Написать пост

Отличия junior, middle и senior разработчиков — объясняют эксперты

Аватар Анастасия Витвицкая

Наш подписчик прислал вопрос в редакцию Tproger: «Чем отличаются junior, middle и senior разработчики?» Предоставляем вам ответы экспертов.

Обложка поста Отличия junior, middle и senior разработчиков — объясняют эксперты

Нам пришел вопрос от подписчика Tproger, которым мы хотим поделиться с вами:

«Чем отличаются junior, middle и senior разработчики? Как происходит переход между этими уровнями?»

Мы обратились за разъяснением к нашим экспертам, а полученные ответы предоставляем вашему вниманию.

Junior, middle и senior разработчики: в чём отличие?

Упрощенно различие между уровнями разработчиков можно описать так: Junior — совсем новичок, может мало и часто с чужой помощью; Middle может многое и сам; Senior помогает всем, руководит или является гуру в одной из сфер. Кроме способности решать задачи, в разработчике для нас важны знания и вовлеченность в жизнь команды и продукта.

Конкретное наполнение уровней зависит от стека технологий, который используется в компании. В ISPsystem деление примерно такое:

Junior разработчик — вчерашний студент или даже школьник, имеющий случайный набор начальных навыков, который мы сочли достаточным, чтобы дать человеку шанс. Готов выслушивать критику и много учиться.

Middle разработчик — вчерашний Junior, успешно освоивший весь стек технологий, используемый командой. Его уже не пугает командная строка и Git. Он уверенно, самостоятельно и в срок решает небольшие задачи/баги. Высказывает полезные замечания при просмотре чужого кода.

Senior разработчик — ментор, евангелист. Ему можно поручить новый продукт или направление. Он уже руководит подразделением (teamlead) или является очень крутым разработчиком (techlead). Партнер компании. Он понимает, для кого делается тот или иной продукт. Кто, что и как должен делать.

Внутри этих понятий тоже есть разделение. Кроме Junior, есть Junior+ и Junior++. Аналогично с Middle, а с Senior — нет. Senior он есть, и все. «Он крут! Сам все решает и делает. Имеет авторитет в команде и вне» — так закреплено у нас. Мы ориентируемся на эти уровни при поиске новых программистов и для работы с теми, кто уже в команде. Глядя на требования — а они зафиксированы и открыты, — сотрудники понимают, в какую сторону «копать», чтобы вырасти. Это что-то вроде OKR (Objectives and Key Results).

Как происходит переход между уровнями? Первая оценка идет на собеседовании, далее — каждые полгода. Разработчик и его тимлид (или ментор) встречаются и определяют цели (те самые OKR), которые сотрудник должен достичь для повышения (или смотрят, достиг ли он поставленных ранее целей). Вырос Junior или нет, решает ментор и тимлид. Решение о переходе с уровня Middle на Senior принимает СТО. Предусмотрено также, что в этом могут участвовать и другие разработчики уровня Senior: один из них выдвигает коллегу, а окончательное решение принимают расширенным составом

Первое, что приходит на ум при обдумывании ответов на вопросы, – модель приобретения навыков Дрейфуса и матрица компетенций Джозефа Сиджина (Joseph Sijin). Но первая из них слишком общая, а вторая в чем-то чересчур подробная, в другом же – зияет лакунами. Поэтому мы постараемся дать оригинальный ответ, не изобретая вместе с тем велосипеда.

Постановка вопросов подразумевает описание устоявшейся практики, поэтому мы не будем рассматривать ситуацию «как должно быть». Вместе с тем, опустим критерии и подходы, используемые в организациях, исповедующих формализм, в которых движение разработчиков по карьерной лестнице происходит по таким критериям как «выслуга лет», «образование по специальности» и т.п. Так же мы выпустим случаи, когда кого-то «апнули», чтобы удержать и подобные им. Поскольку вопросы обобщенные, мы также не будем рассматривать отдельно специализации разработчиков, их «скилловость», хотя понятно, что они оказывают влияние.

На мой взгляд, при оценке уровня разработчика необходимо учитывать следующие навыки, знания и характеристики:
1. Вычислительные технологии (Computer Science): структуры данных, алгоритмы, системное программирование;
2. Программная инженерия (Software Engineering): VCS, IDE, CASE, CI/CD, middleware, процессы, метрики;
3. Программирование: языки программирования, библиотеки, каркасы, организация кода, организация собственной работы;
4. Коммуникативные навыки;
5. Когнитивные навыки;
6. Знание предметной области;
7. Опыт.

Часто первые две дисциплины незаслуженно обделяют вниманием, однако они играют большую роль при построении эффективного процесса разработки и оказывают значительное влияние на качество разрабатываемых приложений. Случалось встречать разработчиков, претендующих на позицию старшего разработчика, но не знающих что такое стек или граф. Возникает вопрос, если человек не знает, что такое стек, то насколько эффективно он может использовать, например, отладчик? Если человек не обладает знаниями о процессе разработки, то, как он может эффективно участвовать в нем?

Кроме прочих очевидных характеристик и знаний, я хотел бы обратить внимание на когнитивные навыки: профессия разработчика требует постоянного обучения не только для того, чтобы расти, но и для того, чтобы оставаться на своем уровне, идя в ногу со временем. И здесь важную роль играют память, внимание, способность фокусироваться, скорость обработки информации.

Опыт является довольно условной характеристикой, бывают случаи, что человек за 5 лет может достичь уровня эксперта, а некоторым недостаточно и 10, чтобы стать Middle.

Junior – разработчик, который только начал свой путь в программировании. Человек освоил синтаксис языка и может писать простейшие программы/скрипты. В коммерческой разработке это означает, что человек может решать простейшие задачи, более сложные задачи он может выполнять с помощью и под контролем опытного коллеги. Давать такому разработчику сложные задачи и ждать от него разумного исполнения (как по качеству, так и по срокам) нельзя. Код junior-разработчика нуждается в постоянном ревью.

Middle – разработчик, который уже имеет некоторый опыт в программировании. Он уже может самостоятельно выполнять сложные задачи, но ему необходимо указать направление. По стеку технологий такой разработчик имеет не очень богатый бекграунд и не всегда может выбрать необходимые и достаточные инструменты для решения задач. Middle-разработчик видит решение конкретной задачи, но не всегда представляет общую картину и то, как решение задачи интегрируется в архитектуру проекта.

Senior – разработчик с широким кругозором. Такой специалист знает несколько языков программирования, может с нуля реализовать архитектуру проекта, выбрать стек технологий, подходящий под техническое задание с учетом будущего развития проекта. Он постоянно изучает новые технологии и решения, появляющиеся в индустрии, сравнивает инструменты и находит плюсы и минусы каждого решения. При решении поставленных задач программист видит общую картину, не привязывается к каким-то конкретным технологиям, а выбирает наиболее подходящие для задачи, и решает ее с учетом дальнейшего развития проекта и его требований.

Переход между уровнями происходит со временем, если разработчик стремится к постоянному развитию. При изучении новых языков и технологий технический бэкраунд программиста растет и этот переход становится возможным. Человек понимает, что хочет и может решать более сложные задачи, чувствует что ему хватает для этого знаний, другие разработчики признают его авторитет и выбор решения.

Для развития своих навыков необходимо: изучать новые языки и подходы программирования (ООП, функциональное программирование), читать исходный код популярных проектов (находить плюсы и минусы представленных решений), изучать разные СУБД, NOSql решения, механизмы кеширования, очереди и тд.

Если выделить какой-то критерий оценки – наверное это самостоятельная работа над проектом, степень погружения и качество кода. Например, middle-разработчик способен самостоятельно произвести оценку своей части проекта и приступить к его разработке, без дополнительной помощи. И что важно – без дополнительной проверки и переписки кода за ним. Чего не сможет сделать junior-специалист, которому потребуется консультация коллег и, возможно, помощь непосредственно в разработке. Senior-специалист должен видеть картину разработки в целом, представлять полную архитектуру проекта и понимать, что в итоге должно получится в релизной части. Конечно же, навыки программирования и опыт разработки играют далеко не последнюю роль в этой оценке.

Что касается перехода между уровнями – момент довольно субъективный. Есть случаи, когда сама компания не дает вырасти специалисту, например, простые задачи и плохое качество кода считается нормой. И даже если разработчик перешел на middle-уровень, это совсем не значит, что он действительно стал специалистом на уровень выше. Переход между уровнями должен сопровождаться качественным ростом навыков разработчика, навыков написания кода и, повторимся, самостоятельностью в принятии решений.

Junior, middle и senior разработчики – градация, которую чаще всего используют на ИТ-рынке, но далеко не всегда понимают, как именно она строится. Обычно junior-разработчика определяют как новичка с реальным опытом работы до 1-1,5 лет, middle-программиста – как все еще обучающегося специалиста с опытом 1-3 года, а senior – как профессионала, проработавшего в компании добрых 5-6 лет.

На самом деле эта градация не совсем корректна. Есть те, кого можно и через 4 года работы в компании отнести к разряду новичков, а есть настоящие «бриллианты», которые всего через несколько месяцев после выхода на рынок уже проявляют самостоятельность и не бегают каждые 5 минут с вопросами к старшим коллегам. Поэтому, на мой взгляд, иерархию ИТ-специалистов можно и нужно выстраивать в зависимости от тех профессиональных навыков, которые они осваивают.

Так, junior – это обычно человек с маленьким опытом разработки или вообще без него. Конечно, он обладает теоретическими знаниями и, вполне вероятно, профессиональным образованием или, как минимум, освоенной программой курсов по программированию. Часто – понимает основы алгоритмизации и основные структуры данных, возможности выбранного языка программирования и выбранного 1-2 фреймворков. Однако эти знания, как правило, не систематизированы, обрывочны и не подкреплены практическим применением. Поэтому работать ему приходится под присмотром руководителей или старших товарищей: код, который он пишет, нуждается в проверке со стороны более опытных специалистов.

Middle-разработчик обычно обладает практическим опытом разработки. Как правило, при этом он знает несколько языков программирования/фреймворков. И благодаря тому, что его знания систематизированы, такой специалист способен самостоятельно решать задачи – за ним почти не приходится переписывать код – и даже может передавать свои знания junior-разработчикам.

Наконец, senior – уже эксперт в своей области. Он имеет большой практический опыт разработки, способен видеть и связывать воедино явления на разных уровнях абстракции благодаря глубокому пониманию архитектуры системы. Он может оценить области применимости разных фреймворков. Это тот человек, который способен самостоятельно заметить и исправить ошибку в коде, найти несколько уникальных способов решения одной и той же задачи. Благодаря этому ему доверяет команда – и он способен довольно легко организовать процесс взаимодействия ее участников.

Конечно, это далеко не вся иерархия программистов. Над указанными позициями, к примеру, стоят архитекторы – люди с глубоким пониманием процессов в ИТ, которые могут работать с передовыми технологиями на рынке и способны принимать глобальны решения по конкретным проектам.

Чтобы развиваться в ИТ, нужно понимать, что придется постоянно держать руку на пульсе – технологии развиваются настолько стремительно, что даже профессионалы своего дела вынуждены постоянно заниматься самообразованием: читать новые статьи и исследования по теме, тестировать новые продукты и технологии. Любые знания в этой сфере полностью устаревают уже через 3-5 лет, и если нет постоянного роста, можно из senior снова «скатиться» на позицию middle.

Деление это скорее условное, в большинстве компаний часто используется для определения зарплатных вилок, но по смыслу своему предназначено, в первую очередь, для упрощенного понимания квалификации разработчиков.

Junior разработчик – обычно это стажеры или сотрудники с отсутствующей квалификацией по определенной технологии. Обычно берут в команду к более сильным коллегам, которые помогают им не только с постановкой задачи, но и с выбором инструментов для ее решения. Младшим доверяют простые, некритичные для проекта задачи, на которых они скорее учатся, чем доставляют конкретный результат. В среднем через 1-1,5 года в меру способный junior developer уже готов к переходу в категорию «среднячков».

Middle разработчик – это уже опытный сотрудник, готовый к самостоятельной работе. Пускай он все еще не может правильно определить приоритеты или выбрать наиболее эффективный способ решения задачи, но и контроля со стороны «старших» он требует существенно меньше. Ошибок у него уже намного меньше, а иногда, в первую очередь из-за своей увлеченности и упёртости, он даже может найти нестандартное решение, которое оказывается лучшим как с точки зрения подхода, так и по результативности.

Senior разработчик – это достаточно уверенный и опытный специалист, прошедший боевое крещение реальными проектами, переживший не один дедлайн и в одиночку успешно выбравшийся из-под обломков неожиданно рухнувшей системы. Такими матерыми бойцами ИТ-фронта становятся, за редким исключением, минимум года через 3 после начала карьеры. Основное отличие «старших» в том, что они уже полностью самостоятельны и могут не только единолично принимать правильные решения, но и нести за них ответственность перед заказчиками и пользователями разрабатываемых решений. Достаточно часто они управляют собственной командой менее толковых опытных сотрудников, при этом существенно меньше сами пишут код, зато могут беглым взглядом выявлять ошибки и упущения новобранцев, помогают им с расстановкой приоритетов и определением направления для развития. Кроме того, это уже однозначные эксперты в определенной области, которые высоко ценятся на рынке труда.

Путь к уровню Junior разработчика начинается, когда в компанию приходит вчерашний студент с опытом решения некоммерческих задач и так называемых pet projects – небольших проектов, реализованных рамках обучения. Когда он попадает в команду, на него обрушивается множество новой информации, но самое важное он получает наставника. В этот момент человек должен демонстрировать быструю обучаемость, не задавать два раза одни и те же вопросы и постараться максимум времени уделить обучению и задачам. Обычно компании берут человека, если до уровня junior ему осталось не более 6 месяцев. Так происходит, потому что простых задач в разработке не так уж и много. Часто их приходится специально искать под джуна, чтобы он мог на чем-то учиться. В результате компания тратит больше, чем получает.

Достижение уровня Junior означает, что человек перестал отнимать существенное время у наставника и начал самостоятельно и качественно решать задачи в единицы дней. Маркером может быть то, что наставник начал принимать его работу с первого раза после ревью кода. На этапе джуна мелкие задачи – это чаще всего исправление некритичных ошибок, добавление и изменение элементов пользовательского интерфейса.

Middle разработчик– это человек который уже набрал определенный опыт. Он понимает процессы в команде, архитектуру продукта, продуктовый контекст и почему все так, а не иначе. Он уже не боится задач длиной в неделю и более. Может декомпозировать эту задачу, в том числе на задачи в единицы дней, которые можно отдать джуну. Маркеры того, что человек перешел в разряд middle: наставничество, предложения по архитектуре и процессу, конструктивное обсуждение плана спринта, идентификация плохих задач и, самое главное, успешное решение задач средней сложности длиной в неделю и более. Middle – это человек, компетенции которого признала команда. Такой человек может справиться с добавлением новой бизнес-логики в существующий сервис, добавлением новых страниц интерфейса, добавлением новых функций API. В среднем путь от Junior до Middle занимает от 1 до 3 лет.

Senior разработчик – это человек, который решил, кем он хочет быть: тимлидом (руководить командой) или техлидом (заниматься техническими историями). Он перестает оперировать задачами, на вход он получает зону ответственности: продукт, отдельный бизнес-сервис, команду. Он сам понимает, что нужно делать, чтобы сделать хорошо. Senior, в отличие от Junior и Middle обучается сам, никто не говорит, что конкретно ему надо изучить. Senior часто выходит за пределы команды, начинает влиять на соседние команды и на жизнь компании в целом. Главный маркер Senior – он уже обладает серией успешно запущенных продуктов, у него есть ряд историй успеха. Еще один маркер – точность в оценках. За счет опыта решения различных задач senior может выбрать наиболее оптимальное решение и реализовать его самостоятельно или силами команды, при этом довольно точно попав в оценки по времени. Путь от middle до senior может занимать разное время. Кто-то достигает этого уровня за год, кто-то за 5-10 лет, а у кого-то этот переход так и не происходит

Исторически сложилось, что разница между уровнями junior, middle и senior определяется длительностью работы сотрудника на позиции разработчика: junior работает год-полтора, middle – два-пять, опыт senior’а составляет больше пяти лет.

Я не считаю такую градацию верным способом определить компетенцию сотрудника: разработчик может проработать на одном месте в условиях отсутствия сложных задач десять лет, так и не поднявшись на следующий профессиональный уровень. Гораздо более ценным фактором является степень ответственности, которую готов взять на себя разработчик при выполнении проектных задач.

Обычно junior’у достаются несложные задачи, для реализации которых ему необходим куратор, к которому он может обратиться с вопросами. Middle-разработчик справляется с задачами самостоятельно, по своей инициативе берется за задачи повышенной сложности, только в этом случае прибегая к помощи старших коллег. Если же разработчик способен решать задачи любой сложности, а коллеги часто обращаются за его авторитетным мнением, то такого сотрудника пора возводить в ранг senior. Переход между уровнями, как правило, происходит по результатам выполнения крупных проектов или на основании периодической оценки персонала, в рамках которой оцениваются не только профессиональные, но и личностные компетенции разработчика.

Многие считают, что у такого разделения есть чёткие границы в рамках всей отрасли, которые можно измерить и вывести в единую систему, по которой определять, к какому типу относится каждый специалист. Моё мнение — это ошибка. Уровень каждого конкретного специалиста необходимо считать по команде или компании, в которой он работает. Приведу пример: разработчик из небольшой студии, которая занимается потоковой разработкой однотипных проектов, может занимать в такой студии должность старшего разработчика(senior), но при этом если он пойдёт в крупную высокотехнологичную компанию, его уровень могут оценить как junior. Таким образом мы получаем человека, который для одной компании слишком силён, а в другую компанию его вообще не возьмут работать.

Если же разделять людей по уровню внутри компании, то, мне кажется, что самый простой способ, по количеству навыков и ответственности. Если человек не может выдавать качественный результат быстро и без контроля в силу своей неопытности — это junior. Если специалист решает много задач, не задавая вопросов и не заставляя кого-либо проверять каждую строчку, написанного им кода, — это middle. Если человек принимает решения по архитектуре всего приложения, проводит ревью кода и определяет, какой код хороший, а какой плохой, то это, скорее всего, senior. Более того, распределение задач между сотрудниками я бы тоже относил к senior, так как он лучше всех должен понимать уровень своих сотрудников.

Прежде всего, хочу сразу сказать – для нас данные уровни означают не только технические навыки (hard skills), но и навыки общения с людьми, работы в команде, готовность отвечать за свои решения (soft skills).

Чем выше уровень разработчика, тем выше требования к нему в части soft-skills. Технические навыки обычно разработчикам развить легче, чем навыки общения и командной работы, но именно навыки работы с людьми становятся очень важны для middle- и, тем более, для senior-разработчиков. Я не думаю, что возможна успешная работа команды из разработчиков, которые прекрасные «технари», но не желают или не умеют общаться между собой и работать для достижения единой цели.

От junior-ов мы обычно ожидаем желания учиться и готовности к разнообразным задачам разработки, чтобы понять свои слабые и сильные стороны. Рост обычно происходит в течение года, за это время сотрудник получает необходимые навыки для решения многоплановых задач и минимальный опыт.

Middle-разработчики уже обычно имеют некоторый опыт, достаточный для решения типичных задач, могут аргументировать и объяснить свои решения, это командные «игроки».

Senior-разработчики в свою очередь обладают опытом и навыками, которые позволяют им участвовать в проектировании систем, обосновывать и принимать решения, влияющие на общую инфраструктуру. Также мы ожидаем от сотрудников этого уровня активного участия в обучении других членов команды.

Нельзя сказать, что между junior/middle и middle/senior есть какая-то очень четкая грань, на основе которой человека однозначно можно было бы отнести к той или иной категории. На мой взгляд, junior – это человек, который знает основы программирования, теорию, свободно владеет каким-либо языком программирования в степени, достаточной для выполнения типовых рабочих задач, когда не требуется нетривиальных решений. Забегая вперед, можно сказать, что возникающие трудности у junior могут разрешиться простой консультацией с middle, для которого такие задачи и вопросы – это пройденный этап. В большинстве случаев, обладая совсем небольшими знаниями и опытом, junior-ам часто кажется, что они уже многое освоили, что они могут самостоятельно решать трудные задачи, что им пора уже становиться middle-ом. Junior-ы часто не заботятся о последствиях, не обращают внимание на такие мелочи и тонкости, которые могут, например, положить продакшн или существенно замедлить выполнение программы. И причина этому – опыт, точнее его отсутствие. Junior-ы часто пишут нечитаемый код, потому что для них важно здесь и сейчас выполнить поставленную задачу, потому что им еще не приходилось часами разбираться в чужом устаревшем запутанном коде.

Middle – это, как минимум, junior без перечисленных выше недостатков. Middle уже осторожен, он аккуратнее пишет код, старается предугадать возможные ошибки, следит за тем, чтобы его код был как можно более простым и эффективным. Middle способен решать нетривиальные задачи, которые могут длиться от двух часов и до двух недель, способен проводить исследования и обосновывать свой выбор конкретного решения, способен рассуждать о его плюсах и минусах. Считаю, что middle должен уметь заниматься грамотными оптимизацией, рефакторингом и обзором кода (review), он должен на продвинутом уровне свободно владеть языками и технологиями, которые необходимы в работе. Middle должен интуитивно понимать, что та или иная задача – типовая, и что с большой долей вероятности кто-то ее уже решил, и решение можно просто найти и использовать у себя. Как мне кажется, дополнительно к данному уровню можно отнести грамотный выбор решения и то, какую стратегию нужно выбрать именно сейчас, именно в данный момент: сделать максимально качественно, но долго, либо чуть более небрежно, но быстро. Небрежность – это всегда плохо, но часто бывают ситуации, когда быстрая реализация приносит намного больше пользы. Конечно же, такие решения тоже нужно уметь обосновывать. Последнее, на чем бы хотелось сделать акцент – в отличие от junior-а, middle уже может адекватно оценивать задачи по времени, и придерживаться намеченной оценки.

С Senior-ом выделить конкретные критерии сложнее. Наверное, главные качества senior-а – это его опыт и способность анализировать и предвидеть. Senior-у можно давать самые сложные задачи и быть уверенным, что задачи либо будут выполнены, либо будет доказано, что задачу в поставленном контексте выполнить невозможно. Senior способен проектировать архитектуру программы, задавать вектор развития программного продукта. Senior-у, зачастую, не интересно заниматься простыми задачами, которыми занимаются Junior-ы или middle-ы, ведь он знает, что даже, пускай он еще не занимался такими задачами, но точно знает, что решит задачу за указанное время. Наверное, можно сказать, что Senior-ы работают на более высоком, абстрактном уровне.

На мой взгляд, переходы между рассматриваемыми уровнями установить очень трудно, особенно если рассматривать переход middle-senior. Увидеть, что junior окреп до уровня middle не так сложно, как сказать, что middle теперь полноценный senior. Также убежден, что если senior может самостоятельно принять решение о том, что junior теперь middle, то переводить middle-a в senior-а должен не один человек, а целая экспертная группа. И у каждого из экспертной группы доводы могут быть свои.

К тому же считаю, что между переходами от уровня к уровню должно пройти время. Это говорит о том, что навряд ли junior поднимется до уровня senior за полгода. Для этого должно пройти укрепление личности и мировоззрения самого человека. Со временем меняется картина того, что происходит вокруг, меняются взгляды, приходит мудрость. Нужно действительно созреть для того, чтобы стать высокопрофессиональными middle или senior. И у каждого это время свое. Поэтому я не привержен к тому подходу, когда в компаниях человека из грейда в грейд переводят исключительно на основе тестов по проверке его теоретических знаний, здесь также очень важна психологическая составляющая, нужно понимать, способен ли человек брать на себя больше ответственности, сможет ли он психологически справиться с возрастающей нагрузкой. Ведь не обязательно всегда заставлять middle-а становиться senior-ом, потому что человеку может быть уже комфортно в его текущем положении, он научился тому, чему хотел, и теперь ответственно и качественно выполняет поставленные перед ним задачи.

Деления разработчиков на junior, middle и senior весьма условны, они часто зависят от особенностей работы компании. Один и тот же специалист может где-то считаться как Junior+, а кто-то его определит как крепкого Middle. Не существует единых стандартов перехода от одного грейда к следующему. В некоторых компаниях есть прописанные уровни с указанием того, что должен знать сотрудник, занимая ту или иную позицию. Но этот уровень часто не совпадает у разных работодателей.

Что должны уметь junior, middle и senior разработчики? На практике junior не знает как программировать на языке и испытывает трудности с пониманием нюансов бизнес-логики. Middle уже научился программировать, он понимает продвинутые аспекты языка, ориентируется в коде, знает, где найти ответы. При этот он еще не достиг нужного уровня опыта, чтобы оценивать большой объем кода, быстро в нем разбираться и понимать, что код делает. Специалиста уровня senior не нужно учить программировать, он сам разберется в деталях проекта и найдет наиболее эффективный способ решить поставленную задачу.

Сколько этим специалистам нужно времени для раскрытия своего потенциала? В какой-то компании разработчик может оставаться на позиции Junior пару лет, а сотруднику другой – хватит и одного года, чтобы стать Middle. Все индивидуально и зависит от того, как сама компания оценивает этих специалистов. Поэтому критерии для перевода сотрудника из одной позиции в другую достаточно субъективны. Не существует формальных способов однозначно оценить, к какой категории относится разработчик. Хороший руководитель или тимлид, работая с человеком продолжительное время, сможет дать характеристику этому специалисту.

Кто им в этом поможет? Если спустя несколько месяцев плотной работы в компании, Junior все меньше и меньше задает глупых вопросов, перестает повторять простые ошибки, а цикл доработок после проверки разработанной им функциональности на ревью кода или командой QA сокращается, значит, человек растет. Понимать и видеть прогресс подчиненного – задача руководителя. Если он замечает тенденции к улучшению, то может стимулировать сотрудника интересными задачами, решение которых приведет к дальнейшему росту – профессиональному, финансовому и др.

В процессе роста у разработчика появляются более сложные задачи, и в какой-то момент руководитель отдела принимает решение перевести его из одной категории в другую. В любом случае, сейчас мало кто обращает внимание на записи в трудовой, а вот на ваш опыт и знания обращают много внимания. Особенно на технических специальностях.

В разных компаниях названия должностей программистов могут различаться – все зависит от принятых корпоративных стандартов. Не принципиально, каким словом принято пользоваться – специалист, инженер, разработчик, или каким-то другим. Для учета ранга сотрудникам чаще всего применяют трехступенчатую систему в виде привычных нашему уху «младший специалист, специалист, старший специалист» или идентичных по смыслу интернациональных «junior, middle, senior developer».

К примеру, разработчик, проработавший более года-двух и уже ответственный за разработку каких-то спецификаций ИТ-систем, может называться в одних организациях middle-разработчиком, а в других – инженером-программистом.

Junior – это, как правило, специалист, умеющий на базовом уровне работать с принятыми в проекте технологиями, но не имеющий за плечами ни «багажа» из пары лет опыта, ни знаний по текущему проекту. «Юниор» обычно работает под строгим присмотром старших коллег. Главная задача новичка на этом этапе – максимально глубоко погрузиться в специфику деятельности компании, поэтому можно и нужно задавать вопросы товарищам по цеху, интересоваться деталями рабочих процессов и вообще всячески путаться у всех под ногами. Для него важно показать, что он может одинаково результативно учиться и выполнять профессиональные задачи. Именно в это время на новичка обычно готовы тратить время и усилия, чтобы максимально быстро и эффективно ввести в работу – и такую редкую возможность нужно использовать по полной программе.

Только когда юниор набирается опыта и готов проявить самостоятельность в решении задач, он переходит в разряд middle-разработчик. Обычно такие разработчики не требуют сильного контроля со стороны старших и способны сами определять направление и метод реализации задач, которые им ставит руководитель. На этом этапе программист своими силами пишет и тестирует порученные ему компоненты системы, а также – нередко, но не всегда – отвечает за юниоров. Причем не так важно, сколько времени прошло с прихода человека в компанию – переход к middle-позиции обычно связан, прежде всего, с качеством и скоростью выполнения задач. Главное – избежать здесь «звездной болезни» и не прерывать процесс образования и самообразования: участвовать в профильных семинарах, вебинарах, проходить квалификационные курсы и экзамены.

Пожалуй, переход от middle к senior-разработчику – самый сложный. Ведущий разработчик должен не только уметь проектировать продукт «с нуля» и решать любые возникающие на проекте задачи с применением различных способов, но и быть способным взять на себя ответственность за итоговый продукт. Только заработав авторитет в компании, доверие младших сотрудников и руководства, а также доказав, что он готов день за днем показывать одинаково качественный результат работы, программист может ставить задачи другим сотрудникам.

Есть разные подходы к определению уровней junior/middle/senior. HR часто привязывают эту градацию к количеству лет опыта — это самый простой, понятный и неправильный способ. В некоторых компаниях, особенно больших или имеющих сложную предметную область, к этим уровням привязываются большие списки конкретных технических компетенций, но они для каждой компании свои. Мы в REG.RU на первое место ставим уровень самостоятельности и задач, которые разработчик может выполнять.

Junior-разработчик задачи может решать только небольшие, несложные и чётко поставленные. С самостоятельностью тоже всё не очень — мало знаний, много вопросов, важна постоянная работа с наставником или в хорошей команде. Если наставник есть и задачи позволяют — можно за год-другой пройти этот этап, но можно и лет на 10-15 на нём зависнуть, если не шевелиться — к сожалению, такие примеры мы нередко видим на собеседованиях.

Middle-разработчик уже закалён в боях, за советом постоянно не бегает, многое знает сам или может самостоятельно разобраться. Задачи ему разжёвывать не нужно, достаточно адекватно обозначить цель. Он владеет своей сферой ответственности, понимает контекст и способен принимать решения по реализации с учётом как технических нюансов, так и взгляда со стороны бизнеса и пользователей. В целом это — уровень большинства нормальных программистов.

Senior-разработчик вам сам расскажет, что нужно делать и почему. Он прекрасно знает свою часть проекта, понимает и формирует направление её развития. Он способен держать в голове самые большие и сложные задачи, работать на высоком уровне абстракции и учитывать самые неочевидные взаимодействия и последствия. Обычно на этом уровне возникает специализация — кто-то занимается сложным проектированием, кто-то знает глубокие особенности огромного количества инструментов и фреймворков, кто-то может организовать работу над большой задачей.

В некоторых компаниях переход между уровнями сопровождается аттестацией. И вот, вчера ты был junior, а сегодня уже middle. Но это, конечно, формальность. На самом деле профессиональный рост — процесс постепенный и каждодневный, и важно не то, каким словом тебя сегодня называют, а то, стал ли ты как разработчик лучше, чем вчера.

Напоминаем, что вы можете задать свой вопрос экспертам, а мы соберём на него ответы, если он окажется интересным. Вопросы, которые уже задавались, можно найти в списке выпусков рубрики. Если вы хотите присоединиться к числу экспертов и прислать ответ от вашей компании или лично от вас, то пишите на experts@tproger.ru, мы расскажем, как это сделать.

Следите за новыми постами
Следите за новыми постами по любимым темам
237К открытий237К показов