Написать пост

Soft Wars: прокачиваем soft skills за 7 дней

Аватар Типичный программист

Даже для программиста soft skills играют большую роль. Разбираемся, как за 7 дней прокачать их (или хотя бы начать).

То чувство, когда все вокруг твердят об эмоциональном интеллекте, а вы до сих пор не в теме. Когда сосед за чашкой кофе договорился о повышении, а вы всё ещё в аутсайдерах. Когда в выходные коллеги собираются покорять вместе Эверест, а вы так и не получили приглашение. Знайте, похоже, у ребят сильные soft skills (англ. гибкие навыки). Это всё, не связанное с профессиональными требованиями к вам-программисту, но тесно связанное с вами-человеком: общение, эмпатия, активность в коллективе и даже приевшаяся креативность. Soft skills держат не только обычный мир, но всю IT-вселенную. Специально для вас мы собрали пошаговый курс бойца — Soft Wars. Это недельный челлендж, в котором вы каждый день будете выполнять задание для развития разных качеств. За неделю вы лучше поймёте свои слабые стороны, прокачаете важные навыки, научитесь слышать и слушать и станете героем лучшей версией себя.

Итак, начнём действовать.

Понедельник с чистого кода

Спросите коллег, с которыми работаете в одной команде и которым доверяете, о своих слабых сторонах. Объясните, почему для вас это важно. Пусть они знают, вы исследуете свои «гибкие» навыки. Будьте беспристрастными и слушайте внимательно, не перебивая. Соберите всю информацию и внимательно проанализируйте.

Если вы получили несколько общих ответов, уточните и разберите всё по деталям. Коллеги называют вас импульсивным и несдержанным? Узнайте у них конкретнее, в чём это проявляется и что их конкретно не устраивает.

В идеале к концу дня получится список слабопрокаченных навыков. Его можно брать за основу.

Прочитать по теме: HBR Guide. Эмоциональный интеллект

Вторник для self-менеджмента и против стресса

Во вторник заведите чек-лист или дневник, где будете фиксировать всё, что раздражает, вызывает сильные негативные эмоции, доводит до стрессового состояния.

Потратив час после работы, проанализируйте написанное. Напротив каждого фактора запишите, что можно сделать/поменять/делегировать уже завтра. Американская ассоциация психологов называет основными источниками стресса чрезмерную загруженность, низкую оплату труда, неоднозначные требования, неясные ожидания. Скорее всего, эти факторы влияют и на вас. Не волнуйтесь, всё поправимо.

После определения неизбежных стрессовых точек придумайте здоровую реакцию на них: например сделать физическое упражнение, асану из йоги, пройтись. «Расшатанный» чрезмерной нагрузкой, лишней информацией, доступностью социальных сетей, бессонными ночами организм легче поддаётся стрессу. Ваша главная задача — создать здоровые условия для себя. Оберегайте себя от информационной передозировки, установите границы личной жизни и работы, введите цифровые диеты, отключитесь от всех видов связи в выходные.

Прочитать по теме: EQ. Эмоциональный интеллект на практике, Stress literally shrinks your brain (7 ways to reserve this effect)

Среда для общения и развития коммуникативных навыков

Коммуникации — это всё: от умения слушать, поддерживать диалог до публичных выступления и нетворкинга в команде. Мы провели исследование среди программистов Selectel на предмет важности и влияния soft skills на их ежедневный труд. Абсолютное большинство назвало самым главным в работе «умение слушать и давать обратную связь».

Постарайтесь в этот день максимально много общаться. Высказывайте своё мнение, не скрывайте новые идеи, аргументированно отстаивайте свою позицию. Помогите решить проблему коллеге. Побеседуйте с тем парнем в странном мерче, с которым никогда не говорили раньше.

При личном общении попробуйте применить правила серийной предпринимательницы Дип Патель:

  • установите зрительный контакт с собеседником и не вращайте головой как китайский болванчик;
  • экспериментируйте и практикуйте перед зеркалом, гримасничайте, расскажите самому себе о проблемах в проекте или в коде;
  • следите и контролируйте язык тела: не чешитесь, не стучите головой об стенку или пальцами по столу;
  • активно слушайте речь собеседника, задавайте вопросы и будьте открыты к диалогу.
Почитать по теме: Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам

Четверг: don’t work hard, work smart

Сегодня вы скажете «нет» пожирателям времени и расставите приоритеты. Утром возьмите лист бумаги и составьте план задач на день. Постарайтесь быть объективны, не пишите больше семи блоков, выберите только срочные и важные дела. Записывайте и отмечайте там же в листе каждое отвлечение: переписка в Facebook, светские беседы за кофе, выполнение сторонних задач не из списка — записывайте всё. В конце дня проведите анализ. Уверяем, что открывшаяся картина вас удивит.

Прочитать по теме: 7 привычек высокоэффективных программистов

Пятничная эмпатия

Эмпатия — это понимание чувств и переживаний через сопереживание. Британские учёные поговаривают: склонность к эмпатии заложена генетически. Но в этот раз мы им не поверим.

Разберёмся, зачем вам становиться эмпатом. Открытый и эмоциональный человек легко найдёт общий язык код с любым homo technicus, обрастёт связями и контактами. Сопереживание — ключ к пониманию мотивов и логики. Эмпаты реже конфликтуют, потому что видят и чувствуют страхи других, а значит, легче шагают вперёд по карьерной горе.

Тренер, автор книг про отношения Эндрю Собель даёт рекомендации по развитию сопереживания. В переработанном виде рекомендуем применить их в пятницу:

  1. Выберите новый маршрут на работу, пообедайте в новом кафе, не бойтесь выходить из обычной среды. Свежие впечатления = свежие эмоции.
  2. Проявляйте любопытство и задавайте как можно больше вопросов каждому, кто вам интересен: охраннику, секретарю, молодому специалисту, клиенту. Интересуйтесь их опытом и жизнью.
  3. Собель предлагает пережить чужой опыт в прямом смысле. Если не боитесь, то поменяйтесь на день обувью со своим коллегой. Вечером расскажите друг другу о впечатлениях.
  4. Испытайте себя. Например посетите урок игры на гитаре или порисуйте акварелью с бокалом вина вечером после работы. Начните учить SQL или Java. Новый опыт и знания — это смирение, а смирение — маленький шажок к сопереживанию.
  5. Выберите для выходного чтения художественную книгу, следите за чувствами и эмоциями героев. В эти выходные мы читаем А. Сальникова «Опосредованно» и вам рекомендуем.
Почитать по теме: How to improve soft skills

Командный субботний завтрак

По неофициальной статистике, примерно треть программистов мечтают научиться работать в команде. Потратьте эту субботу на совместный завтрак с коллегами. Соберитесь в уютном кафе в центре города, поболтайте, попробуйте необычную кухню или новые сорта кофе. Может быть, кофе с морской солью и карамелью. Потратьте время на осознанное общение друг с другом. Основа качественной работы в команде — хорошие и дружественные отношения и взаимопонимание.

Воскресные итоги

Ну что, герой, воскресенье и время подвести итоги.

Последний совет: помните, что ваш успех зависит от вашей уверенности в себе. Поэтому посвятите этот день вере в себя и позитивному мышлению.

На этой неделе вы поучаствовали в маленьком приключении и сделали ещё один шаг к тому, чтобы познакомиться с самим собой. Вы стали отзывчивее, общительнее, душевнее. Вы не боитесь высказывать своё мнение, советуетесь с коллегами. Среди сотрудников компании у вас, возможно, уже появились новые друзья. Теперь у вас есть набор инструментов, которые помогут изменить вашу жизнь!

Вы стали настоящим hero of Soft Wars. Поздравляем!

Следите за новыми постами
Следите за новыми постами по любимым темам
10К открытий10К показов