Держать всё под контролем: сравнение систем мониторинга
Чем больше разрастается IT-инфраструктура компании, тем сложнее становится за всем уследить. С этим делом могут помочь системы мониторинга
8К открытий8К показов
Рассказывает Светлана Попова
Чем активнее развиваются IT-технологии в отдельно взятой компании, тем отчётливее становятся видны круги под глазами у сисадминов, которым приходится контролировать всё больше процессов и следить за здоровьем всё большего количества систем.
Задачу здорово облегчают инструменты мониторинга: условный Zabbix следит за инфраструктурой, а какой-нибудь 24×7 не даёт потерять клиентов в интернет-магазине.
Правда, в какой-то момент приходится с сожалением признать: мониторинга в вашей жизни стало слишком много. Причём «много» относится как к объёму однотипных средств, так и к их ассортименту, направленному на решение всевозможных задач.
Системы зонтичного мониторинга и управления событиями вывели мониторинг на принципиально новый уровень. Сравнивать их с нишевыми решениями не совсем корректно — они решают разные задачи, но переход к «зонтикам» определённо level-up для компании. Подобное ПО позволяет упростить работу технических специалистов за счёт создания единой системы управления IT-службой, включающей и поиск взаимосвязей между событиями, сгенерированными в системах разных типов, и прозрачную логику управления, и автоматизацию действий.
Зонтичных систем на рынке не так много, как, например, инструментов web-мониторинга, но сравнить есть что. Другой вопрос — как: помимо общих данных и каких-то отличительных особенностей каждого ПО, можно наметить внятные параметры оценки. Кстати, некоторые из них — например, поиск первопричин — можно встретить и в нишевых инструментах. Но касается это только продвинутых и мощных решений, а для зонтичного мониторинга подобные функции — что-то вроде обязательной программы.
Общие критерии сравнения выглядят примерно так:
- Способ установления связей между элементами. Здесь есть три варианта: ресурсно-сервисная модель, машинное обучение или всё вместе. Большинство систем выбирают машинное обучение (из представленных ниже продуктов только два имеют ресурсно-сервисную модель). Ресурсно-сервисная модель исключает неточности, связи отличаются чёткостью, но требует определённых усилий при первоначальной установке. При машинном обучении остаётся риск ошибки, а эффективно оно тогда, когда есть существенная статистика.
- Создание правил. Вещь незаменимая для приоритизации задач, и чем правила сложнее, тем больше открывается возможностей.
- Сложная аналитика (предсказания и постанализ). Предсказания сбоев, кажется, в дополнительных комментариях не нуждаются – предотвратить всегда лучше, чем исправлять.
- Шкала времени. Функция, которая встречается нечасто, но полезна тем, что позволяет вывести на экран инциденты с привязкой ко времени.
- Поиск первопричин. Возможность, которая позволяет 100 инцидентов превратить в 1 и устранить реальную проблему, а не её симптомы.
- Управление IT-службой. Создание рабочих групп и распределение зон ответственности — очень хорошо; возможность тонкой настройки и множество внутренних инструментов для взаимодействия — идеально.
- Охват. Полностью срабатывает постулат «чем больше, тем лучше». Чем больше видов мониторинга и конкретных инструментов можно собрать под зонтиком, тем выше эффективность работы.
С критериями определились, можно переходить к делу.
HP
Система выделяется на фоне прочих как раз наличием ресурсно-сервисной модели. Представляет собой эдакий конструктор со множеством модулей, покрывающих всевозможные задачи. А вот внешние интеграции не предусмотрены, что в каком-то смысле делает пользователя заложником системы. Требуется новая функция? Будьте любезны, приобретите новый модуль. Вместе с тем клиенты отмечают приличную функциональность и удобство интерфейса. В некоторых случаях недовольство вызывает работа техподдержки: в ответ на клиентский запрос компания может предложить обновить уровни поддержки. «Мы не обязаны переходить на премиальный план, чтобы получить ответ на вопрос», – вполне обоснованно негодуют пользователи.
IBM Tivoli
«Мощный и дорогой», – говорят одни. «Старая рабочая лошадка», – утверждают другие. Правы все: цена системы действительно высока, но в функциональности и надёжности ей не откажешь. Клиентам предоставляется свобода выбора: при желании можно использовать и внутренние модули, и внешние системы. Кстати, модули могут быть доработаны под требования заказчиков.
BigPanda
Одним из главных плюсов BigPanda являются открытые API, которые позволяют интегрироваться со множеством внешних систем. Продукт достаточно стабилен и надёжен, хотя некоторые пользователи замечали определённые задержки во время крупномасштабных инцидентов. Настройка относительно проста, а интерфейс понятен.
Работа технической поддержки, по мнению клиентов, достойна отдельных слов: специалисты отзывчивы к проблемам, активно взаимодействуют с заказчиком и проявляют гибкость к его требованиям.
Сервис-монитор
Отечественный продукт и вторая в списке система, имеющая ресурсно-сервисную модель. Придерживается политики максимальных внешних интеграций: заказчик может не только интегрироваться через существующие коннекторы (что важно – с бесплатным ПО), но и под заказ получить нужные, если их нет. Предлагает пользователям бесплатный пакет, что безусловно плюс. А вот отсутствие дашбордов в век визуализации и наглядности очки у продукта отнимает. Компания предоставляет услуги по внедрению и технической поддержке.
Pagerduty
Система держит курс на развитие BI-мониторинга. Отличается гибкостью и надёжностью, имеет обширные возможности внешних интеграций и внушительную библиотеку документации, которую пользователи называют «фантастической». На её изучение может уйти немало времени: первоначальные настройки часто кажутся совсем не «интуитивно понятными». Но клиенты утверждают, что только первые шаги трудные, дальнейшая же работа с инструментами не представляет сложности.
Monitis
Своим преимуществом Monitis считает простоту и наглядность. И это чистая правда. Однако достигается этот эффект за счёт упрощения функциональности: например, правила формируются на основе шаблонов с ограничением сложности.
Система больше заточена под web-мониторинг и со своими задачами справляется хорошо, но пользователи хотели бы видеть более расширенную функциональность – например, возможность глубокой аналитики. В сравнении с некоторыми конкурентами, имеющими больший функциональный потенциал, стоимость Monitis кажется завышенной.
редоставляет возможность бесплатного использования в течение 15 дней.
Zidium
Ещё один российский аналог, но в сравнении с конкурентами кажется очень уж примитивным – нет некоторых важных функций, интерфейс упрощен, охватывает далеко не все типы мониторинга. Строго говоря, основной функцией Zidium является мониторинг сайтов и приложений, хотя инфраструктурный мониторинг тоже выполняется. Предлагает заказчикам несколько вариантов: установку на своём сервере, бесплатный тариф с лимитами и развёртывание на оборудовании клиента.
И отдельно — об охвате:
Смотрите также: Огромная подборка инструментов сисадмина
8К открытий8К показов