Обложка статьи «Как программисту стать управленцем — отвечают эксперты»

Как программисту стать управленцем — отвечают эксперты

Порой у программистов возникает желание вырасти в управленцы. Однако это совсем не то же самое, что выучить новый фреймворк — зачастую здесь нужны навыки, отличные от привычных, да и род занятий разительно отличается. Спрашиваем у экспертов, что нужно делать и какие навыки развивать, чтобы стать руководителем.

Как программисту стать управленцем?

Для начала определитесь, действительно ли вы хотите этого? Готовы ли вы к тому, что программирование из вашей профессиональной жизни может уйти по большей части или даже полностью? Хотите ли вы постоянно общаться с другими людьми? Если нет, то, возможно, не стоит мучать себя и других, к тому же кроме становления менеджером есть другие пути развития, да и они не всегда получают больше разработчиков (если вы исходили из этих соображений, когда думали стать управленцем).

Если же уверены, что хотите попробовать стать менеджером, то… пробуйте. Начните брать на себя проекты внутри компании и постепенно вживаться в роль управленца. Чтобы в случае провала было не так обидно, пусть вначале они будут небольшими. Если такой возможности нет, то лучше идти на управление проектами в ту компанию, где понимаешь стек технологий, продукты компании и бизнес-модель.

Само собой, по щелчку пальца управленцем вы не станете — нужно развивать соответствующие навыки. Что пригодится менеджеру:

  • Умение брать ответственность. За себя, за команду и за бизнес. Прокачивайте лидерские качества, учитесь вести за собой людей.
  • Коммуникативность. На позиции руководителя вам придётся много общаться, причём иногда и с теми, с кем не хотелось бы. Учитесь избегать конфликтных ситуаций и выходить из них. Также не менее важно умение слушать и мотивировать. Часто начальнику приходится работать психотерапевтом: выслушать и подбодрить сотрудника, видеть его направления для развития, учитывать его интересы.
  • Делегирование. Когда ты опытный программист, велик соблазн взять всё в свои руки и сделать «точно как надо». Не надо так, ведь у вас в подчинении уже есть специалисты для этого. Нужно делегировать так, чтобы сотрудники реализовывали свой потенциал, выполняли задачи и давали результат, руководитель же в это время должен сосредоточиться на стратегических задачах.
  • Умение видеть суть. Большая часть времени руководителя может уходить на всякие совещания, собеседования, разговоры с сотрудниками и т. д. Времени заниматься стратегическими задачами остаётся мало, поэтому нужно уметь четко отделять важные вещи от менее важных и правильно расставлять приоритеты.
  • Стрессоустойчивость. Даже в отлаженных проектах всё может пойти не по плану – нужно уметь подстраиваться под ситуацию и принимать решение буквально в течение нескольких часов.
  • Видение будущего. В отличие от сотрудников, которые решают задачи в рамках своих компетенций, у руководителя должно быть понимание развития проекта и команды в долгосрочной перспективе.
  • Гибкость. Умение быстро с минимальными потерями и эффективно перестроиться под изменения окружающей действительности, поменять план действий и показать положительный результат дорогого стоит. Не менее важно создать условия для этого всей команде.
  • Также полезным навыком является умение не только проводить собеседование и искать сотрудников, но и понимать кто нужен в команду, с какими компетенциями и под какие задачи.

Прочтение нескольких книг не сделает из вас специалиста, но и лишними они не будут. Что рекомендуют эксперты:

  • Бен Хоровиц, «Легко не будет»;
  • Георгий Щедровицкий, «Оргуправлеческое мышление»;
  • Джим Кэмп, «Сначала скажите “Нет”»;
  • Дэниел Гоулман, «Эмоциональный интеллект в работе»;
  • Кейт Феррацци и Тал Рэз, «Никогда не ешьте в одиночку и другие правила нетворкинга»;
  • Лисса Адкинс, «Коучинг agile-команд. Руководство для scrum-мастеров, agile-коучей и руководителей проектов в переходный период»;
  • Макс Эггерт, «Мотивация»;
  • Максим Батырев, «45 татуировок менеджера»;
  • Марк Гоулстон, «Я слышу вас насквозь. Эффективная техника переговоров!»;
  • Патрик Ленсиони, «Пять пороков команды. Притчи о лидерстве»;
  • Питер Друкер, «Управление по результатам»;
  • Питер Друкер, «Эффективный руководитель»;
  • Питер Тиль, «От нуля до единицы»;
  • Роберт Саттон, «Не работайте с м*даками. И что делать, если они вокруг вас»;
  • Твайла Тарп, «Привычка работать вместе. Как двигаться в одном направлении, понимать людей и создавать настоящую команду»;
  • Эндрю Гроув, «Выживают только параноики»;
  • Эндрю Гроув, «Высокоэффективный менеджмент»;
  • Эрик Рис, «Бизнес с нуля».
100500

Напоминаем, что вы можете задать свой вопрос экспертам, а мы соберём на него ответы, если он окажется интересным. Вопросы, которые уже задавались, можно найти в списке выпусков рубрики. Если вы хотите присоединиться к числу экспертов и прислать ответ от вашей компании или лично от вас, то пишите на experts@tproger.ru, мы расскажем, как это сделать.