В каких странах можно легально привлечь инвестиции в форме ICO/STO

Обложка поста

Рассказывет Александр Лукьянов – выпускник-эксперт программы дополнительного образования BCL

За расцветом ICO в 2017 году, который сейчас часто сравнивают с «бумом доткомов», последовал стремительный спад интереса инвесторов к этой форме привлечения средств. Это вызвано высокими рисками ICO, ведь в большинстве стран мира отсутствует правовое регулирование этой сферы. Интересы инвесторов никак не защищены, правовое положение цифровых активов законодательно не определено, а отношение регуляторов продолжает оставаться скептическим. Поэтому ICO как способ привлечения инвестиций всё больше уступает STO (security token offering).

Security token offering: подходы и риски

В случае с STO статус цифровых активов определён точнее, так как размещаемые токены по характеристикам схожи с ценными бумагами, которые имеют достаточно развернутое правовое регулирование.

Тем не менее, STO и сегодня воспринимается с долей осторожности, т. к. ни в одной стране мира нет системного законодательного регулирования размещения секьюрити-токенов, которое основывалось бы на продолжительной правоприменительной практике. Но несмотря на недоверие регуляторов и участников рынка к криптоактивам, в некоторых странах стараются решить эту проблему на государственном уровне. Ведь национальное законодательство можно привести в соответствие с современными технологиями, чтобы привлечь в экономику новые инвестиции.

Blockchain-остров: новое законодательство Мальты об STO

ICO и STO используются в основном в стартапах, связанных с IT, поэтому на Мальте недавно приняли закон о создании специализированного государственного органа — Malta Digital Innovation Authority (MDIA). Он занимается регулированием и контролем рынка STO как «особой» области современной экономики. MDIA устанавливает процедуры, которые необходимо соблюдать эмитентам токенов и тем, кто взаимодействует с участниками рынка.

Другим законом Мальты — Virtual Financial Assets Act (VFAA) — регулируются вопросы, непосредственно относящиеся к процедуре проведения STO. Закон выделяет следующие виды DLT-активов:

  1. Виртуальный токен — токен, ценность и применение которого ограничены приобретением товаров или услуг. Он используется исключительно на платформе или в сети платформ, на которой был выпущен.
  2. Финансовый инструмент. Перечень активов, подпадающих под это понятие, указан в Законе Мальты об инвестиционных услугах (Investment Services Act) и включает в себя перечисленные в законе ценные бумаги, производные инструменты, инструменты денежного рынка и иные прямо предусмотренные законом активы.
  3. Электронные деньги.
  4. Виртуальный финансовый актив. В соответствии с законом VFAA, под виртуальным финансовым активом понимается цифровая запись в любой форме, которую используют в качестве средства расчёта или накопления. При этом она не может быть виртуальным токеном, финансовым инструментом или электронными деньгами.

В случае если DLT-актив подпадает под последнюю категорию, эмитент актива, желающий провести его размещение (Initial VFA Offering), должен получить лицензию в специализированном государственном органе — MFSA (Управление финансовых услуг Мальты). Для получения такой лицензии необходимо обратиться к VFA-агенту — лицу, зарегистрированному в MFSA и уполномоченному осуществлять взаимодействие между заявителями и MFSA. Также агент проверяет, соответствует ли заявитель установленным законом требованиям.

Помимо регулирования процедуры Initial VFA Offering, закон VFAA устанавливает требования к whitepaper. Документ должен быть датирован, содержать все пункты, изложенные в специальном приложении к закону, а также заявление совета директоров с подтверждением соответствия требованиям VFAA. Текст whitepaper должен быть составлен на английском языке (перевод на иные языки возможен, но не обязателен). Кроме того, в дальнейшем любые предлагаемые в ходе размещения условия должны соответствовать whitepaper.

STO по законодательству Эстонии

В настоящий момент Эстония является одной из наиболее популярных стран для проведения ICO. Это не в последнюю очередь связано с тем, что государство старается обеспечить комфортные условия для предпринимательства в целом. Например, упрощает процедуру регистрации компании, уплаты налогов и т. п. Также это связано с относительно проработанным подходом государства к криптоактивам и возможностью просчитывать плюсы и минусы выхода на ICO в рамках данной юрисдикции.

В соответствии с рекомендациями, опубликованными Финансовой инспекцией Эстонии (Estonian Financial Supervision Authority — EFSA), первоочерёдным для ICO является анализ прав, предоставляемых токенами. Необходимо определить, считаются ли они ценными бумагами в соответствии с законом о рынке ценных бумаг. Токены признаются таковыми в случае, если они могут быть переданы на основании одностороннего волеизъявления либо если они предусматривают для участника право голоса или ожидаемую прибыль в отношении своих инвестиций.

Если токены признаны ценными бумагами, необходимо определить, является ли их размещение публичным. Закон Эстонии о рынке ценных бумаг предусматривает ряд случаев, когда размещение публичным не является (предложение только для квалифицированных инвесторов, имеющее ограничение по сумме и т.п.). Если размещение не подпадает под данный перечень, оно признаётся публичным и должно соответствовать установленным требованиям. В таком случае, в зависимости от вида ценной бумаги, необходима подготовка и регистрация в EFSA проспекта предложения. Регистрация проспекта, как правило, занимает от трёх до шести месяцев. За нарушение требований о регистрации проспекта эмиссии законодательство Эстонии предусматривает ответственность вплоть до уголовной. Также размещение токенов в ряде случаев может подпадать под действие законов о кредитных учреждениях и об инвестиционных фондах. В таком случае компании-эмитенту необходимо иметь специальные лицензии и разрешения. Кроме того, при определённых условиях разрешение для инвестирования в токены-ценные бумаги требуется и для инвестора.

В рекомендациях отмечается, что эмитенту необходимо соблюдать общие нормы о рекламе и не вводить людей в заблуждение в отношении характеристик товара или услуги.

Заключение

В целом действующее законодательство Мальты и Эстонии, несмотря на декларируемый «дружественный» статус по отношению к криптоактивам, выдвигает достаточно серьёзные и не всегда легко реализуемые требования к ним. Вместе с тем, процедура размещения прописана подробно и понятно. Это позволяет эмитенту составить представление о юридических рисках и быть относительно уверенным в том, что у государственных органов в будущем не будет претензий. Также это позволит планировать затраты финансов и времени, что не всегда возможно в большинстве юрисдикций, которые, не имеют развернутого правового регулирования процедуры ICO/STO.

Не смешно? А здесь смешно: @ithumor