Soft Wars: прокачиваем soft skills за 7 дней

Даже для программиста soft skills играют большую роль. Разбираемся, как за 7 дней прокачать их (или хотя бы начать).

10172

То чувство, когда все вокруг твердят об эмоциональном интеллекте, а вы до сих пор не в теме. Когда сосед за чашкой кофе договорился о повышении, а вы всё ещё в аутсайдерах. Когда в выходные коллеги собираются покорять вместе Эверест, а вы так и не получили приглашение. Знайте, похоже, у ребят сильные soft skills (англ. гибкие навыки). Это всё, не связанное с профессиональными требованиями к вам-программисту, но тесно связанное с вами-человеком: общение, эмпатия, активность в коллективе и даже приевшаяся креативность. Soft skills держат не только обычный мир, но всю IT-вселенную. Специально для вас мы собрали пошаговый курс бойца — Soft Wars. Это недельный челлендж, в котором вы каждый день будете выполнять задание для развития разных качеств. За неделю вы лучше поймёте свои слабые стороны, прокачаете важные навыки, научитесь слышать и слушать и станете героем лучшей версией себя.

Итак, начнём действовать.

Понедельник с чистого кода

Спросите коллег, с которыми работаете в одной команде и которым доверяете, о своих слабых сторонах. Объясните, почему для вас это важно. Пусть они знают, вы исследуете свои «гибкие» навыки. Будьте беспристрастными и слушайте внимательно, не перебивая. Соберите всю информацию и внимательно проанализируйте.

Если вы получили несколько общих ответов, уточните и разберите всё по деталям. Коллеги называют вас импульсивным и несдержанным? Узнайте у них конкретнее, в чём это проявляется и что их конкретно не устраивает.

В идеале к концу дня получится список слабопрокаченных навыков. Его можно брать за основу.

Прочитать по теме: HBR Guide. Эмоциональный интеллект

Вторник для self-менеджмента и против стресса

Во вторник заведите чек-лист или дневник, где будете фиксировать всё, что раздражает, вызывает сильные негативные эмоции, доводит до стрессового состояния.

Потратив час после работы, проанализируйте написанное. Напротив каждого фактора запишите, что можно сделать/поменять/делегировать уже завтра. Американская ассоциация психологов называет основными источниками стресса чрезмерную загруженность, низкую оплату труда, неоднозначные требования, неясные ожидания. Скорее всего, эти факторы влияют и на вас. Не волнуйтесь, всё поправимо.

После определения неизбежных стрессовых точек придумайте здоровую реакцию на них: например сделать физическое упражнение, асану из йоги, пройтись. «Расшатанный» чрезмерной нагрузкой, лишней информацией, доступностью социальных сетей, бессонными ночами организм легче поддаётся стрессу. Ваша главная задача — создать здоровые условия для себя. Оберегайте себя от информационной передозировки, установите границы личной жизни и работы, введите цифровые диеты, отключитесь от всех видов связи в выходные.

Прочитать по теме: EQ. Эмоциональный интеллект на практике, Stress literally shrinks your brain (7 ways to reserve this effect)

Среда для общения и развития коммуникативных навыков

Коммуникации — это всё: от умения слушать, поддерживать диалог до публичных выступления и нетворкинга в команде. Мы провели исследование среди программистов Selectel на предмет важности и влияния soft skills на их ежедневный труд. Абсолютное большинство назвало самым главным в работе «умение слушать и давать обратную связь».

Постарайтесь в этот день максимально много общаться. Высказывайте своё мнение, не скрывайте новые идеи, аргументированно отстаивайте свою позицию. Помогите решить проблему коллеге. Побеседуйте с тем парнем в странном мерче, с которым никогда не говорили раньше.

При личном общении попробуйте применить правила серийной предпринимательницы Дип Патель:

  • установите зрительный контакт с собеседником и не вращайте головой как китайский болванчик;
  • экспериментируйте и практикуйте перед зеркалом, гримасничайте, расскажите самому себе о проблемах в проекте или в коде;
  • следите и контролируйте язык тела: не чешитесь, не стучите головой об стенку или пальцами по столу;
  • активно слушайте речь собеседника, задавайте вопросы и будьте открыты к диалогу.
Почитать по теме: Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам

Четверг: don’t work hard, work smart

Сегодня вы скажете «нет» пожирателям времени и расставите приоритеты. Утром возьмите лист бумаги и составьте план задач на день. Постарайтесь быть объективны, не пишите больше семи блоков, выберите только срочные и важные дела. Записывайте и отмечайте там же в листе каждое отвлечение: переписка в Facebook, светские беседы за кофе, выполнение сторонних задач не из списка — записывайте всё. В конце дня проведите анализ. Уверяем, что открывшаяся картина вас удивит.

Прочитать по теме: 7 привычек высокоэффективных программистов

Пятничная эмпатия

Эмпатия — это понимание чувств и переживаний через сопереживание. Британские учёные поговаривают: склонность к эмпатии заложена генетически. Но в этот раз мы им не поверим.

Разберёмся, зачем вам становиться эмпатом. Открытый и эмоциональный человек легко найдёт общий язык код с любым homo technicus, обрастёт связями и контактами. Сопереживание — ключ к пониманию мотивов и логики. Эмпаты реже конфликтуют, потому что видят и чувствуют страхи других, а значит, легче шагают вперёд по карьерной горе.

Тренер, автор книг про отношения Эндрю Собель даёт рекомендации по развитию сопереживания. В переработанном виде рекомендуем применить их в пятницу:

  1. Выберите новый маршрут на работу, пообедайте в новом кафе, не бойтесь выходить из обычной среды. Свежие впечатления = свежие эмоции.
  2. Проявляйте любопытство и задавайте как можно больше вопросов каждому, кто вам интересен: охраннику, секретарю, молодому специалисту, клиенту. Интересуйтесь их опытом и жизнью.
  3. Собель предлагает пережить чужой опыт в прямом смысле. Если не боитесь, то поменяйтесь на день обувью со своим коллегой. Вечером расскажите друг другу о впечатлениях.
  4. Испытайте себя. Например посетите урок игры на гитаре или порисуйте акварелью с бокалом вина вечером после работы. Начните учить SQL или Java. Новый опыт и знания — это смирение, а смирение — маленький шажок к сопереживанию.
  5. Выберите для выходного чтения художественную книгу, следите за чувствами и эмоциями героев. В эти выходные мы читаем А. Сальникова «Опосредованно» и вам рекомендуем.
Почитать по теме: How to improve soft skills

Командный субботний завтрак

По неофициальной статистике, примерно треть программистов мечтают научиться работать в команде. Потратьте эту субботу на совместный завтрак с коллегами. Соберитесь в уютном кафе в центре города, поболтайте, попробуйте необычную кухню или новые сорта кофе. Может быть, кофе с морской солью и карамелью. Потратьте время на осознанное общение друг с другом. Основа качественной работы в команде — хорошие и дружественные отношения и взаимопонимание.

Воскресные итоги

Ну что, герой, воскресенье и время подвести итоги.

Последний совет: помните, что ваш успех зависит от вашей уверенности в себе. Поэтому посвятите этот день вере в себя и позитивному мышлению.

На этой неделе вы поучаствовали в маленьком приключении и сделали ещё один шаг к тому, чтобы познакомиться с самим собой. Вы стали отзывчивее, общительнее, душевнее. Вы не боитесь высказывать своё мнение, советуетесь с коллегами. Среди сотрудников компании у вас, возможно, уже появились новые друзья. Теперь у вас есть набор инструментов, которые помогут изменить вашу жизнь!

Вы стали настоящим hero of Soft Wars. Поздравляем!

10172