешних активностей.

Разбивка всех внешних задач по уровням экспертности вновь показывает, что все делают всё.

В прошлом году я обнаружила, что стратегией занимаются все от мала до велика, с любым опытом в профессии. Даже джуниоры, которые работают менее года. В этом году тенденция сохранилась, но это нормально для молодой профессии: кто взялся, тот и молодец. Когда джунов в разработке стратегии станет совсем мало, можем считать, что профессия начала устаканиваться и бронзоветь.

Количество и уровень респондентов, которые определяют стратегию продвижения, в 2021 году и 2022 году

Ваши задачи на ВНУТРЕННЮЮ аудиторию можно описать, как…

Разбивка всех внутренних задач по уровням экспертности тоже показывает, что все делают всё. Меня удивило, что внутренние сообщества вырвались в топ. Этого вопроса не было в прошлом исследовании, но по моим ощущениям пару лет назад про это вообще мало кто думал.

Также мне показалось интересным сравнить соотношение внешнего и внутреннего фокуса по каждой из задач. Заметно больший перевес вовне в подготовке спикеров, помощи авторам писать статьи и производстве SMM.

В обратную сторону перевес у внутренних ивентов, организации и поддержки внутренних сообществ, внутренних исследований.

Роли: DevRel Manager, Dev Advocate, Team Lead

Специализация – это то, в чём вы хороши и что умеете делать лучше всего. Роль в компании – это функция, которую вы выполняете в организации. Роль может включать в себя несколько специализаций. Начнем с ролей.

DevRel Manager — самая универсальная роль, которая может включать в себя вообще любые пункты из этого списка, включая кусочки Dev Advocate и Team Lead. Она же самая многочисленная.

Мы добавили два варианта ответа о команде и бюджете, рассчитывая что ответы помогут нам определить Team Lead — тех, кто уже занимается строго управленческими задачами, а не операционкой. 

Только 4 человека выбрали строго эти два пункта и ещё парочку других на сдачу (ивенты и подготовку спикеров). Но можно утверждать, что управление бюджетом не является обязательным маркером для Team Lead, так что остается один только признак — “управление командой”.

Надо отметить, что управление командой выбирали в том числе люди без прямых подчинённых. Я спросила некоторых из них, кем же они управляют?

Оказалось, управлять командой инженеров бренд-амбассадоров — значимая часть работы деврела, при этом она часто выпадает из фокуса внимания. Я благодарна участникам опроса за такую внимательность.

Disclaimer. Дело в том, что гуглоформа технически не ограничивала респондентов в выборе, поэтому многие отметили вообще все задачи, которые попадали в скоуп, так что будет опрометчиво опираться на эти данные. Это веский повод для меня посмотреть на более продвинутые инструменты для опросов, только это, разумеется, увеличит и стоимость исследования. 

Когда мы разрабатывали варианты ответов на вопрос про задачи, то предположили, что Dev Advocates выступают от лица бренда как на техническую аудиторию, так и на топ-менеджмент. Мы также думали, что они пишут статьи для внешних ресурсов, создают публичную документацию по использованию технологий, готовят демки и ведут проекты на Github. 

Оказалось, что уверенными признаками Dev Advocate могут быть только три последних пункта, причем строго вместе. При этом адвокаты так же делают весь остальной спектр задач, как и деврелы, что было для меня удивительным. Если Dev Advocates читают эту статью, и у вас есть еще какие-то уникальные задачи – напишите мне здесь в комментариях. ?

В роли DevRel Managers выступает большинство — 72 респондента, сильно отстают Dev Advocates — их получилось 13, и 4 человека в роли Team Lead.

Любопытно было посмотреть на распределение времени на внешние и внутренние задачи у каждой из ролей. Dev Advocates уделяют внутренним задачам столько же времени, сколько и DevRel Managers, при этом 20% у адвокатов уходит на другие задачи, и я предполагаю, что это задачи на поддержание технической экспертизы. Фокус Team Lead заметно переключается на внутренние задачи, что логично. Но хочется конечно больше данных, чем ответы 4 человек ?

Специализации внешние

Мы предположили, что специализация начинается там, где человек выполняет одинаковый и ограниченный кластер задач. Смотрели в ответы, содержащие 5 и менее задач от одного респондента, и увидели, что они формируют следующие специализации: Team Lead, Content manager и Event manager. Если в ответе было больше 5 задач, такой респондент попал в категорию Generalist. 

Generalist — человек широкого профиля, он делает задачи из разных кластеров. Такая специализация есть и у DevRel Managers, и у Dev Advocates. Роль адвоката не избавляет от написания статей, подготовки спикеров, организации ивентов и сообществ, и так далее.

Content-manager помогает авторам писать статьи, пишет статьи на внешние ресурсы, делает разный SMM (настраивает, нарезает картинки, публикует).

Event-manager делает внешние ивенты, готовит спикеров к внешним выступлениям и часто идет в связке с организацией внешних сообществ и их поддержкой.

Специализация внутренняя

Но ведь есть и внутренняя работа, и я заметила, что организация внутренних сообществ занимает видимо больший процент времени, чем внешних. Поэтому я предположила, что должна быть ещё одна специализация — community manager. 

Community manager организует внутренние сообщества и поддерживает их, и для него основными инструментами могут быть те же внутренние ивенты или создание контента, но основная цель его деятельности заключается именно в развитии сообществ. 

52 респондента из 89 указали, что занимаются внутренними сообществами. Из них 21 человек уделяет внутренним задачам 50% времени и больше, а 31 человек уделяет внутренним задачам меньше 50% их времени.

Но большинство — играющие тренеры, они совмещают и специализацию, и управление командой

Несмотря на то, что 36 человек указали, что они руководители направления или группы, по скоупу их задач, можно заметить, что они на самом деле выполняют роль Generalist. Почти половина из них вообще не указали “управление DevRel командой” в перечне своих ключевых активностей. Лишь 4 респондента на позиции “Руководитель направления” по задачам совпали с ролью Team Lead.

Хочется напомнить коллегам, что полноценное управление командой количеством от 5 до 9 человек – это full time job. Пора отпускать и расти дальше как Team Lead ? И помочь специалистам в команде выбрать специализацию и углубиться в неё, перестать делать вообще всё.

Закончилась вторая статья посвященная исследованию. Первая — тут

Вот, что мы рассмотрим в будущих статьях:

  1. Кое-что про метрики
  2. DevRel команды: сокращаются, расширяются или качественно эволюционируют? 
  3. Обезличенные зарплаты DevRel специалистов 
  4. Общий сводный отчет со всеми данными и ссылками

Если вам интересно получить больше данных или поддержать исследование, напишите мне через канал «Говорите громче!».

Благодарности

Над этим материалом вместе со мной работали Даша Тиходеева, Илья Васильев, Тоня Татчук, Лиза Швец, Антон Черноусов, Саша Белоцерковский, Алексей Корнеев и команда Tproger. Спасибо им огромное, без них этот проект не случился бы.

Следите за новыми постами по любимым темам

Подпишитесь на интересующие вас теги, чтобы следить за новыми постами и быть в курсе событий.

Soft Skills
781
Что думаете?
0 комментариев
Сначала интересные