Виммельбух, 3, перетяжка
Виммельбух, 3, перетяжка
Виммельбух, 3, перетяжка

Креативные индустрии: новая форма бизнеса и культуры

Про трансформации креативных индустрий под влиянием технологий. Елена Ижойкина делится своими мыслями о роли искусственного интеллекта, современных трендах, важности мета-навыков и сложностях при внедрении новых технологий в бизнес.

198 открытий3К показов
Креативные индустрии: новая форма бизнеса и культуры

Взяли интервью у Елены Ижойкиной — опытного бизнес-ментора и основателя агентства в сфере стратегического маркетинга и коммуникаций. Узнаете больше о современных трендах, использовании искусственного интеллекта в креативных сферах.

Елена, расскажи с чего начался твой карьерный путь.

— Я бизнес-ментор в креативных индустриях, а также в технологической, культурной и лайфстайл сферах. Вся моя жизнь связана с креативными индустриями, просто я долго не знала, что это называется именно так. В этой отрасли я работаю уже 20 лет, большинство проектов — международные. Мой путь в сфере творчества начался со школьной скамьи, когда я училась в школе имени Александра Сергеевича Пушкина с литературным уклоном.

Затем занималась кинодокументалистикой, снимала фото-репортажи для глянцевых, деловых и научно-популярных журналов и фильмы в труднодоступных регионах планеты. Например, сюжет о тайне исчезновения на Новой Гвинее наследника семьи Рокфеллеров купил и показал в прайм-тайм Первый канал.

Потом работала в IT и рекламной сфере, а в Индонезии на острове Бали появилось мое агентство iliveglobally — мы занимаемся стратегическим маркетингом и коммуникациями. С 2022 года мы стали больше сотрудничать с российскими брендами. А в качестве ментора я помогаю предпринимателям выстраивать бизнес-стратегию, находить целевую аудиторию и выстраивать грамотное позиционирование.

Что такое креативные индустрии?

— Есть несколько способов это объяснить.

С одной стороны, есть очень интересный понятийный пласт, который идёт с Востока — он более философский. Здесь раскрывается, что такое индекс креативности и в принципе креативность в компаниях.

И это очень интересно обдумать нашим айтишникам. Потому что любой кодинг, когда ты делаешь что-то из ничего — это творчество, это креатив, это интеллектуальный труд, который потом защищается либо авторскими правами, либо патентом. Очень часто айтишники не склонны так это воспринимать, хотя этот подход раскрывает их деятельность с другой стороны, подсвечивая ценность и смыслы.

С точки зрения российского законодательства, креативные индустрии подсчитаны и сформулированы. На днях был подписан закон, который вступит в силу в 2025 году. Это экономическая деятельность, объединяющая 4 пласта индустрий: историко-культурное наследие, искусство, прикладное творчество и информационно-телекоммуникационные технологии. Это всё, что связано с интеллектуальным трудом, который в результате имеет некий уникальный продукт, обладающий экономической ценностью.

То есть всё, что люди создают, придумывая новое, инновационное — это и есть креативные индустрии. Например, архитектура, IT, компьютерные игры, СМИ, реклама, гастрономия, дизайн, театр и всё, что связано галереями, музеями и так далее.

Как технологии изменили креативные индустрии за последние 2-3 года?

— Технологии — это и есть креативная индустрия, так как они являются продуктом творчества людей.

Например, приходит какая-то идея, запускается процесс её реализации, а в результате рождается продукт, который, скорее всего, защищается либо авторским правом, либо выдаётся тот или иной патент на это изобретение, на эту технологию. И сама технология — часть креативной индустрии.

И уже в креативной индустрии технологии сильно упрощают процесс «придумывания», увеличивают скорость разработки и помогают делать продукты более интересными.

Технологии ускоряют развитие всех индустрий, в том числе и самих себя.

Какие сейчас тренды ты видишь для работы?

— Сейчас самый мощный тренд — повсеместное использование искусственного интеллекта. Его развитие — настоящий бум. И креативные индустрии он тоже не обойдет стороной — с ним будут играть, экспериментировать и предлагать небанальные, неочевидные и очень практичные решения. Например, в архитектуре и моделировании зданий применяется BIM-технология*. Она помогает решить много вопросов при строительстве и обслуживании зданий.

Робототехника, интернет вещей, развитие умных домов — эти технологии уже не остановить, и они практически всегда подкрепляются использованием искусственного интеллекта.

*BIM-технология — виртуальная проектировка здания в 3D.

Как совмещают новые технологии в креативных проектах?

— В парке Зарядье открыли один из самых крупных орга́нов в Европе — в нём около 6000 труб. И ко всем этим трубам, которые были сделаны по средневековым технологиям, с помощью высокотехнологичных кабелей присоединена консоль. Так зрители могут видеть музыканта и наслаждаться качеством звука. Меня очень впечатляет, как с помощью высоких технологий появилась возможность объединиться с вековыми традициями.

Другой интересный пример — это K-pop. Это культура, которая была создана при поддержке правительства Кореи. Они создали классный бренд, чтобы о Корее узнали во всём мире, и придумали целую индустрию, культуру, музыку, героев, литературу. И эта культура захватила мир. По-моему, это отличный пример использования мощного потенциала креативных индустрий.

Какие технологии нужны в оптимизации бизнес-процессов?

— Новые технологии кардинально меняют бизнес-процессы. Например, если раньше приходилось вести учёт, условно, в тетрадке, то сейчас есть миллионы продуктов для предпринимателей, которые помогают быстро решать простые рутинные задачи и вести дела продуктивно.

С одной стороны, мы живём теми же страстями, что Ромео и Джульетта. С другой стороны, мы быстрее можем действовать, ярче развиваться, дольше и интереснее жить. Поэтому технологии супер важны — они нужны в жизни каждого человека.

Возвращаясь к вопросам бизнеса, внедрение современных технологий — обязательное условие для его развития. Но здесь главное, чтобы были отлаженные базовые бизнес-процессы, которые можно уже оптимизировать с помощью технологий, иначе это возня ради возни.

Какие сложности возникают при интеграции технологий?

— Главное ограничение — это мышление предпринимателя или главы компании. Если он открыт к изменениям и понимает важность технологий, то сможет донести это до команды.

Есть статистика, что около 20-30% сотрудников полностью принимают новшества, около 40-50% относятся спокойно, а 10% категорически против.

Важно понимать, что иногда людьми управляет страх — они действительно боятся что-то менять.

Даже если это опытные сотрудники, которые принесли много пользы в прошедшие годы, нужно серьёзно задуматься — а можно ли идти с ними дальше?

Расскажу на примере одной большой финтех-компании. За весь прошлый год они провели большую работу — научили всех сотрудников так или иначе использовать искусственный интеллект. Было организовано много вебинаров, обучающих встреч, чтобы наглядно объяснить сотрудникам, что такое нейросети и как их можно применять. И потом было объявлен конкурс на лучшее решение по внедрению генИИ в рабочие процессы. Лучшие решения вошли в обновлённую стратегию компании. Разумеется, эти изменения лучше принимаются сотрудниками, ведь их придумали они сами.

Суть в том, что даже если искусственный интеллект и будет выполнять какую-то работу за сотрудника, этот сотрудник всё равно останется нужен при условии, что будет уметь пользоваться этим ИИ.

Что важно знать при запуске стартапов в креативных индустриях?

— С точки зрения бизнеса, здесь нет особенных рекомендаций. Нужно учитывать всё, что нужно учитывать стартапу в любой другой сфере — востребованность на рынке и возможность получить инвестиции. Также нужно определить конечную цель, создать стратегию и подобрать тактики.

С другой стороны, в креативных индустриях важен момент импакта — то есть степень воздействия на общество.

Я считаю, что очень важно иметь искреннюю и сформулированную миссию. Тогда и команда единомышленников найдётся, и инвестор, который в эту идею поверит.

Какие навыки считаешь мастхэв в креативных индустриях?

— Важно иметь сильные хард скиллы и софт скиллы. Но ещё важнее развивать метанавыки: осознанность, эмпатию, безоценочность, гибкость мышления и креативность. Это всё не черты характера, а именно навыки.

И отдельно хочется сказать про аутентичность — это умение быть собой и иметь внутренний стержень.

Как Лебедев, например. Он работает дизайнером 30 лет: все время создаёт что-то разное, то, что актуально и востребовано — от сайтов до архитектуры и айдентики городов. При этом он максимально аутентичный — в нём есть это желание и потом уже умение быть креатором и дизайнером.

Самость — это очень важное качество.

Какие ресурсы и инструменты посоветуешь начинающим предпринимателям?

— Если мы говорим про российский рынок, то для начинающих просто миллиард возможностей. Начиная от школьных программ и грантов, где ты можешь что-то творить и участвовать в олимпиадах, а потом бесплатно учиться в университете.

Например, у меня есть менти из РУДН — студентка теперь уже второго курса. Она победитель олимпиады по технологии, и её проектом было создание физической одежды по эскизам Варвары Степановой, художницы начала XX века.

По-моему, это суперклассно, что детям и подросткам открываются возможности развиваться в креативных индустриях. Дальше у нас есть Институт развития интернета и президентский грант, который постоянно открывается и поддерживается в креативной индустрии. Есть неделя креативных индустрий, где обсуждают важные вопросы.

Поддержку получить можно, главное — начать и изучить все возможности. Сейчас есть множество программ, фондов, акселераторов, масса знаний в открытых источниках. Просто изучайте себя и рынок и выбирайте максимально подходящие варианты на стыке ваших интересов и рыночного спроса. Всё зависит только от вас, а поддержку можно получить из самых разных источников.

Как технологии могут ограничить или, наоборот, расширить креативность?

— Креативность — это некое умение находить нестандартные решения в разных ситуациях, использовать не предложенные шаблоны, а генерить идеи и, может быть, иногда действовать против правил, но при этом выдавать в итоге классный результат.

При этом могут ли технологии вообще как-то повлиять на развитие креативности у человека? Я не думаю.

Как найти баланс между технологиями и личной креативностью?

— Есть два важных макро-тренда. С одной стороны, это цифровизация и технология — всё, что нам не остановить. С другой стороны, это, наоборот, human-to-human, или человекоцентричный подход, который тоже формулируется, внедряется и на государственном уровне распространяется.

Может показаться, как будто бы это две крайности, но одно без другого невозможно, и я на это не смотрю как на выбор — либо технологии, либо человекоцентричность.

Например, наши госуслуги — это максимально классное технологичное решение, аналогов которому в мире нет. Я не знаю ни одного похожего сервиса, который помогал бы закрыть все вопросы в одном окне. А с другой стороны, это же про человека и про человекоцентричность на уровне государства, про людей, которые хотят сделать нашу жизнь проще.

Одновременно с этим гуманистическим подходом мы действительно переживаем технологический бум. Развиваются и голосовые помощники, и машинное обучение, и искусственный интеллект, и NFT, и токены, и метавселенные. Но всё это имеет смысл, когда упрощает, улучшает жизнь людей.

Что будет в сфере в ближайшие 5 лет?

— Ожидаю, что бум технологий уляжется, и останутся те, которые действительно нужны людям. Так, внедрение и применение AI станет более понятным и сбалансированным.

У меня есть такая отличительная черта, которую мне помогла отыскать жизнь в азиатской культуре. В индуизме есть слово «намасте», которое переводится, в моей интерпретации, как «я вижу лучшее в тебе». Когда ты приветствуешь человека, говоришь ему «намасте», ты как будто сразу подсказываешь ему, направляешь его, говоришь «я вижу лучшее в тебе, давай по-хорошему общаться». И я стараюсь и в технологиях, и в стартапах, и в будущем видеть только лучшее. Поэтому я надеюсь, что наше будущее будет хорошим, удобным, комфортным, классным. Да, скорее всего трудным и тернистым, но главное — добрым и наполненным.

Какие книги, фильмы или подкасты порекомендуешь?

Есть одна очень классная книжка — «Кто, а не как. Выбирай коллаборацию вместо конкуренции». Найди людей, которые поверят в твою идею и реализуют ее лучше тебя. А ты, как предприниматель, останься сфокусированным на том, что кроме тебя никто не может делать. Концепция, развитие, стратегия. А на все остальное найди команду.

Также рекомендую классическую русскую литературу — там много ответов на разные вопросы. Просто читайте и наслаждайтесь.

Рекомендую послушать и подкасты ProMentoring от Клуба Менторов.

С Еленой и другими менторами вы можете познакомиться в Клубе Менторов. Специалисты помогут не только с карьерными вопросами, но и с вопросами ведения собственного бизнеса.
Следите за новыми постами
Следите за новыми постами по любимым темам
198 открытий3К показов