Руководство по написанию новостей

Всегда нужно следовать здравому смыслу. Если он подсказывает, что руководство в данном случае лучше нарушить, то так и надо сделать. Но в целом рекомендуется придерживаться следующих правил и структуры поста.

Заголовок, он же первое предложение

Заголовок должен быть коротким, информативным, глагольным. В нем должен упоминаться ньюсмейкер и причины, по которым мы о нём пишем.

Правильные заголовки:

— Google сделал онлайн-распознавалку текстов.
— Microsoft выпустит «убийцу» iPhone.
— «Яндекс» даст прослушать все песни Цоя.

Неправильные заголовки:

— Google всех поразил. (про что это?)
— Все в восторге от Microsoft. (о чем?)
— Виктор Цой потребовал перемен от «Яндекса». (а это что?)

В некоторых случаях допускается перенос упоминания ньюсмейкера во второе предложение, если он общеизвестен или это малосущественно, например:

— «Unreal Engine 4 теперь бесплатен для всех. Об этом сообщил сегодня в блоге компании Тим Суини — основатель Epic Games, изначальный автор известного движка.»

Второе предложение

Во втором предложении сообщаем о том, откуда и когда поступила информация и даём небольшое пояснение в случае необходимости. Примеры:

— «Соответствующая информация появилась сегодня в блоге консорциума.»
— «Об этом сообщил сегодня в блоге компании Тим Суини — основатель Epic Games, изначальный автор известного движка.»
— «Соответствующее заявление поступило от представителей компании на GDC 2015, проходящей сейчас в Сан-Франциско.»

Это предложение можно пропускать, если установить первоисточник затруднительно.

Второй абзац — раскрытие новости

Во втором абзаце не должно быть повторения заголовка. В нем должны раскрываться, в первую очередь, возможные двусмысленности заголовков. Двусмысленностей в заголовках, тем не менее, необходимо избегать.

Обязательно надо рассказать, чем вообще все то, о чем мы пишем примечательно. Например:
— «Телефоны Apple стали самыми популярными смартфонами за последние несколько лет, первая модель iPhone была выпущено в 2007-м году. За это время было продано более 50 миллионов iPhone.»
— «Vulkan, ранее известный как Next Generation OpenGL, спроектирован так, чтобы добавлять минимально возможные накладные расходы и облегчить разработку многопоточных 3D-приложений. Сообщается, что новый API изначально учитывает особенности современного оборудования, а значит будет более удобен и быстр в работе.»

Есть есть важные особенности, о них также нужно сообщить:

— «Однако если ваша игра, созданная с использованием Unreal Engine будет приносит вам прибыль более $3000 за квартал, то придётся выплачивать отчисления в размере 5% от продаж. Это не относится к анимационным фильмам, за них платить не придётся ни при каких условиях.»

Весь второй абзац обычно занимает 2-4 предложения. Можно разбивать его на два абзаца, если это необходимо по смыслу.

Финальная часть — отсылки к прошлым материалам, провокация обсуждений

В финале нужно напомнить, что мы писали о чём-либо похожем ранее или, что было предпосылкой к данной новости, или просто с ней связано:

— «Напомним, ранее плату перестали просить за Unreal Engine 4 (http://vk.cc/3wXQ0K), а затем и Unity 5 Personal вышел в редакции, включающей в себя большинство фишек версии Pro (http://vk.cc/3x8CmG).»
— «Напомним, в этом году сократилось и общее количество участников до 137 (сравните с 190 в 2014 и 177 в 2013).»

Если это уместно, то стоит высказать мнение редакции, но не навязывать его:

— «Что ж, хороший ход. Посмотрим как будут развиваться события дальше.»
— «Произойдет ли смена стандарта в скором будущем и действительно ли Vulkan настолько хорош — покажет время.»

В конце обязательно ставится тег #news@tproger (отбивается пустой строкой) и ссылка на источник.

Картинка

Если картинка подцепилась от ссылки на всю ширину поста (open graph) и она подходящая, то оставляем её. Если нет, то обязательно прикрепляем какую-нибудь картинку в тему, можно небольшую, но она должна быть. Допускается скрин сайта источника или его шапки, например.

Ссылки на источники

Каждое утверждение, принадлежащее не вам, должно снабжаться ссылкой на источник информации. Если в одном тексте вы используете информацию из одного источника несколько раз, достаточно сослаться один раз. Ссылки прогоняем через сокращатель vk.cc.

Правила написания названия компаний и сложно-специфичных слов

Если название компании пишется на русском языке, ее надо кавычить. «Яндекс», «Рамблер» и так далее. Если на латинице – не надо. Yandex, Rambler, Auto.ru. Если название сервиса каким-то образом выделяется, что это название сервиса, например, @-посередине, точка-соединение посередине, точка, указывающая на «доменность» названия, то кавычки также не нужны. Яндекс.Новости, Агент@Mail.ru, Президент.рф. Если вы пишете составное слово, постарайтесь чтобы обе части были на одном языке. Пишите «интернет-проект», а не «internet-проект». Слово Интернет (Веб, Сеть) пишут с большой буквы когда имеют в виду всю глобальную сеть. И с маленькой, если имеют в виду инфраструктуру в конкретной точке. Сравните: «Подключился к Сети» и «Подключился к сети провайдера». В составных словах с «интернет-» всегда пишут со строчной буквы.

Примеры новостей, использованные в руководстве

Один, два, три, четыре, пять.

В руководстве использована памятка Синодова