Изоляция Рунета: зачем это нужно и как повлияет на обычных пользователей

Дисклеймер Мнение редакции может отличаться от мнения автора статьи.

В начале прошлого года был утверждён план мероприятий по направлению «Информационная безопасность» программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Реализация этого плана отразилась в частности в Законопроекте № 608767-7, который 14 декабря 2018 года был внесён на рассмотрение в Госдуму, а 7 февраля 2019 года ответственный комитет принял решение о представлении законопроекта в Совет Государственной Думы. И это несмотря на то, что у Правительства есть ряд вопросов по данной инициативе.

Развитие событий намекает на то, что скорее всего данный законопроект будет принят Госдумой. Попытаемся разобраться, что это за инициативы и чем они грозят рядовому пользователю.

Зачем это нужно

В пояснительной записке указано, что законопроект призван ввести «защитные меры для обеспечения долгосрочной и устойчивой работы сети Интернет в России, повышения надёжности работы российских интернет-ресурсов» с учётом «агрессивного характера принятой в сентябре 2018 года Стратегии национальной кибербезопасности США». Таким образом, законодатель пытается преподнести данную инициативу как подготовку к возможному отключению России от глобальной Сети, а не как изоляцию Рунета с целью ограничить свободы граждан.

Однако нет никаких гарантий, что технические средства, призванные якобы обеспечить независимую работу российского сегмента Сети, не будут использоваться и для блокировки неугодных зарубежных источников информации. По крайней мере, в действующей редакции законопроекта предусмотрены меры, позволяющие не только маршрутизировать трафик исключительно через внутрироссийские узлы связи, но и определять его источник и блокировать:

Предусматривается возможность установки на сетях связи технических средств, определяющих источник передаваемого трафика. Технические средства должны будут обладать возможностью ограничить доступ к ресурсам с запрещённой информацией не только по сетевым адресам, но и путём запрета пропуска проходящего трафика.

Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»

Каким образом ограничение неугодных ресурсов поможет стабилизировать работу Рунета остаётся загадкой.

Какие ещё страны ограничивают доступ к Сети

Россия не первой пытается взять под жёсткий контроль работу Сети. Среди стран, которые так или иначе регулируют и ограничивают потоки трафика в интернете, можно обозначить Китай, Северную Корею, Индию, Иран, Беларусь и ещё ряд других стран.

Отдельно стоит выделить Китай и Северную Корею. Китайский сегмент Сети хоть и не изолирован от глобальной, но эксплуатирует чуть ли не самую мощную систему фильтрации трафика, называемую Великий Китайский файрвол или Золотой щит. Северная Корея же практически полностью закрыла доступ к Глобальной Сети рядовым пользователям и создала свой «интернет» с мелодичным названием Kwangmyong (Кванмён). Что ж, если выбирать из двух зол, то путь Китая кажется более умеренным. 🙂

Чем это грозит рядовому пользователю

Пока эта инициатива вообще ничем не грозитДаже когда законопроект будет принят, всё будет работать как и раньше. Ведь уже и сейчас с лёгкостью блокируются неугодные ресурсы, и скорее всего здесь ничего не изменится.

С точки зрения возможной изоляции всё просто: если Россию «отключат» от интернета, или она сама себя «отключит», то кроме того, что не будут работать некоторые зарубежные соцсети и мессенджеры, скорее всего возникнут проблемы в банковском секторе, работе IoT и ещё во многих не очевидных для простого пользователя вещах. Также исходя из опыта Северной Кореи (да и общей логики), доступ к российскому сегменту Сети будет ограничен для остального мира, что чревато убытками для российского бизнеса.

Что конкретно будут делать

Как и в более ранних инициативах по регулированию средств связи, обязательства по установке оборудования для реализации законотворческих идей лягут на плечи операторов связи (а через них и на рядовых пользователей):

Оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязан обеспечить установку в своей сети связи технических средств противодействия угрозам…

Проект изменений в Федеральный закон от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи»

Исходя из того же текста законопроекта, операторы связи, собственники или владельцы технологических сетей связи, а также иные лица, имеющие номер автономной системы, в случае использования сети Интернет обязаны:

  • корректировать маршрутизацию сообщений электросвязи по требованию федерального органа;
  • для разрешения доменных имён использовать сервера, функционирующие на территории РФ;
  • предоставлять в электронной форме в федеральный орган исполнительной власти информацию о сетевых адресах абонентов и их взаимодействии с другими абонентами, а также информацию о маршрутах сообщений электросвязи.

Как видим, информация для передачи в органы федеральной власти очень интересная.

Насколько высока вероятность воплощения этих планов в жизнь

Судя по стремительным темпам прохождения у законопроекта есть все шансы быть принятым в ближайшее время. Более того в бюджет уже начали закладывать затраты на реализацию данной законодательной инициативы.

Что в итоге

Даже у Правительства есть масса замечаний к законопроекту. Это говорит о том, что он ещё очень сырой и на первых порах его реализации исполнительная власть будет тренироваться, что несомненно может отразиться на удобстве рядовых пользователей, как это уже происходило с мессенджером Телеграм, при попытке блокировки которого был ограничен доступ к ряду добросовестных сервисов Сети. При этом полной изоляции от всемирной паутины ожидать скорее всего не стоит.