Написать пост

С чего ребёнку начать изучение программирования — отвечают эксперты

Аватар Никита Прияцелюк

Игры порой пробуждают у ребёнка желание программировать. Как это желание воплотить так, чтобы у ребёнка не пропал интерес к программированию?

Обложка поста С чего ребёнку начать изучение программирования — отвечают эксперты

Не секрет, что дети любят компьютерные игры. Играя в них, они часто мечтают стать разработчиками таких игр. Узнаем у экспертов, с чего лучше начать обучение, чтобы заинтересовать ребёнка (10–14 лет) миром программирования.

Не так давно сам столкнулся с вопросом: «Как помочь подростку определиться с профессией, как поддержать начинания?».

Сын заинтересовался разработкой. Отлично, сфера знакомая. ? Изучим, направим, разовьём, думал я, но на деле всё пошло не по моему плану.

  • Изначально пытался заниматься с ним по Якову Файн «Программирование для детей, родителей, бабушек и дедушек» и по сайту javarush. Абстрактная и непонятная теория больше демотивировала, чем побуждала к дальнейшему изучению.
  • Пробовал дать фундамент и объяснить конструкции языка, но подросток за практику и жаждет попробовать технологии в действии.
  • Ещё много времени съедали компьютерные игры, а мы, как хорошие родители, препятствовали этому занятию.

В какой-то момент сменили вектор: отдали всю ответственность сыну и перестали ограничивать в компьютерных играх. В итоге произошло насыщение, стал меньше играть и больше разрабатывать. Сегодня учится в ИТ-классе, занимает первые места в олимпиадах по программированию и планирует связать свою жизнь с разработкой.

С чего начать изучение IT, чтобы у подростка не пропал интерес? Верный ответ я не знаю, его знает мой сын:

У меня всё началось с большого желания создавать игры. Не помню, что было сначала — занятия по web-разработке в “Технотронике” или же изучение Unity, скорее одновременно. В web-разработке и Unity сразу виден результат, есть возможность получить готовое рабочее решение на выходе. Ну, а дальше смотрел видосики на YouTube и читал документацию.

Важно заинтересовать и потихоньку добавлять теории. Да ребёнок и сам увидит, что её начинает не хватать. А сегодняшний тренд на геймификацию образования — интересное решение, которое скоро даст свои плоды.

Рейтинг полезности ответа:
2.8

Я не профессиональный детский психолог и не педагог, но как отец двоих детей немного являюсь и тем, и другим. ?

Самое главное в любом начинании ребёнка — это поддерживать его внимание и интерес. А интерес, в свою очередь, появляется, когда ребёнок видит результат. Поэтому первый шаг в изучении программирования не должен быть длинным, а результат обязательно должен быть ярким, запоминающимся и самое главное — чтобы захотелось развивать его дальше. Для совсем маленьких это ещё и должно быть совмещено с игрой.

По моему скромному опыту, хороший эффект даёт написание простейших программ, управляющих умными устройствами. На таком примере ребёнок получает базовое представление о программировании как о средстве общения между человеком и машиной, а быстрый результат (дал команду, и машина её тут же исполнила) не отталкивает сложностью процесса (тысячи строк кода ещё впереди ? ).

Так с чего же на самом деле начать? Лучше всего остановиться на одном из инструментов визуального программирования — тогда ребёнок будет «видеть» программу; а в качестве умного устройства подойдёт игрушечный робот или конструктор, позволяющий такого робота построить (тот же LEGO MindStorms например). А когда ребёнок наиграется в роботов, научится описывать алгоритмы в виде блок-схем и понимать их, можно потихоньку «переезжать» на полноценный язык программирования — например на Python, по-прежнему оставляя в качестве объекта управления умное устройство. Так мы сразу убиваем двух зайцев: и ребёнка программированию учим, и претворяем в жизнь концепцию «умного дома»!

Рейтинг полезности ответа:
3.0

Это довольно сложный вопрос. По моему мнению, программировать можно начинать самое раннее в 11–12 лет. И это, конечно, должны быть простейшие игры, такие например, как «Змейка», «Лабиринт», которые наглядно позволяют познакомиться с такими структурами данных как списки, очереди, двумерные массивы. В качестве среды разработки можно посоветовать Unity и язык программирования C#. При наличии у ребёнка математического склада ума и достаточной усидчивости это увлечение может перерасти в серьёзный интерес, который, вполне возможно, останется на всю жизнь.

Рейтинг полезности ответа:
1.4

Пожалуй, самое правильное — учить программированию по играм. Что, в общем, логично, ведь с одной стороны детям интересен процесс, с другой — в рамках этого процесса закладываются основы понимания алгоритмов. По сути, технологии на этом этапе не так важны, главное — чтобы мышление в правильную сторону сразу заработало. ?

В этом контексте первое, что на ум пришло, — это LOGO: язык был создан в 1967 году в Лаборатории искусственного интеллекта Массачусетского технологического института. Если совсем просто, то черепашка как визуальный исполнитель команд даёт возможность превращать данные ей команды в понятийные обобщения.

Более продвинутый способ — Scratch: юные пользователи управляют там объектами-спрайтами. Скрипт действий с ними составляется из блоков, а сами блоки «отвечают» за различные функции — визуализация, движение, звук и т. д.

Ну, и куда же без Minecraft? Для него есть различные приблуды, позволяющие производить модификации.

И тут, собственно, проходит водораздел — между теми, кто хочет просто играть, и теми, кто хочет менять правила игры. Не факт, что из последних геймеров вырастут исключительно программисты, но проще проверить это на играх, чем на погружении дошкольника в Excel.

Рейтинг полезности ответа:
1.8

Компьютерные игры — это не 100 % уверенность, что ваш ребёнок заинтересуется программированием. Часто интерес к компьютерам заканчивается на играх и превращается в «игровую» зависимость. Поэтому начинать прививать интерес к IT необходимо раньше и используя разнообразные методики.

После изучения большого числа форумов и литературы я пришла к выводу, что в возрасте 3–5 лет можно заинтересовать ребёнка конструкторами/пазлами, начиная от самых лёгких больших блоков (LEGO Duplo, MegaBlocks) и заканчивая наборами с возможностью программирования/машиностроения (Lego Boost, Mechanics). Кроме этого, надо чутко следить, чтобы ребёнок проявлял к этому интерес и ни в коем случае не подстегивать его и не заставлять. В последующем это может вызвать «эффект музыкальной школы», когда после прохождения музыкальной школы человек больше никогда не садится за инструмент.

В школьном возрасте можно попробовать записать ребёнка на различные кружки с IT-тематикой (робототехника, программирование, VR), чтобы его детские забавы обросли теоретической частью, и взрослые наставники показали ему те или иные стороны современных технологий, о которых вы, возможно, даже не слышали. Кроме того, общение среди сверстников, соперничество (а это качество присуще всем IT-шникам) придадут его увлечению дополнительный стимул.

Также, я считаю, нельзя исключать и компьютерные игры, но их количество и качество должно строго регулироваться родителями.

В моём опыте компьютерные игры дали мне толчок к пониманию компьютеров и любви к ним, но их бесконтрольность привела меня к увлечению онлайн-играми, на которые была потрачена пара лет жизни.

Нельзя забывать и о литературе по программированию: сюда входят как фундаментальные книги, так и лёгкие, красочные журналы, которые в игровой форме расскажут о сложных технологиях и методиках.

Одним из самых действенных способов заинтересовать ребёнка программированием, конечно, является собственный пример, работа с ним в паре, рассказ о ваших задачах и способах решений.

Рейтинг полезности ответа:
2.5

Прежде всего следует спросить у самого ребёнка, что ему интересно, и исходя из этого строить учебный процесс. Тогда и глаза будут гореть, и дети будут стремиться получать новые знания.

В зависимости от возраста детей обучение можно построить несколькими способами:

  • Если ребятам 10–14 лет и это их первые шаги в программировании, подойдут среды визуального программирования и алгоритмизации, такие как Scratch и MIT App Inventor. Их плюс – в наглядности, возможности автоматически запустить только что написанную программу со смартфона. Это здорово!
  • У ребят постарше, 14–17 лет, как правило, амбиций чуть больше. Они хотят сразу приступить к делу, сложности их не пугают, напротив, они открыты всему новому. Для них отлично подойдет прототипирование устройств на Arduino и Raspberry Pi, соответственно будут изучаться языки C++ или Python.
  • Отдельно я хотел бы выделить среду для разработки компьютерных игр Unity, которая отлично подойдёт для детей того же возраста (14–17 лет), но более мотивированных, кто прямо горит желанием создавать игры. Их способна привлечь интегрированная среда 3D-моделирования. Она даёт возможность заставить всё созданное двигаться и подчиняться установленным правилам благодаря встроенной работе с языком программирования С#. Кроме того, плюсы Unity в том, что она бесплатная, и большинство современных популярных коммерческих игр создано именно на ней.

Когда в группе присутствуют уже заинтересованные ребята, задающие вопросы и мыслящие явно живей остальных, можно дать им возможность самостоятельно разобрать какую-либо тему в изучаемом инструменте (App Inventor, Arduino, Unity) и предоставить возможность презентовать остальным результат своих поисков.

Это улучшает способности детей к публичным выступлениям и презентации себя и своей работы.

Не столь важно, чем увлекается ребёнок: сбором и конфигурацией своих роботов, 3D-печатью, проектированием и запуском квадрокоптеров, дизайном мобильных приложений и т. д., главное — это должно приносить ему удовольствие. Тогда это увлечение позволит усвоить основы алгоритмизации и научит структурировать своё мышление, что в будущем, возможно, перерастёт в дело всей его жизни.

Рейтинг полезности ответа:
5.3

На самом деле, сегодня масса возможностей погрузиться в тему программирования: от популярных блогов на YouTube до специализированных обучающих программ и секций. Самое главное — помочь ребёнку выбрать направление развития и стимулировать его интерес. Особенность детской психики такова, что фокусироваться на чём-либо долго в раннем, да и среднем возрасте сложно. Ваша задача — сделать так, чтобы интерес вашего ребёнка к программной разработке постоянно поддерживался маленькими достижениями. Мой младший сын с шестилетнего возраста с большим удовольствием посещает кружок робототехники, где они из программируемых конструкторов создают простые механизмы. Мой средний сын, 13 лет, сейчас изучает программирование по специализированному онлайн-курсу в Фоксфорде, у него уже идёт программирование на компьютере, но задачи также завязаны в большей степени на визуал — отрисовка с помощью программы картинок, усложняемых от задачи к задаче. Таким образом частые небольшие достижения, которые можно посмотреть, оценить, его мотивируют изучать предмет дальше, причём абсолютно самостоятельно.

Рейтинг полезности ответа:
1.4

В вопросе обучения детей программированию есть два действующих лица: ребёнок и родитель. Ребёнок, который хочет научиться создавать игры, и родитель, который слышал, что программист — это востребованная профессия, и соответственно мама или папа готовы поддержать интерес ребёнка.

Но ни у ребёнка, ни у родителя (у родителя в большей степени) в основном нет никакого представления об IT-сфере, программистах, кроме того, что айтишник может и винду переустановить, и компьютер починить, и разработать сайт или игру.

В вопросе изучения программирования первым делом ребёнку и родителю (да, это важно, что и родителю) нужно простым языком рассказать про IT-сферу. Что при создании любых IT-проектов, включая игры, работает команда разных специалистов, каждый из которых отвечает за свою часть: кто-то за графику, кто-то за код и программирование, кто-то за сценарий, кто-то берёт на себя административные задачи и так далее. Важно рассказать простым языком, показав, что процесс создания проектов не так уж и сложен, главное разбить проект на подпроекты и в правильном алгоритме начать реализовывать.

Во-вторых, нужно более подробно рассказать о результатах работы программистов, дизайнеров и всех остальных «айтишников».

Для этого можно показать детям примеры работ и IT-продукты: красивые сайты, видеотизеры известных игр, программы для работы с графикой (тоже созданные программистами), графические рисунки и анимации.

В-третьих, после первых двух этапов необходимо задать вопрос ребёнку, уточнив, с чего он хотел бы начать изучение, и будет это программирование или, например, графика, разницы нет. Ведь главное, чтобы именно начало изучения и знакомство с IT было основано на индивидуальных особенностях и желании ребёнка. То есть мы создаём максимально комфортный порог для ребёнка при вхождении в IT-сферу и программирование.

Далее, перед тем как детям или подросткам пробовать покодить на одном из языков программирования или порисовать и поанимировать в специальных программах (Photoshop или After Effects), стоит для начала познакомить ребёнка с программами, которые направлены на то, чтобы дети научились алгоритмически мыслить как программисты, ведь это будет полезно не только при написании кода, но и при создании любых проектов.

Для этого можно использовать такие ресурсы как Scratch, Code Combat, Tynker. Это всё — визуальные программные комплексы, направленные на обучение детей программированию и алгоритмическому мышлению, но при этом на начальном этапе ребятам не придётся прибегать к синтаксису языка программирования (коду). В этих средах можно создавать игры, анимации и сразу видеть результаты своих действий (что немаловажно для детей при поддержании интереса к чему-либо).

В ходе обучения дети выбирают элемент игры или анимации (фон, персонаж, в общем, любой элемент) и задают алгоритм движения и взаимодействия этого элемента с другими элементами проекта. Далее программируют следующий элемент проекта и так далее. Получаются простые анимации и игры: «Кошки-мышки», «Танчики», «Звёздные войны» и много других прикольных проектов.

Рейтинг полезности ответа:
2.8
Следите за новыми постами
Следите за новыми постами по любимым темам
21К открытий21К показов