Соцсеть Now от бывшего сотрудника Яндекса, Росграм и Грустнограм. Есть ли у них будущее?
Соцсеть Now от бывшего разработчика Яндекса, патриотический Росграм и ироничный Грустнограм. Спросили экспертов, есть ли у них будущее.
12К открытий12К показов
Соцсеть Now от бывшего сотрудника Яндекса, Росграм и Грустнограм. Есть ли у них будущее?
Meta была признана экстремистской организацией на территории России, поэтому соцсети компании оказались заблокированы. При этом быстро появились аналоги – социальная сеть Now от бывшего разработчика Яндекса, патриотический Росграм и ироничный Грустнограм. Спросили экспертов, есть ли у них реальное будущее.
Анастасия Ермошина
Директор по коммуникациям Epicstars
Сейчас активно запускаются аналоги Инстаграма: соцсеть Now от бывшего сотрудника Яндекса, Росграм и Грустнограм. Есть ли у них будущее?
Аналоги запускаются, но, по моему мнению, чтобы стать действительно значимыми площадками, им придется проделать поистине гигантскую работу. Сделать быстро это точно не получится. Просто «запустится» здесь явно недостаточно. Так, Росграм собрал порядка 10 тысяч заявок на регистрацию, но сломался, так и не стартовав. Инстаграм развивался много лет, делал многомиллионные инвестиции – это не продукт «на коленке», а серьезный успешный проект, как на технологическом, так и на бизнес-уровне. Его создавал многотысячный штат сотрудников –от талантливейших маркетологов до специалистов по искусственному интеллекту и Big Data.
Инстаграм объединяет интернациональную аудиторию, там ведут свои аккаунты звезды спорта и шоу-бизнеса, политики, общественные деятели. Пока, к сожалению, Росграм, кроме созвучного названия и похожего интерфейса (судя по демо-слайдам), не предлагает и малой доли от того, что имеется в Инстаграм – как для пользователей, так и блогеров и рекламодателей.
Вместе с тем, в России есть действительно мощные соцсети – с большой историей, значительной базой пользователей, развитыми бизнес-инструментами. Именно туда уже мигрирует немалое количество блогеров и их аудитория. Среди них и Телеграм, и ВКонтакте, и Дзен. Полагаю, именно такие соцсети являются наиболее перспективными в данный момент.
Это вполне закономерный ответ рынка на изменения в привычном «ландшафте» блогосфере и существенные изменениями правил игры, возникшие в связи с запретом или ограничением работы некоторых соцсетей. Грубо говоря, маркетолог, который создал Росграм, решил хайпануть и сделать свой проект.
Да, люди пользуются VPN, но не для всех это удобно. Некоторые VPN-сервисы становятся недоступны, и люди постоянно ищут альтернативу. Не все готовы использовать эту технологию. Так, согласно исследованиям Livedune, с момента начала спецоперации охваты в Инстаграм уменьшились почти вдвое; около половины аудитории блогеров перестала смотреть их «сторис». И, как мы знаем, в последнее время в том же Инстаграм постоянно росла доля пользователей возраста 55+, а этой группе сложнее привыкать к новым технологиям и дополнительным «неудобствам», таким, как VPN.
Я считаю, что достойных аналогов Инстграм пока нет, и в среднесрочной перспективе полноценной замены не будет. Пользователи уже почувствовали, что значит удобная и качественная площадка. И, что не менее важно, профессионалы рынка инфлюенс-маркетинга, которые использовали Инстаграм как один из ключевых бизнес-инструментов, сейчас вынуждены искать возможности на альтернативных площадках. Но здесь предстоит проделать серьезный путь, и прежде всего – самим платформам.
Появились новые площадки быстро, но также быстро про них и забыли, ведь, по сути, они так и не начали работу. Лендинг Росграма собрал много саркастических замечаний от дизайнеров и маркетологов (чего стоит логотип, в котором пользователи узнали стоковое фото). Да, как личностный PR-основателя, возможно, это было неплохо, но пользователям, блогерам и рекламодателям нужно совсем не это.
Сейчас мы только «приземлились и осматриваемся», но что будет дальше и как будет меняться рынок мы узнаем лишь через некоторое время. Я напомню, что на развитие соцсети в нашей стране большое влияние оказали международные агентства и бренды (и их бюджеты), многих из которых теперь нет. Вместе с тем, можно предположить, что им на смену уже в самое ближайшее время придут новые игроки. И здесь очень важно не упустить правильный момент – занять свою нишу. Сегодня мы видим мощный рост Телеграма — блогеры и бренды массово переходят на эту площадку.
Еще в начале 2022 года считалось, что если у ТГ-блогера 100 тысяч подписчиков, то это – крупный канал, с соответствующими контрактами и ответственностью перед аудиторией. Но уже в феврале-марте эта картина изменилась, и теперь появились ТГ-каналы, насчитывающие миллион и более подписчиков. Немало этому способствуют удобство для пользователей и интерфейс приложения, постоянные обновления: только за последнее время там появились возможности комментариев и реакции, благодаря чему пользователи получили возможность удобно общаться и просматривать контент, а блогерам, соответственно, его размещать.
Дмитрий Исламов
Эксперт по PR IT-проектов
Аналоги <соцсети на букву “I”> появились из-за желания перетянуть пользователей из заблокированной социальной сети и получить прибыль от монетизации: рекламы, промоутирования постов, создания платных аккаунтов и так далее.
Пользователям действительно не очень удобно использовать VPN. Бесплатные проекты часто предлагают невысокую скорость передачи данных и необходимость периодически менять IP-адреса для proxy. Платные VPN хоть и стабильней, но также страдают от высокой нагрузки других пользователей, что негативно влияет на скорость передачи данных. А поднять собственный VPN могут только продвинутые пользователи.
Now, Росграм и Грустнограм не станут полноценной заменой для <соцсети на букву “I”>. Во-первых, у них узкая аудитория, которая будет состоять только из русскоязычных пользователей. Во-вторых, в них нет идолов, за которыми следили в <соцсети на букву “I”>. Например, Криштиану Роналду или Джерард Лето вряд ли зарегистрируются в представленных проектах. В-третьих, аналоги всегда буду отстающими в плане функциональности, так как им предстоит копировать функции и вряд ли они смогут предложить что-то оригинальное из-за нехватки подходящих кадров, более низкого уровня скилов и недостатка бюджета.
Разработчики смогли быстро запустить площадки, так как, по сути, представили нам MVP. Собрать сервис для публикации фотографий в ленту, прикрутить к нему комментарии и личные сообщения, а также возможности лайкать и шерить посты можно с помощью фреймворков за короткое время. Пока очень напряжённый и опасный момент связан с нагрузками. Хватит ли используемых серверов для стабильной работы при большом количестве пользователей и публикуемого контента?
Блокировки соцсетей заставили людей искать альтернативы. Блогеры пошли в Telegram, но там другой формат контента. Привычное выкладывание фотографий с короткими записями не проходит. Поэтому блогеры будут менять формат подачи информации. Часть блогеров всё-таки перейдут на отечественные сервисы, например, явственна видна миграция с YouTube на RuTube после отключения монетизации на американском сервисе. А за инфлюенсерами на новые площадки потянутся и их поклонники.
Поэтому будет три категории пользователей соцсетей: кто умеет пользоваться VPN, останутся в заблокированных соцсетях и, скорее всего, будут постепенно переходить на потребление англоязычного контента, так как количество российских блогеров снизится. Вторая категория — готовые перейти на отечественные альтернативы. Однако можно уже сейчас предсказать нестабильную работу и волную критики работы сервисов из-за большого наплыва новых пользователей. Третья категория — перебравшиеся в Telegram.
Константин Китаев
Ведущий инженер-программист АО БСКБ Нефтехимавтоматика
Подобные соцсети появляются из-за новостного повода. Есть новость, которая широко тиражируется, в данном случае блокировки соцсетей <компании на букву “M”>. За счет одной новости можно раскрутить и другую, например про новую соцсеть. Сейчас новости – это лучшая реклама. Чтобы тобой интересовались, надо постоянно быть в новостях. При этом удобство, функционал и прочие вещи вообще не рассматриваются, главное быть на хайпе.
Плюс <соцсети на букву “I”> – это его огромная аудитория и в общем-то простой и понятный функционал. Если второй плюс может сейчас сделать любой студент (на всяких курсах по зерокодингу это очень популярный пример приложения, которое можно сделать на коленке), то с первым будет плохо у любой соцсети. Единственный способ набрать аудиторию по-быстрому – это разрекламироваться на новости, что <соцсеть на букву “I”> заблокировали. Но сейчас уже видно, что не получилось. Новостной шум быстро переключился внимание людей на другие проблемы.
Базовый функционал <соцсети на букву “I”> очень прост. Повторить его может любой разработчик на Бабл или Adalio примерно за день-два. Если разрабатывать по классике, то требуется где-то недели две.
Развитие соцсетей довольно циклично. То на первое место выходят отдельные мессенджеры и средства индивидуального общения и какие-то приватные каналы, то большую популярность приобретают сайты, где человек может вещать на большую аудиторию. В настоящее время существует огромное множество социальных сетей и площадок для общения людей по интересам, городам, странам, языку и т.д. <Соцсеть на букву “I”> и <соцсеть на букву “F”> – это очень массовые социальные сети, популярные из-за свой популярности. Но много альтернатив с функционалом на голову выше, например в VK или VChat давно имеют внутренние оплаты и магазины, а в <соцсети на букву “I”> и <соцсети на букву “F”> такие функции так и не появились.
12К открытий12К показов