Виммельбух, 3, перетяжка
Виммельбух, 3, перетяжка
Виммельбух, 3, перетяжка

Путь фрилансера: как правильно начать

Аватар Анастасия Витвицкая
Отредактировано

Антон Бордаковский,руководитель веб-студии Grey-Fox рассказывает нам о том, что такое фриланс и как им заниматься, чтобы преуспеть.

18К открытий18К показов
Путь фрилансера: как правильно начать

Антон Бордаковский,руководитель веб-студии Grey-Fox

Если вы недавно занимаетесь фрилансом или только планируете начать этот путь, полезно подробно изучить сферу и опыт работы других людей. Найти статьи, написанные фрилансерами, не составляет труда, но как видят такое сотрудничество сами работодатели? Антон, руководитель студии Grey-Fox, поделился своим взглядом на фрилансеров и дал пару полезных советов о том, на что стоит обратить внимание и какие фишки использовать, чтобы понравиться заказчику.

На сегодняшний день понятие «freelance» знакомо большей части людей. Для заработка по этой системе созданы отличные условия. Естественно, это удобно не только самим удалённым, так называемым «свободным» специалистам (хотя для многих понятие «свобода» и «фриланс» несовместимы), но и компаниям, которые серьезно экономят на заработной плате, аренде офиса и ещё тысяче мелочей.

Получается вполне взаимовыгодное, отвечающее современным требованиям и возможностям (что, пожалуй, даже важнее) взаимодействие. Кстати, несмотря на всю современность такого подхода, понятие «фрилансер» появилось и использовалось ещё с начала XIX века. Работа строилась по такому же принципу, но, естественно, без участия интернета. Самое известное из ранних упоминаний о термине встречается в романе «Айвенго». Так описывается наёмный воин, а если точнее, «вольный копейщик» (free lancer, free — «свободный», lancer — «копейщик»).

Работа с фрилансерами. Зачем она заказчикам?

Самая популярная причина для выбора фриланса — это, в первую очередь, желание свободы и независимости, так называемая модель заработка «с ноутбуком на берегу океана».

Следующая по популярности модель — начало карьеры. Многие начинающие специалисты отрабатывают навыки, получают опыт и наращивают профессионализм как раз за счёт задач, выполненных на фрилансе.Третья ролевая модель прихода во фриланс — подработка. Зачастую сильные и опытные специалисты находят дополнительные каналы заработка, выполняя задачи в свободное (или даже в рабочее) время.

Мотивы исполнителей весьма понятны, но для того, чтобы получать проекты, важно понимать и мотивы заказчиков. Чаще всего заказчики делятся на 3 типа, различающиеся по запросам и по ценности для исполнителя.

Частные лица

С этой категорией всё понятно: в основном сюда входят простые люди, которым необходимо выполнить задачу, в которой они некомпетентны. В основном такой тип заказчиков обладает самым размытым ТЗ во Вселенной и малым бюджетом. Работать с ними можно, но обычно это не приносит удовольствия и заработка ни в краткосрочной, ни тем более в долгосрочной перспективе. В этом сегменте можно встретить задачки, которые оплачиваются положительным отзывом или повышением рейтинга аккаунта исполнителя.

Компании, не связанные с разработкой

Второй тип — это компании, которые по своему основному виду деятельности не имеют ничего общего с веб-разработкой или другими услугами фрилансера. В основном они нанимают специалистов для личных целей — администрирование сайта, разработка макетов для акции, ведение блога и т. д. Этот вариант более заманчив для исполнителя, так как и вознаграждение выше, и есть большой шанс наладить постоянное сотрудничество.

Компании-разработчики (агентства, веб-студии и так далее)

В работе с этим типом самый высокий шанс регулярно получать проекты и высокое вознаграждение. Такие заказчики, по сути, перепродают услуги, которые покупают у вас, и при должном качестве очень высок шанс войти в доверие и получать проекты на регулярной основе.

Так как выполняемая вами работа является основным видом деятельности заказчика или её частью, такие компании обращаются на фриланс-биржу в трёх случаях:

  1. Компания находится на первых ступенях развития и не может позволить себе офлайн-штат постоянных сотрудников. При таком раскладе вероятность регулярно получать заказы меньше, так как у самого заказчика на первых порах могут быть с ними проблемы. Кроме того, если они не могут позволить себе полноценный штат, возможно, и вам не смогут платить желаемую сумму.
  2. Компания в данный момент имеет высокий объём задач и не может справиться своими силами. В этом случае шанс получить высокое вознаграждение выше, но есть опасность, что пик загрузки компании пройдёт и больше не повторится. Если же пик повторяется, компания переходит в 3-й вид взаимодействия с фрилансерами.
  3. Компания нанимает классического аутсорс-сотрудника. В случаях, когда у компании существует спрос выше производственных мощностей, они расширяют штат либо за счёт сотрудников в офис, либо за счёт найма аутсорс-специалистов. Это самый благоприятный вариант, который позволит получать стабильный поток заказов и достойное вознаграждение.

Если вы нацелены на регулярное сотрудничество, постарайтесь на этапе переговоров определить тип заказчика, чтобы понимать, на что вы можете рассчитывать, и грамотно расставлять приоритеты.

Как заинтересовать заказчика

После того, как мы определились с видами заказчиков, их подтипами и причинами обратиться к фрилансу, необходимо способствовать их решению в вашу пользу. Я не буду подробно касаться банальных и стандартных критериев, таких как высокий уровень технических навыков в вашей сфере, грамотное портфолио и доступные цены. Поговорим о более второстепенных вещах, которые выделяют вас на фоне таких же профессионалов с хорошим портфолио и умеренными ценами.

Доказательства вашего профессионализма

Труднее всего убедить в оптимальности своей кандидатуры на первоначальном этапе, когда нет возможности доказать свои слова делом. Необходимо не только привлекательно представить портфолио, но и дать возможность убедиться в его подлинности. Например, предоставить контакты клиентов, которые могут положительно отрекомендовать вас (не бойтесь этого, не нужно давать домашний адрес и код от домофона, достаточно почты, имени и названия компании).

Помимо контактов можете просить у клиентов отзывы о работе и размещать их либо в своем портфолио, либо в сопроводительном письме. Даже настоящие отзывы зачастую выглядят фальшивыми, так что не пытайтесь придумывать их сами. Если отзывов нет — наберите пул как минимум из пяти и только после этого публикуйте.

Высшим пилотажем станет составление кейсов. В продаже практически любых услуг в интернете одним из ключевых факторов являются примеры работ, кейсы, портфолио и так далее. Задача кейсов — не только доказать, что успешные работы действительно есть (что тоже важно), не только познакомить человека с тем, как ведутся дела и реализуются проекты именно вами, но и постараться попасть в потребность клиента. То есть отобразить кейс, который схож с его ситуацией, и как бы сказать: «Я знаю, как решить вашу проблему, и уже решал её ранее». Для этого в резюме нужно разместить максимально разнообразные проекты, чтобы как можно больше потенциальных работодателей могли найти в них свою проблему и пример её решения.Не забывайте про подачу своего резюме и портфолио. Оформите его, не бойтесь потратить на это много времени — окупится. Используйте сервисы для формирования резюме, либо разработайте сайт, посвящённый вашей профессиональной деятельности. Изучите, как подают себя крупные компании, которые оказывают схожие услуги — у них можно многому научиться и многое перенять.

Коммуникация

Зарегистрируйтесь во всех возможных мессенджерах и социальных сетях, чтобы во время коммуникации с заказчиком он мог выбрать удобную ему систему. Это значительно ускорит и оптимизирует процесс коммуникации и, как результат, сделает вас более приятным подрядчиком. Установите все приложения для коммуникации на мобильный телефон и включите уведомления. Одна из основных проблем, с которыми сталкиваются студии, — долгие ответы. Это отличительная черта работы с фрилансерами, не будьте такими.

Способы оплаты

Те же принципы работают и со способами оплаты. Дайте заказчику возможность оплатить услуги удобным ему способом.

Будьте экспертом в своей сфере

Следите за новыми трендами и будьте на волне. Это вызывает доверие. Помните, что вы являетесь в первую очередь экспертом в своей сфере, а не просто руками, умеющими делать то, что скажут.

На каких условиях работать фрилансеру

После прохождения всех переговоров и согласований по вопросам, описанным выше, наступает момент, который зачастую является камнем преткновения. Я постараюсь описать выгодные для обеих сторон условия. Именно так мы работаем со всеми новыми подрядчиками. Рассмотрим взаимодействие с техническими специалистами — верстальщиками и программистами.

Первый вопрос для обсуждения — предоплата. Работодатель при первом контакте с фрилансером обычно боится отправлять предоплату (к сожалению, у каждого найдётся история, в которой исполнитель пропадал после получения предоплаты). В таком случае есть 2 варианта — отправить предоплату через «безопасную сделку» на любой фриланс-платформе, либо вести разработку на личном сервере. После презентации части проекта работодатели охотно отправляют предоплату, после чего исполнитель переносит данные на сервер заказчика, либо просто предоставляет бэкап.

В основном работа ведётся по схеме 50% на 50%. Первые 50% выплачиваются исполнителю после презентации половины заказанной работы, а вторые — после полного согласования выполненных работ. Главное, передавайте файлы только после получения оплаты. Это вполне логичное требование, так как после выполнения работы вам не имеет никакого смысла удерживать у себя файлы проекта. Если такое простое и весьма условное деление проекта на 2 части невозможно, установите порядок выплат, опираясь на план работ. Ставьте оплату после завершения каждого этапа разработки, но не стоит делать больше 5 таких этапов.

Помимо прочего, при первых проектах с новым специалистом будет вполне уместным ежедневный контроль со стороны заказчика. В основном проверяется сделанное за последние 1–2 дня, чтобы исключить, что проект будет сделан на скорую руку в последнюю ночь.

ТОП ошибок фрилансеров

В заключение пройдёмся по ТОП-5 ошибок, которые совершают фрилансеры при работе с компаниями.

Автоответы

Если вы используете фриланс-биржи для получения клиентов, не ленитесь самостоятельно читать техническое задание и писать ответ. Шаблонные автоответы отпугивают потенциальных заказчиков.

Долгое ожидание ответа

Путь фрилансера: как правильно начать 1

Тема, которую мы затрагивали ранее. Это настоящая боль при работе с фрилансерами. Будьте коммуникабельны и не тяните с ответом.

Затягивание сроков с воображаемой причиной

Часто в работе приходится слышать невероятные причины, по которым срываются сроки проектов. Важно понимать, что заказчика интересует только результат, а результат — проект не готов. Вместо того, чтобы придумывать оправдания, лучше скажите, когда проект будет готов, и сделайте всё возможное, чтобы сдать его раньше. Если вопрос о причине задержки всё-таки возникнет, просто скажите правду. Правда всегда работает лучше всего.

Только вебмани

Ошибка под условным названием «Только вебмани» — это отсутствие гибкости исполнителей в вопросах коммуникации, оплаты и в других аспектах. Вы должны не только хорошо выполнять свои прямые обязанности, но и обеспечивать приятное взаимодействие. Вам это только на руку.

Пропажа в последний момент

Самая жгучая боль в работе с фрилансерами — пропажа исполнителя. Думаю, не стоит объяснять, как это плохо и неприятно. Даже если вы понимаете, что не сможете реализовать проект, — сообщите об этом как можно раньше, чтобы заказчик успел найти нового исполнителя. Такой исход вполне оставляет вам шанс на продолжение сотрудничества в других проектах. Худшее, что вы можете сделать (и что очень часто случается), — в день сдачи проекта попросить отсрочку, потом ещё одну, а когда наступит дедлайн, просто не выйти на связь. Если не хотите допустить подобного развития событий, не откладывайте проекты в долгий ящик.

Заключение

Чтобы получать заказы на фрилансе, продумайте и изучите каждый аспект взаимодействия. Определите типы ваших потенциальных заказчиков. Поймите, какой тип заказчиков является вашей целевой аудиторией. Изучите их потребности и подстройтесь под них. Узнайте их опасения и развейте их.Сделайте достойную самопрезентацию. Не забывайте про множество мелочей, которые склоняют чашу весов в ту или иную сторону. На рынке с высокой конкуренцией слишком много похожих предложений, и всё решают детали. Сделайте процесс взаимодействия с вами комфортным и оптимизированным. И, конечно же, будьте профессионалом, ведь никакие ухищрения не помогут вам обзавестись постоянными клиентами, если качество ваших услуг будет низким.

Следите за новыми постами
Следите за новыми постами по любимым темам
18К открытий18К показов