НСПК / 24.12.24 / перетяжка / 2W5zFK76vmn
НСПК / 24.12.24 / перетяжка / 2W5zFK76vmn
НСПК / 24.12.24 / перетяжка / 2W5zFK76vmn

Как работодатели относятся к соискателям, прошедшим только онлайн-обучение — отвечают эксперты

Аватар Никита Прияцелюк
Отредактировано

У онлайн-обучения есть свои плюсы перед традиционным образованием. Но что если человек прошёл только онлайн-курсы и хочет устроиться на работу?

18К открытий19К показов

У онлайн-обучения есть множество преимуществ перед традиционным образованием: не нужно никуда ехать, можно подбирать под себя расписание и т. д. Но что если человек прошёл только онлайн-курсы и хочет устроиться на работу? Спросили у экспертов, что они думают об онлайн-образовании и о соискателях, которые ограничиваются только им.

Как работодатели относятся к соискателям, прошедшим только онлайн-обучение?

Конечно, в первую очередь большинство компаний ищет сотрудников с большим практическим опытом работы. Но в ситуации дефицита кадров ряд компаний решают нанимать сотрудников с небольшим опытом и обучают их внутри. Обычно это крупные компании, у которых есть ресурсы на обучение сотрудников, либо совсем небольшие организации, которые в случае найма специалистов с минимальным опытом оптимизируют ФОТ. В IT и digital сферах довольно часто на младшие позиции нанимают соискателей с только теоретическими знаниями. Но при этом им необходимо продемонстрировать определенный уровень подготовки.

Для работодателя наличие у кандидата завершенных онлайн-курсов может свидетельствовать о его высоком уровне мотивации (особенно если он меняет направление деятельности) и самообучаемости. Конечно, всё сильно зависит от качества самих онлайн-курсов: есть те, которые содержат минимальную информацию, а есть те, которые грамотно и структурно дают необходимые знания. Курсы, на которых предполагается проведение тестирования и получения сертификата, гарантируют большую заинтересованность и погруженность обучающихся, а, значит, и более качественный уровень подготовки на выходе.

Можно посоветовать соискателям, которые обладают только теоретическими знаниями, быть готовым к длительному процесса поиска работы и не бояться пробовать. Но не стоит врать в резюме и на собеседованиях, так как онлайн-обучение всё-таки не заменит грамотный полноценный год работы.

В сфере IT формат обучения не играет большой роли. При собеседовании работодатели редко обращают внимание на то, где обучался соискатель – в вузе или онлайн-университете. Важнее опыт и портфолио. Компании не станут отдавать предпочтение кандидату только потому, что он получил классическое образование в университете. Лучше окончить онлайн-курсы, но подтвердить свои навыки на практике – например, показать примеры работ или референсы от бывших работодателей.

Если стоит выбор между двумя кандидатами, которые обучались онлайн, то решающую роль играет качество курсов. Больше всего ценятся иностранные образовательные ресурсы. Во-первых, на западе рынок онлайн-курсов больше развит, поэтому требования к ним выше. Во-вторых, занятия обычно проходят на английском, поэтому прокачивается навык владения иностранным языком. В digital-индустрии это особенно важно.

Другой не менее важный момент – это специфика курсов. Если работодатель ищет продакт-менеджера или digital-маркетолога, на собеседовании он вряд ли оценит специалиста с сертификатами по общему менеджменту или основам маркетинга. В такой ситуации многое будет зависеть от портфолио.

Желательно обосновать, почему вы проходили те или иные курсы. Может показаться, что работодателя обязательно впечатлят разносторонние интересы соискателя. Человек приходит на собеседование с сертификатами по SMM, введению в LTV и контент-маркетингу. Или одновременно изучает несколько языков программирования, верстает сайты и экспериментирует с машинным обучением.

Такая комбинация навыков скорее настораживает, чем впечатляет. Возможно, соискатель ищет себя и пока не нашел подходящую специализацию? Если вы пришли на интервью с пачкой сертификатов, лучше обосновать, почему вы проходили конкретные курсы. Например, изначально вы изучали SMM, а потом решили заняться контент-маркетингом, чтобы более эффективно работать с текстом. А после захотели выяснить, как с помощью полученных знаний увеличить пожизненную ценность клиента. В образовательной траектории обязательно должна прослеживаться логика

В последние год-два количество кандидатов с пометкой об онлайн обучении резко возросло. Раньше такую тенденцию мы наблюдали преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге, а сейчас формат онлайн привлекает и региональных соискателей. Ведь плюсы для соискателей очевидные: удобное время обучения, разнообразие курсов, экономия времени на дорогу, оптимальная стоимость курсов, доступность материалов в онлайн формате, возможность выбора преподавателей из профессионального сообщества.

Онлайн обучение становится хайповым направлением. Кроме аккредитованных и сертифицированных тренинг-центров с высоким уровнем подготовки материалов (баланс качества и стоимости, а также теории и практики), мы отмечаем, что обучение в формате онлайн проводят и инженеры, которые делятся своим опытом и дают реальные кейсы, делают их разбор.

На интервью по ИТ-вакансии наличие обучения является плюсом, но не главным критерием к отбору. Кандидаты, прошедшие такое обучение, рассказывают, как имея теоретический материал, они закрепляли его на практике. Порой знания студентов без онлайн обучения и с онлайн обучением отличаются структурированностью ответов, уверенностью в презентации. Иногда, наоборот, пройдя вебинар у тренера-самоучки знания могут быть искаженными или неверно истолкованными, так как раздаточного материала не было. Однако, такие инженеры чаще говорят о современных тенденциях, технологиях, их также выделяет многообразие прошедших курсов и неоправданно завышенные ожидания. Они предполагают, что их стоимость вырастет на рынке труда только за счет онлайн обучения. Увы, мы их переубеждаем.

Для HR интересны опытные сотрудники, которые выбирают онлайн обучение осознаннее, примеряя ее к текущим задачам, своему профессиональному росту или закреплению опыта. Они целенаправленно совершенствуют себя, оттачивают свое мастерство. Опытные сотрудники не только проходят онлайн обучение за счет компании, но и сами готовы инвестировать в себя.

Резюмируя, отмечу, что новичкам стоит быть аккуратнее при выборе провайдера по обучению, отдавая предпочтение крупной организации с системным подходом, лучше в офлайн формате. Онлайн образование, в свою очередь, отлично подойдет уже состоявшимся профессионалам, стремящимся нарастить свой функционал и базу знаний.

Уверена, данная тема возникла в связи с тем, что период самоизоляции автоматически перевел в онлайн практически все, включая любое обучение. И вопреки традиционным представлениям о том, что подобное обучение менее качественно, я сделала для себя много приятных открытий. Существуют образовательные платформы с высококлассным контентом по очень разным направлениям, и при этом онлайн-форма больше подходит для вдумчивого изучения и освоения темы – можно сколько угодно пересушивать материал, учиться в удобное время, когда тебя ничто не отвлекает и выше мотивация.

Делить соискателей и сотрудников по этому принципу мне бы не хотелось. В нашей компании, как и в отрасли в целом, 99% процентов имеют базовое высшее образование (пока это преимущественно очные формы, но кто знает, надолго ли?). А онлайн-обучение часто является дополнительным расширением возможностей, освоением нового функционала, повышением текущего уровня. Поэтому мне пока сложно представить, что у человека за плечами есть только онлайн-курс по отдельной теме и все. Однако если такие курсы являются дополнением к серьезной начальной базе, то это прекрасный показатель, мы будем рады таким кандидатам и благодарны сотрудникам, стремящимся к знаниям.

Для ответа на данный вопрос, наверное, изначально имеет смысл обсудить текущий уровень потенциального соискателя. Если мы говорим, что соискатель прошедший парочку онлайн-курсов претендует на статус «middle» или «junior+», то в таком случае я оцениваю уровень онлайн-образования, как образование низкого качества. Если же мы говорим о том, что человек прошедший курс претендует на уровень «junior-», то в таком случае большинство соискателей показывают неплохие навыки, т.к уровень требований довольно низкий. Но, если мы говорим, о сравнении трех типов соискателей(онлайн-образование, самоучки, фундаментальное образование), начинающих свою карьеру, то я бы отдал предпочтение фундаментальному образованию, т.к, большинство молодых людей, его получивших и, главное, выбравших дальнейший профиль по специальности имеют и внутреннюю дисциплину и необходимый фундамент для дальнейшего движения.

На второе место, я бы поставил самоучек. Причина в том, что такие ребята, как правило очень дисциплинированы, потому что смогли и получили знания самостоятельно. Они уже могут их применять, несмотря на то, что их инструментарий ограничен. Возможность применения знаний на простых задачах, как правило означает для бизнеса окупаемость. На третье место я бы поставил онлайн-образование, при этом кандидатов разделил бы на два типа:

  • те, кто получает новую специальность имея образование;
  • те, для кого это первое или единственное образование.

Первая группа кандидатов обычно крайне дисциплинированы и пришли в IT, по ряду социальных причин. Такие люди, даже в возрасте вполне хорошо обучаемы, а главное надежны. Вторая группа кандидатов самая для нас нелюбимая. Как правильно, это молодые ребята, которые не поняли кем они хотят быть и что хотят делать. Они подверглись «хайпу» и решили, что в IT (говоря о своей отрасли) все проще простого и вполне легко получить ЗП выше рынка. Это не так. На нашем рынке ценны только те, кто надежен и квалифицирован, т.к. здесь не бывает случайностей.

Именно поэтому, мы внутри своей компании всегда производим внутреннее обучение. Как правило, оно длится 3-4 месяца и соискатель прикрепляется к ответственному руководителю, выполняя его указания, повышает свою квалификацию.

Данная методика помогает прокачать выпускников с любым образованием, но если говорить о том, кто быстрее схватывает знания, то порядок именно такой, как я указал выше.

Естественно, отступления от трендов есть среди соискателей с любым образованием. Иногда бывают плохие выпускники хороших университетов и хорошие выпускники из плохих.

Мы всегда формируем требования для кандидатов, исходя из задач конкретных позиций. Так, для практикантской программы онлайн-обучения более чем достаточно, ведь у каждого практиканта есть опытный ментор с богатым практическим опытом. Он/она всегда готовы указать, какие именно моменты следует исправить, позволяя практиканту приобрести собственный опыт без риска для проекта.

Что касается позиций, где работа сразу требует самостоятельной работы и принятия решений, мы все же прежде всего смотрим на опыт в продакшене, а не на пройденные онлайн-курсы и теоретическую подготовку кандидата. Здесь стоимость ошибки гораздо выше для компании и с финансовой, и с репутационной точки зрения. Именно поэтому на собеседованиях мы стараемся убедиться, что у кандидата уже есть опыт успешного выполнения задач, схожих с теми, которые существуют в обсуждаемом проекте.

Говоря о качестве онлайн-обучения в целом — на мой взгляд, почти все, что нужно знать по любого рода теории в том или ином виде представлено в интернете. Но изучение материала совсем не гарантирует, что отдельно взятый кандидат сможет с легкостью перенести теоретические знания на практику. Это справедливо для любой сферы, не только IT. Поэтому в большинстве наших вакансий все же требуется практический опыт применения изученного в реальных проектах.

Многие компании, которые занимаются разработкой и исследованиями в области искусственного интеллекта, robotics и др., не всегда готовы рассматривать кандидатов, прошедших только онлайн-курсы. Есть мнение, что таким соискателям не хватает математического бэкграунда и общих знаний. В результате они проигрывают в процессе отбора кандидатам с профильным высшим образованием.

Тем не менее, работающие сотрудники, которые прошли только профильные онлайн-курсы, по-разному проявляют себя в работе — за плечами у каждого свой определенный багаж опыта, практики, знаний. Многие из них демонстрируют свое умение самообучаться, следить за тенденциями и стремление совершенствоваться — что является несомненным плюсом во время работы. Также они хорошо проявляют себя на junior ролях, стремясь развить как можно больше навыков, получить опыт в реальных условиях, что часто важно в стартапах или небольших компаниях, разрабатывающих софт.

Но встречаются и такие случаи, когда кандидаты после онлайн-курсов и небольшого практического опыта (например, фриланс) оказываются недостаточно подготовленными к работе. На практике оказывается, что многим явно недостает самостоятельности и необходимых навыков, и компаниям приходится тратить много времени на дополнительное обучение и развитие такого сотрудника вместо того, чтобы тратить ресурсы на разработку своего продукта. В частности, при найме ряд компаний часто делают на этом акцент и стараются избегать таких соискателей. Чтобы убедить потенциального работодателя в своих навыках, начинающим специалистам рекомендуется как можно чаще пополнять свое портфолио и не пренебрегать проектами на фрилансе и тестовыми заданиями.

Но нужно понимать, что каждый сотрудник и кандидат уникален и обобщить эффект от онлайн образования по-прежнему довольно непросто. Профессионализм работника во многом зависит и от его софт скиллов — проактивности, нацеленности на результат и самосовершенствования, от практики — реализации фриланс проектов, контрибуции в open source проекты, и того, насколько глубоко тот или иной курс позволил человеку узнать наиболее востребованные на работе технологии.

К тому же, карьерное развитие зависит от целей конкретного человека. Получить новую профессию, только пройдя онлайн-курс, едва ли возможно. Ни один сертификат не убедит работодателя — поскольку всё оценивается в совокупности. При этом повышение квалификации по своей профессии, освоение новых технологий или методов с помощью онлайн обучения расценивается очень позитивно — это говорит о том, что человек не стоит на месте, следит за трендами и стремится стать лучше.

Когда в резюме встречается отметка о прохождении онлайн-курса, я делаю вывод, что человек по крайней мере довёл обучение до логического завершения. Это плюс кандидату, как и наличие высшего образования. Отметками о прохождении некоторых известных курсов, например, от udemy или coursera, можно выигрышно дополнить резюме. Однако в целом у меня скептическое отношение к онлайн-курсам.

Качественные курсы – это почти всегда бизнес-проект, и организатор на этом зарабатывает. Чтобы оправдать высокую стоимость, программа может включать много информации, которая ещё долго не понадобится соискателю на работе. В результате человек тратит много времени на изучение вещей, которые он забудет к тому моменту, когда они могли бы ему пригодиться, да ещё и платит за это деньги.

Соискатель, прошедший только онлайн обучение и не имеющий в своем арсенале хотя бы малейшего портфолио, похож на человека, прочитавшего учебник по программированию, но не написавшего ни одной программы. Я думаю, что курсы наподобие HTML Academy часто создают у соискателей иллюзию касательно их уровня знаний по технологиям. В реальности соискателю на младшие позиции совсем не требуется знать многие аспекты технологий, которым учат на курсах. Гораздо более ценным является наличие большого количества самостоятельно написанных программ.

Часто бывает, что полученные по результату обучения дипломы создают у новичка опасное ощущение чего-то фундаментального. Важно понимать, что прохождение онлайн-курсов – это самый легкий путь, который только можно избрать. В целом хороший онлайн-курс равен хорошей книге, не более. Но прочитавший книгу человек как правило не решает, что пройдена важная веха, и он уже готовый специалист. А вот курсы и «корочки» формируют у соискателей ненужные иллюзии.

Для любого новичка важнейший навык – это научиться учиться, то есть уметь находить информацию, систематизировать ее, усваивать, ошибаться. В онлайн-курсах этого нет.

Встретить сегодня специалиста только с онлайн-образованием сложно — не пришло еще это время. Можно предположить и спрогнозировать его потенциальные преимущества, с некоторыми отступлениями. Например, многим из нас знакома заочная форма обучения, в России она активно развивалась и до сих пор популярна. Основной ее плюс — в том, что «заочники» или «вечерники», по идее, имеют возможность совмещать обучение и работу, то есть «идут по профессии». В итоге к окончанию вуза практикующий специалист получает академическую базу.

Что мы наблюдаем сейчас: интерес к онлайн-обучению огромный, но вот мотивации его завершить — мало. Статистика самого популярного онлайн-сервиса Coursera говорит об уровне удержания студента в 4%, а исследование университета Вашингтона, проведенное в 2016 году, показало, что лишь 49% слушателей массовых образовательных онлайн-курсов из Филиппин, Колумбии и ЮАР получили промежуточные сертификаты о пройденных модулях в курсе. Полностью проходят обучающие программы всего 30% респондентов. Эти цифры говорят о том, что мало начать учиться, важно завершить обучение. И наличие промежуточного сертификата может натолкнуть работодателя на мысль, что человек не доводит дело до конца.

Помимо самого диплома, будь то онлайн- или офлайн-платформа, важно иметь опыт и примеры работ, особенно если мы говорим о сфере ИТ. Абстрактные знания без практического применения забываются и спустя месяц становятся неактуальными. В этом смысле ИТ — та отрасль, где учиться надо постоянно и системно. И чем больше выполненных проектов, тем лучше. Поэтому можно и нужно прикладывать сертификаты об обучении онлайн, однако и кейсы выполненных проектов в таком случае должны быть обязательными.

Простота и доступность онлайн-обучения создают эйфорию «легкого образования». Но потом интерес угасает, курс бросают. А некоторые еще и приглашают «друзей», которые «помогают» пройти итоговую аттестацию для вожделенного сертификата. Отследить это на этапе резюме сложно, но первое собеседование с руководителем или даже тестовое задание скорее всего покажут обман. Поэтому в онлайн-обучении есть как и преимущества, так и недостатки. Среди плюсов — это удобно, не нужно тратить время на дорогу, можно выбрать обучение в ведущих вузах мира. Еще можно обучаться в комфортном вам темпе, совмещать с работой. Как правило, онлайн-образование менее затратно по стоимости. Среди минусов — потребуются высокая самоорганизация и умение выдерживать марафонские дистанции в обучении, не всем по душе такой способ коммуникации и обучения, учитывайте свой характер. А еще нужно много времени уделять самостоятельной практике, и если платформа не дает такой возможности, то обучение с большой долей вероятности не будет эффективным.

Эффект от прохождения онлайн-курсов зависит от пласта задач, которые специалистам предстоит решать в будущем. Если говорить о разработчиках сложных интеграционных проектов, то им не обойтись без фундаментального технического образования государственного вуза. Именно там IT-специалистов учат работать с большим массивом информации и находить необходимые данные.

В этом случае онлайн-курсы несут практически нейтральный эффект и могут только выступать в качестве дополнительного образования – они не заменят навыков, которые специалист получает в вузе. Недостаток задач в онлайн-курсах состоит в том, что они носят теоретический характер и далеки от разработки реальных проектов, где зачастую решение проблемы не описано ни в одном учебнике, и специалисту приходится его придумывать самостоятельно.

Однако в IT-индустрии, помимо сложной интеграции, есть много другой разработки, где требования к образованию снижены. В проектах, менее требовательных к большому анализу и нахождению нетривиальных решений, онлайн-курсы могут помочь в развитии. Хорошим примером может послужить должность html-верстальщика, где знаний школьной геометрии достаточно для решения поставленных задач. Качественная верстка во многом будет зависеть от опыта и дополнительных курсов.

Онлайн-курсы — это прекрасно, многие получают доступ к профессии благодаря той же «Нетологии» и «Курсере». Но одно сертификата курса недостаточно — нужен код, какой-то написанный проект, пожелания к будущему месту работы, какие-то мысли по собственному развитию: что за технологии хочется «пощупать», какие задачи хочется решить. Все это показывает заинтересованность, ответственность и намерения человека работать. И если два последних пункта еще можно опустить, то код — must-have. Если примеров нет (что странно), то единственный вариант — выполнить тестовое задание.

К сожалению, многие соискатели после курсов начинают мыслить шаблонно. Нам каждую неделю прилетает 5-10 резюме из одной школы разработки. Они абсолютно идентичны — отличаются только имена и контактные данные. Даже сопроводительные письма написаны одинаково. Таких кандидатов мы даже не смотрим.

При этом нельзя сказать, что человеку, который только учился на курсах будет невозможно найти работу, скорее ему трудно будет найти любую позицию кроме junior-разработчика. Все же опыт в IT важнее корочки.

Я сам по образованию программист, но не считаю этот путь в IT единственно возможным. Фундаментальное профильное образование хорошо своей «школой» — наличием не только практической базы, но и теоретической, возможностью получать фидбэк. Самое важное, на мой взгляд, чтобы за любым дипломом или сертификатом, стояли реальные компетенции.

Мы при оценке специалистов всегда смотрим на тестовое задание: как оно выполнено, при помощи какого стека технологий, насколько чистый код, какие вопросы задавал соискатель при выполнении, сколько времени затрачено на выполнение. И если у кандидата были указаны только онлайн-курсы — это его шанс продемонстрировать, что он много сил и времени вложил в самостоятельное изучение предмета и оно дало свои плоды. Обязательно смотрим и спрашиваем о собственных проектах — как, где, когда и при помощи чего были реализованы. Если за спиной соискателя внушительный бэкграунд — до обсуждения образования дело может и не дойти.

Открывая вакансию и приглашая кандидатов, мы точно знаем, какими компетенциями должен обладать человек. Не знаниями, а именно компетенциями. У нас есть показательная история, когда частью команды стал опытный спортсмен — призер Юношеских олимпийских игр по легкой атлетике и победитель первых Европейских игр. Профильного образования не было, он является студентом факультета физического воспитания. В активе только онлайн-курсы по Java и освоение материала по книгам. Несмотря на отсутствие корочек, — мы его приняли, сейчас он полноценный разработчик с перспективами.

В целом можно сказать, что онлайн-курсы, обязательно релевантные, авторитетные и вполне серьезные, могут стать определенным преимуществом. Дать первоначальные понимания технологии, систематизировать знания, прокачать скиллы. Но любая теоретическая база знаний должна быть подкреплена практикой, что позволит максимально быстро войти и в новую команду, и в проект. В такой ситуации здорово прокачаются как hard skills, так и soft, получение которых исключительно онлайн, бывает крайне затруднительно.

В эпоху тотальной цифровизации и в свете последних событий можно с уверенностью говорить о том, что онлайн-образование практически ничем не отличается от оффлайн. Единственное, что важно — это мотивация и предрасположенность к обучению каждого студента. Если сам учащийся заинтересован в обучении и освоении навыков — у него появляется искренний интерес и мотивация, поэтому обучение приводит к хорошим результатам. Также, очень важна личная предрасположенность к обучению. Например, кто-то хорошо воспринимает информацию только при личном общении, в подходящей обстановке и т.д., а некоторым, наоборот, крайне некомфортно куда-то выезжать, собираться в группы, поэтому они предпочитают онлайн. К тому же, многие, кто выбирает онлайн-обучение ценят возможность самостоятельного планирования режима дня, совмещение нескольких форматов (видео, аудио, текст и т.п.).

Как руководитель hr-отдела я могу с уверенностью сказать, что работодатели нормально относятся к онлайн-образованию. Главное — какие знания получает студент и как он будет применять их в своей дальнейшей работе, а каналы получения данной информации не играют существенной роли.

Отсутствие качественного профильного образования – не тенденция времени. Скорее, это отголоски прошлого, когда неразвитость многих сфер и отсутствие рабочих мест подталкивали специалистов браться за любую работу. При этом они могли быть финансово более успешными.

Так постепенно высшее образование обесценилось, и мы пожинаем плоды – поток выпускников онлайн-курсов, мечтающих об успешной карьере в ИТ.

Я ничего не имею против онлайн-обучения с поправкой, что вы учитесь по вузовской программе. Даже они успевают устаревать за 5 лет, пока студенты осваивают азы. Но высшее образование дает главное – глубину, системность мышления и понимание структуры. Можно актуализировать знания и помочь новичку втянуться в процесс, но азам профессии учить его бессмысленно.

Поэтому в ИТ-сфере вузовское образование всегда будет в приоритете. У бывших студентов, особенно если они еще в период обучения попадут на практику в правильную компанию, есть все шансы стать высокооплачиваемыми специалистами. А вот выпускники курсов с большой вероятностью отсеются. Нет глубины, нет практики.

Нам интересны кандидаты, склонные к постоянному обучению. Если из резюме видно, что человек постоянно учится, да еще и сам выбирает темы обучения, то это однозначный плюс. Тем не менее, сертификация после прохождения онлайн-курсов не всегда вызывает доверие, так что мы проверяем фактические навыки на этапе интервью.

Для отбора на стажировку или буткэмп достаточно обладать базовыми навыками программирования, поэтому многие кандидаты действительно приходят к нам после окончания онлайн-курсов. Качество подготовки таких ребят всегда разное и зависит, скорее, не от бренда онлайн-образования, а от способностей и упорства студента. Кроме того, нам очень важны личностные качества, потому что именно они определяют, насколько человек впишется в нашу команду, будет ли он способен обучаться и быстро расти. Мы ценим проактивность, стремление к саморазвитию, поиску новых решений, готовность сотрудничать и брать на себя ответственность. Если с этим всё в порядке, и человек хочет учиться, то знания легко можно подтянуть. В том числе и при помощи онлайн обучения.

Мы считаем, что за онлайн-обучением будущее. При этом нужно учитывать, что онлайн – среда для зрелых личностей с устоявшейся мотивацией. Для молодых людей важен не только контент, но и окружение, общение, потому что они, в том числе, помогают сформировать жизненные ориентиры и мотивы.

Количество доступных онлайн курсов растет очень быстро. Этот рынок хаотичен — нет единого стандарта образования. У площадок и курсов очень разные возможности, рекомендации и специализации. Наличие у кандидата профильного онлайн-образования — это плюс, показатель того, что он стремится к саморазвитию и самообучению. Это отличный способ развить знания с помощью актуального контента. Сертификат об обучении не всегда дает ответы на вопросы, чему человек научился.

Важна мера: если у соискателя в профиле будет 20 онлайн-курсов в совершенно разных областях — это может насторожить рекрутера: а знает ли кандидат, в какой области он хочет развиваться?

При решении о найме кандидата без опыта работы мы смотрим на его уровень мышления и способность решать поставленные задачи.

Есть специфические моменты в работе с соискателями, которые прошли курсы. Часто, выпускники курсов приходят к работодателю с завышенными ожиданиями, потому что на курсе им сказали, что они будут зарабатывать определенную сумму денег или без труда смогут устроиться, практически, в любую компанию. Еще такие ожидания возникают из-за того, что человек вложил деньги в обучение и ждет моментальной отдачи. Но сотрудников ценят за решения, которые они могут предложить здесь и сейчас, а не за количество сертификатов или ачивок с онлайн-курсов.

Чего не хватает соискателям после прохождения онлайн-курсов? Реального опыта, хороших проектов в портфолио и понимания, что одни курсы не делают тебя профессионалом.

При этом, многие ребята идут на курсы, чтобы систематизировать знания, которые получали самостоятельно и лучше разобраться в новой предметной области. А для многих — это просто отправная точка в профессии. Часть наших сотрудников начинала именно с онлайн-курсов.

Что касается самих курсов, есть несколько проблем, связанных с получением знаний онлайн.

  1. Качество обучения. Курсы курсам рознь. Периодически, мы сталкиваемся с примерами некачественных продуктов. Качество курсов очень разное, иногда достаточно низкое.
  2. Неспособность людей учиться самостоятельно. Не каждый может заставить себя не просто прослушать курс, но и потом провести большую самостоятельную работу по практической части, прочитать дополнительные материалы, книги. Программы большинства онлайн курсов составлены таким образом, что на самообучение выделяется в несколько раз больше времени, чем на лекции или работу с наставником.
  3. Отсутствие практики. Без закрепления знаний на практике сложно прийти в компанию и начать решать реальные боевые задачи.

Вывод: выбирайте для себя наиболее комфортные условия обучения, но не забывайте практиковаться, например, на стажировках. Также можно подбирать задачи максимально приближенные к боевым. Например, изучите функционал любимого приложения, попробуйте реализовать какую-то часть, разобраться, как это можно сделать.

При выборе курсов внимательно изучайте программу, обращайте внимание на преподавателей, задачи, которые там будут решаться, обязательно уточняйте, каким образом ведется работа с наставником и есть ли она.

Онлайн-обучение бывает разным. Сравнивать онлайн-образование или курсы серьезных вузов с хорошей экспертизой (напрямую или на Coursera) с онлайн-курсами «Machine learning с «нуля» за 4 занятия» или «EMBA за 2 месяца» – нельзя.

По опыту хорошая база – это сочетание фундаментального образования с краткосрочными профильными курсами (в том числе онлайн). То, что человек дополнительно что-то изучает, говорит, что он тянется к знаниям, освоению новых предметных областей. Мы стараемся брать именно таких. Исключительно прошедших онлайн-обучение у нас нет. Возможно – пока, потому что новые реалии говорят о том, что доля обучающихся онлайн в ближайшие годы может вырасти.

На практике соискатели, прошедшие только онлайн обучение, мне встречались, но, чаще всего, выбор такой формы обучения был связан с невозможностью пройти обучение в вузе привычных форматах (очное/заочное). Есть приверженцы мнения, что высшее образование вообще не нужно. В медиа, киберспорте и креативной сфере, где я работала раньше, очень многое зависит от таланта, наличия «креативной жилки». Также встречала совершенно гениальных сейлзов и переговорщиков без высшего образования. Что касается технических, инженерных специальностей, то здесь без фундаментальной базы обойтись сложнее. А в научно-исследовательской сфере (R&D), где потенциальные соискатели для нас это — люди науки – практически невозможно».

Я работаю с командами в направлении дизайна, в том числе продуктового. И один из самых востребованных способов изучения этой специальности — обучающие онлайн-курсы, доступные любому желающему независимо от возраста и опыта.

За долгий период работы я общался с разными кандидатами с сертификатами курсов: без высшего образования, с образованием и огромным опытом, но в совершенно другой области. И всех объединяло желание развиваться в сфере продуктового дизайна. Так вот, успешность собеседований с такими кандидатами напрямую зависела от желания погружаться в эту сферу и от опыта в проектах (неудивительно, правда?)

Как правило, на курсах дают базовые знания и много теории, а практические задания представляют собой обобщенные кейсы, которые не всегда учитывают особенности реальной продуктовой разработки. Поэтому в случаях, когда кандидат отправляет резюме с портфолио итоговых работ онлайн-курса, скорее всего, мы будем вынуждены ответить отказом. Причина простая: такой человек еще не сталкивался со сложностями, возникающими при работе с реальным продуктом, а на курсах не обучают решать настоящие проблемы.

Я не могу вспомнить кейсы, когда мы приняли кого-то в компанию только на базе прохождения подобного обучения, но в одной из команд коллега сменил должность после завершения онлайн-курсов. Это был запланированный планомерный процесс, и сам сотрудник понимал нюансы работы компании и стадии разработки. Мы приняли решение, что такой бэкграунд в сочетании с запланированным обучением, которое сразу применяется на практике, даст положительный результат. Процесс продолжался в течение полугода. В результате переход в команду продуктового дизайна прошел успешно!

В целом, у меня позитивное отношение к онлайн-образованию, потому что это удобно, доступно и актуально. Программы подобных курсов могут меняться достаточно гибко в зависимости от потребностей сферы, что помогает учащимся получать новейшие знания и быть на волне.

Последние события в мире наглядно показали, что для того, чтобы быть всегда востребованным специалистом, мы должны подстраиваться под любые обстоятельства, в том числе проявлять гибкость и умение приспосабливаться к изменениям. Пандемия достаточно повлияла на процесс обучения: школьников и студентов — абсолютно всех перевели на дистанционное обучение, а у остальных — появилось чуть больше времени, которое многие с радостью потратили на освоение новых профессий и повышение квалификации с помощью разнообразных онлайн курсов.

Онлайн курсы — это отличная возможность получить дополнительное образование находясь в любой точке земли, где, естественно, доступен интернет. Цель обучения у «студентов» абсолютно разная — получить новую профессию, дополнить свои знания новым материалом или вспомнить уже изученное ранее. И оценивать эффективность онлайн обучения стоит именно с этой позиции — какие задачи и цели были у «студента».

Если говорить о получении новой профессии, то онлайн курсы — это минимальное вложение, введение в предметную область и изучение основ будущей профессии.

После онлайн курсов уровень соискателя — джун (младший разработчик). Соискатели, прошедшие только онлайн обучение, как правило, не имеют опыта работы в команде на «живом» проекте, им не хватает опыта коммерческой разработки, а это значит, что им понадобиться больше время на то, чтобы влиться в проект. Правда, если «студент» ответственно подошел к процессу обучения, у него сильная теоретическая база.

Как известно, ИТ-команды работают по разным методологиям. И многие джуны не знакомы с такими подходами или имеют только общее представление о них, но профессиональный ментор и команда hr смогут быстро адаптировать новых сотрудников и успешно ввести в работу команды. Стоит отметить, что на фоне обычных джунов — джуны с курсами более привлекательные для любого работодателя.

Поэтому, при приеме на работу таких специалистов, необходимо быть готовым к тому, что придется вкладываться в дальнейшее развитие этого сотрудника. И тут все зависит от стратегии компании: или она готова вкладываться и растить людей на будущее (которые будут разделять ценности компании и нести их в массы) или компания рассматривает только состоявшихся специалистов.

При этом для работодателя не менее важно, на какой площадке соискатель прошел курсы – онлайн курсов огромное множество, а в период самоизоляции их количество выросло в 3 раза. И все они отличаются по составу преподавателей, практической составляющей, темам, включенным в курс и тд. Очень важна и длительность курсов – 2х дневная конференция конечно же много навыков не даст, курсы должны длиться несколько месяцев.

А вообще онлайн обучением сейчас уже никого не удивишь. Это действительно удобный формат, который очень экономит время обучающимся.

В нашей компании мы также не редко прибегаем к курсам повышения квалификации, причем обучение может запросить любой сотрудник компании в рамках программы бенефитов.

Руководство нашей компании, да и многие сотрудники верят в то, что необходимо делиться своими знаниями и накопленным опытом, своими кейсами и подробностями их разработки. Ведь это будущее IT индустрии. Поэтому, некоторые наши сотрудники преподают на площадках онлайн образования, проводят лекции и мастер-классы, выступают приглашенными спикерами и экспертами, а также преподают в школах. Помимо этого, наша компания уже несколько лет сотрудничает с известными онлайн-школами GeekBrains и OTUS. Ежегодно мы принимает участие в Дне карьеры и других профильных ивентах. На собеседования приходит очень много юных разработчиков и по результат интервью мы отметили у них хороший уровень подготовки. Некоторые из них успешно работают в нашей компании до сих пор.

Конечно, наличие классического очного технического высшего образования является большим плюсом, но ИТ-отрасль и разработка софта сфера относительно новая, требующая в эпоху повсеместных digital-проектов все больше и больше кадров. Согласно статистике, ежегодно очные ВУЗы оканчивают 60 тыс. выпускников по различным ИТ-специальностям, а отрасли необходимо, чтобы каждый год набиралось еще дополнительно 40 тыс. абитуриентов для восполнения дефицита. Природа не терпит вакуума. Сейчас на рынке труда появляется все больше ИТ-специалистов, которые пришли в разработку из совершенно других областей. Для них ИТ стали вторым осознанным витком карьеры. И часто путь в новую профессию лежит через курсы, в том числе онлайн. У нас в компании есть достаточно примеров, когда человек с изначально гуманитарным образованием успешно трудится в сфере разработки после прохождения удаленного обучения. Надо понимать, что прием на работу идет по результатам собеседования с техническим руководителем и прохождения детального практического тестирования, на котором проверяются реальные знания и навыки. Это прекрасно позволяет проверить необходимые компетенции. Например, у нас работают бывшие юрист, менеджер по продажам и даже врач, которые успешно строят новую карьеру в разработке.

Стать классическим профессиональным разработчиком ПО, просто пройдя курсы переподготовки, не получится. Я считаю, что невозможно создать хорошего инженера за 3 месяца или даже за год. Однако это не говорит о том, что путь в IT-индустрию для людей без технического образования закрыт. Сейчас в IT появились новые специальности, которых не существовало еще 10 лет назад, а также возросла потребность в нетехнических специалистах. К примеру, раньше специальности UX-дизайнер не было вообще, а бизнес-аналитики в таких количествах не требовались.

Таким образом, вряд ли будет разумно стремиться именно в разработку, не имея технического образования или сопутствующей базы. Скорее имеет смысл найти близкое вам направление и переквалифицироваться. К примеру, экономист может достаточно просто стать бизнес-аналитиком, статистик — специалистом по Data Science, менеджер любого направления — тестировщиком, графический дизайнер — UX/UI-дизайнером, специалист из любой сферы, хорошо разбирающийся в своей отрасли и бизнес-процессах своей компании, потенциально может стать руководителем проекта и так далее. Для этих целей как раз подойдут относительно кратковременные курсы.

Онлайн обучение – это современный тренд, от которого никуда не деться. Системы коммуникации позволяют делать обучение полным со всеми привычными форматами – лекциями, семинарами, практическими работами, коллективной работай. Традиционно технологичные компании первыми подстраиваются под новые форматы. Главное, чтобы человек реально был готов учиться и понимал, что он хочет добиться в жизни и профессии.

Я расскажу вам как человек, нанявших за свою практику более 30 журналистов. Знаете, лет 5 назад, я бы вам однозначно сказал — доверять только тем, кто окончил университет очно, 5 лет, чтоб как положено было. Заочники, и уж тем более те кто окончил университет дистанционно — лентяи, от которых эффективного решения твоих задач не жди.

Но сейчас я думаю совсем иначе. Разумеется, всегда бывают исключения. Но вот что я заметил. Люди, которые закончили онлайн обучения — чётче знают то, чего они хотят. В то время как люди, просидевшие 5 лет за партой высших учебных заведений вообще не представляют, зачем они учились, для чего они это делали и как им начать работать. Они пошли учиться потому что их родители где-то слышали, что таким специалистам платят много, или вон, сосед получил диплом программиста и сейчас уже дом достраивает, или соседка сказала и т.д.

Для людей, окончивших онлайн курсы, характерно чёткое понимание, что они хотят делать. Они хотят развиваться именно в этой сфере. И у них просто вагон мотивации. Такие сотрудники быстро адаптируются к новым условиям и очень скоро начинают показывать хорошие результаты. Простой пример. Человек, окончивший курсы видеомонтажа вряд ли придёт в компании и скажет, что хочет устроиться на позицию фотографа. Равно как и окончивший курсы флориста чётко понимает — на какую вакансию ему откликаться и куда пойти работать. Таким людям требуется пару месяцев практики и вот вам сотрудник высокого уровня.

Что касается меня. То я с радостью отдам предпочтение человеку, который раньше работал, скажем, в банке, окончил курсы журналистики и сейчас у него есть огромное желание начать работать — писать статьи и брать интервью. Накопленный багаж знаний позволит ему писать отличный материал в своей области знаний. Разумеется, знание русского языка никто не отменял.

Что сказать про сами онлайн курсы. Они бывают хорошие, бывают не очень. Не это важно. Важно стремление человека саморазвиваться. К сожалению, студенты вузов очень часто забывают этот факт, что они приходят в вуз для саморазвития, а не для того, чтобы преподаватели продолжали вдалбливать знания, как это делалось в школе. Раньше вузы ценились своими накопленными знаниями в своих сферах, библиотеками. Теперь же всё это есть в интернете. Было бы желание.

В целом, нам неважно, прошел человек только онлайн-образование или имеет и профессиональное. Лично мне при прочих равных больше импонирует соискатель с законченными курсами онлайн-образования. 90% таких соискателей приходят с горящими глазами, и они заинтересованы в том, чтобы применять знания на практике. И не стоит забывать, что онлайн-курсы стоят недешево, это тоже стимул.

Но при этом эффективность онлайна, так же, как и любого образовательного процесса, зависит от курса, от подхода преподавателей и от того, насколько ответственно человек сам подходил к процессу: активно ли общался с наставниками, старался ли глубже погрузиться в программу.

Но в целом, нам в компании при приеме на работу нам не так важно, где соискатель получал образование, важнее знания, которые он вынес. У нас есть система тестов, состоящая из трех этапов:

  1. Первичное собеседование с тимлидами.
  2. Тестовое задание (техническое задание, проверка, насколько хорошо человек разбирается в специфике будущей работы).
  3. Итоговое собеседование для оценки soft skills. Это помогает понять, подходит ли нам человек.

Если мы берем соискателя в команду, то будем вкладываться в его развитие и дальше. Все равно различия, если они есть, сгладятся за первые месяцы работы. Так что глобальных различий между соискателями с разным образованием нет.

На что сегодня работодатель обращает внимание при оценке соискателя?

Базовое образование по-прежнему играет важную роль. А вот главный индикатор эффективности обучения на онлайн-курсах — это не сертификат, а реальные практические задачи, которые может решить человек после их окончания. В целом, работодатели положительно воспринимают случаи, когда базовые знания программирования, дата-аналитики, Data Science человек получает на онлайн-курсах. И с дипломом экономиста вполне можно стать программистом.

Дефицит специалистов в сфере ИИ провоцирует регулярный спрос со стороны технологических компаний. Рынок уже практикующих экспертов не успевает закрыть эти потребности, поэтому представители компаний рассматривают перспективных выпускников как для стажировок так и для постоянной работы.

Чтобы подготовить наших выпускников к реалиям трудоустройства мы регулярно изучаем запросы рынка и ожидания работодателей. Регулярная практика центра — встречи с представителями крупных компаний, к которым будущий выпускник будет иметь шанс трудоустроиться. Еще на этапе обучения студенты разрабатывают проекты, созданные на основе реальных кейсов компаний-работодателей. Это служит и вдохновением для ученика и показателем соответствия для потенциального работодателя.

Онлайн обучение — это тренд нашего времени, оно активно развивается, т.к имеет множество преимуществ, основные из которых это доступность, экономия времени, практикоориентированность и т.д. Прохождение онлайн-обучения для расширения имеющихся знаний или переквалификации (освоения новой профессии) в IT-компаниях оценивается положительно, так как это показывает заинтересованность обучающегося в профессиональном развитии.

При этом наш опыт показывает, что есть и недостатки онлайн-образования.Наша компания на протяжении нескольких лет на регулярной основе запускает школу веб-разработки — двухмесячный офлайн курс профессионального развития для начинающих разработчиков. Оставляя фидбек, бОльшая часть выпускников отмечают ценность офлайн занятий: такая форма даёт возможность «живого» взаимодействия в команде, погружения в реальный рабочий процесс, позволяет оперативно получить развёрнутую обратную связь от ментора. Сейчас мы трансформируем формат нашего обучения и переводим часть занятий в онлайн. При этом обязательно сохраним часть занятий в офлайне.

Вывод: онлайн образование помогает приобрести узконаправленные знания, но при этом чувствуется недостаток практической составляющей обучения, нет полного погружения. Соискатели и уже работающие сотрудники чувствуют себя более уверенно на собеседованиях и в рабочих ситуациях, когда они побывали в «боевой среде», а не просто владеют теоретическими знаниями.

Главное преимущество тех, кто недавно закончил онлайн-обучение, — они владеют самыми свежими и актуальными знаниями, которые только что получили. Но, если у человека при этом совсем нет практического опыта, этих знаний не всегда достаточно — их нужно «приземлять» на практике. Поэтому мы всегда горячо приветствуем, когда соискатель, помимо сертификата о прохождении обучения, может поделиться с нами разработанными и реализованными проектами либо, по крайней мере, результатами прошлой стажировки. Всё это увеличивает шанс на зачисление в штат.

В Ozon мы также активно развиваем онлайн-курсы — у нас стартует школа Go, есть программа обучения в области анализа данных Ozon Masters. Они ориентированы на практические занятия и позволяют студентам получить реальный кейс в портфолио.

В целом, мы считаем, что онлайн-курсы — отличный способ достаточно оперативно приобрести новые знания. Более того, это оптимальное решение для людей из регионов, где не всегда можно выбирать из привлекательных программ. Возможно, онлайн-формат больше страдает от вовлеченности, чем офлайн — но тут все зависит от студента.

Мы высоко оцениваем знания, которые дают онлайн-курсы и рады выпускникам самых различных программ. В некоторых направлениях IT, как, например, в Data Science, нужна более фундаментальная образовательная база, но мы в любом случае ставим ключевыми критериями как теоретические знания, так и ранее полученные практические навыки.

Наша компания занимается тестированием ПО, а этому в вузах уделяют не так много внимания. Поэтому вопрос развития кадрового потенциала для нас всегда актуален. Большая часть всего обучения по тестированию инициируется ИТ-компаниями на базе собственных учебных центров. Мы своими силами обучаем соискателей для их дальнейшего трудоустройства и развития. В компании есть отдельные курсы по основам ручного, автоматизированного и нагрузочного тестирования.

Кроме того, последние несколько лет активно развивается направление онлайн-курсов на различных платформах, выпускников которых мы также рассматриваем в качестве кандидатов. Их преимущество заключается в том, что они уже понимают основы тестирования и, приходя в компанию, быстрее ориентируются и вливаются в рабочий процесс. Например, после программы «Инженер по тестированию» в Яндекс.Практикуме кандидаты уже приходят с практическим опытом решения реальных кейсов.

Конечно, когда у студента есть технологическая база, полученная на ИТ-факультете в вузе, он лучше понимает фундаментальные основы программирования. Это безусловно помогает глубже разобраться в работе инструментов тестирования, особенно, если речь идет об автоматизированном и нагрузочном тестировании. Но есть много примеров, когда вне зависимости от полученной в университете специальности кандидат после обучения на онлайн-курсе быстро развивается в компании. Тут важно отметить, что такие сотрудники выделяются, в том числе, и своими личными качествами, которые помогают им успешно переквалифицироваться. Это постоянное стремление к новым знаниям, быстрая обучаемость и умение быстро адаптироваться к новой среде.

Я бы не стал строго отделять соискателей, прошедших только онлайн-обучение. Многое зависит от качества курсов. Среди важных критериев эффективности: глубина и форма подачи материала, качественная обратная связь от наставников и код-ревьюеров, удобные тренажеры для закрепления практических навыков.

В целом, переход в онлайн — это глобальная и закономерная тенденция. Специфика работы в IT и широкий набор инструментов, который постоянно дополняется и совершенствуется, уже сейчас позволяют решать большинство задач дистанционно.

Среди плюсов онлайн-образования — возможность закончить не один, а несколько курсов. Так, кандидаты, разбирающиеся в смежных специализациях, выделяются большей эрудированностью и лучше проявляют себя на собеседованиях. Прохождение аналогичных курсов от разных авторов помогает учесть несколько альтернативных точек зрения и сформировать собственную позицию. Ещё одно преимущество — возможность выбрать узкую специализацию и уровень сложности. Концентрация на наиболее важных аспектах и последовательное погружение в тему дают большую глубину понимания предметной области.

С другой стороны, у выпускников интернет-курсов мало опыта эффективной коммуникации, а умение работать в команде складывается как раз из непосредственной практики взаимоотношений с коллегами. Очное обучение также не полностью решает этот вопрос, но всё же личное общение больше способствует социализации студентов. Помимо этого, даже непрофильное высшее дает культурный базис — и это чувствуется на собеседованиях. Поэтому отрицать важность традиционного образования точно не стоит. На мой взгляд, наиболее эффективное решение — внедрять комбинированную форму обучения, где онлайн-лекции совмещаются с очными практикумами и командными сессиями.

Мы общаемся с HR-специалистами и тимлидами команд по поводу трудоустройства наших студентов и выпускников. Для многих HR-специалистов сам факт прохождения онлайн-курса ― это не точка принятия решения, скорее, бонус, который подкрепляет первое впечатление. Нанимающие менеджеры внимательнее относятся к онлайн-курсам в резюме, но это не первое, на что они обращают внимание.

Здесь важную роль играет длительность обучения. Если работодатель видит, что курс длился 10 месяцев, для него это равносильно полноценному обучению. Второе, на что обращают внимание, ― это завершенные, пусть даже учебные, проекты. Поэтому так важно не просто добавить название курса в резюме, а рассказать, какие проекты удалось сделать, что это были за проекты, чему студент научился, добавить комментарии наставника, если они помогут составить впечатление о проделанной работе.

Работодатели, которые нанимают студентов онлайн-курсов, отмечают, что они уже умеют работать онлайн, могут быть эффективными удаленными сотрудниками. За время обучения они становятся более дисциплинированными и самоорганизованными. Сейчас, когда большинство людей работают удаленно, это большой плюс.

Мы регулярно общаемся с работодателями, чтобы понимать, какие навыки сейчас требуются от начинающих специалистов. Прежде чем запускать программу обучения, проводим исследование рынка, чтобы выяснить, какие профессии востребованы, какие именно навыки и инструменты нужны работодателям, готовы ли они брать на работу специалистов без опыта и т.д..

Как работодатели относятся к соискателям, прошедшим только онлайн-обучение?

К онлайн-обучению как таковому компании в принципе относятся положительно. Но есть несколько нюансов:

  • Что за обучение? «Полноценный» курс на 12 месяцев или изучение C++ за неделю по часу в день — разница большая.
  • Прошел ли человек курс полностью? Если нет, то может сложиться впечатление, что человек не доводит дела до конца или ему это неинтересно.
  • Есть ли практический опыт? Курс может давать только теорию, и если вы её никак не закрепляете, то с высокой долей вероятности вы всё забудете. Кроме того, работодатели не против увидеть доказательство того, что вы действительно чему-то научились.
  • Насколько релевантны курсы? Вы можете прийти на должность условного фронтенд-разработчика и показать сертификаты о прохождении курсов по фронтенду, data science, экономике и т. д. Это тоже может насторожить работодателя, ведь это может говорить о том, что вы ещё не определились с тем, чем хотите заниматься.

Пройденные курсы будут плюсом при трудоустройстве. Тем не менее, если вы проходили только онлайн обучение (и не работали в этой сфере ранее), то, скорее всего, претендовать на позицию выше джуна не получится.

В любом случае, вряд ли вас кто-то (не) возьмёт на работу, исключительно глядя на пройденные курсы и наличие/отсутствие фундаментального образования и опыта работы — для этого и есть собеседования, на которых можно проверить ваши soft и hard skills.

Напоминаем, что вы можете задать свой вопрос экспертам, а мы соберём на него ответы, если он окажется интересным. Вопросы, которые уже задавались, можно найти в списке выпусков рубрики. Если вы хотите присоединиться к числу экспертов и прислать ответ от вашей компании или лично от вас, то пишите на expert ids@tproger.ru, мы расскажем, как это сделать.

18К открытий19К показов