Игра Яндекс Практикума
Игра Яндекс Практикума
Игра Яндекс Практикума

Разработайте класс, обеспечивающий блокировку так, чтобы предотвратить возникновение мертвой блокировки

Отредактировано

9К открытий9К показов

Существует несколько общих способов предотвратить мертвые блокировки. Один из самых популярных — обязать процесс явно объявлять, в какой блокировке он нуждается. Тогда мы можем проверить, будет ли созданная блокировка мертвой, и если так, можно прекратить работу.

Давайте разберемся, как обнаружить мертвую блокировку. Предположим, что мы запрашиваем следующий порядок блокировок:

А = {1, 2, 3, 4}В = {1, 3, 5}С = {7, 5, 9, 2}

Это приведет к мертвой блокировке, потому что:

А блокирует 2, ждет 3В блокирует 3, ждет 5С блокирует 5, ждет 2

Можно представить этот сценарий в виде графа, где 2 соединено с 3, а 3 соединено с 5, а 5 соединено с 2. Мертвая блокировка описывается циклом. Ребро (w, v) существует в графе, если процесс объявляет, что он запрашивает блокировку v немедленно после блокировки w. В предыдущем примере в графе будут существовать следующие ребра:

(1, 2), (2, 3), (3, 4), (1, 3), (3, 5), (7, 5), (5, 9), (9, 2).

«Владелец» ребра не имеет значения.

Этот класс будет нуждаться в методе declare, который использует потоки и процессы для объявления порядка, в котором будут запрашиваться ресурсы. Метод declare будет проверять порядок объявления, добавляя каждую непрерывную пару элементов (v, w) к графу. Впоследствии он проверит, не появилось ли циклов. Если возник цикл, он удалит добавленное ребро из графика и выйдет.

Нам нужно обсудить только один нюанс. Как мы обнаружим цикл? Мы можем обнаружить цикл с помощью поиска в глубину через каждый связанный элемент (то есть через каждый компонент графа). Существуют сложные компоненты, позволяющие выбрать все соединенные компоненты графа, но наша задача не настолько сложна.

Мы знаем, что если возникает петля, то виновато одно из ребер. Таким образом, если поиск в глубину затрагивает эти ребра, мы обнаружим петлю.

Псевдокод для этого обнаружения петли примерно следующий:

			boolean checkForCycle(locks[] locks) {
	touchedNodes = hash table(lock -> boolean)
	//инициализировать touchedNodes, установив в false каждый lock в locks
	for each (lock x in process.locks) {
		if (touchedNodes[x] == false) {
			if (hasCycle(x, touchedNodes)) {
				return true;
			}
		}
	}
	return false;
}

boolean hasCycle(node x, touchedNodes) {
	touchedNodes[r] = true;
	if (x.state == VISITING) {
		return true;
	} else if (x.state == FRESH) {
		//...(см. полный код ниже)
	}
}
		

В данном коде можно сделать несколько поисков в глубину, но touchedNodes нужно инициализировать только один раз. Мы выполняем итерации, пока все значения в touchedNodes равны false.

Приведенный далее код более подробен. Для простоты мы предполагаем, что все блокировки и процессы (владельцы) последовательно упорядочены.

			public class LockFactory {
	private static LockFactory instance;
	private int numberOfLocks = 5; /* по умолчанию */
	private LockNode[] locks;
	
	/* Отображаем процесс (владельца) в порядок,
	 * в котором владелец требовал блокировку */
	
	private Hashtable<Integer, LinkedList<LockNode>> lockOrder;
	
	private LockFactory(int count) { ... }
	public static LockFactory getInstance() { return instance; }
	
	public static synchronized LockFactory initialize(int count) {
		if (instance == null)
			instance = new LockFactory(count); 
		return instance;
	}
	
	public boolean hasCycle(Hashtable<Integer, Boolean> touchedNodes, int[] resourcesInOrder) {
		/* проверяем на наличие петли */
		for (int resource : resourcesInOrder) {
			if (touchedNodes.get(resource) == false) {
				LockNode n = locks[resource];
				if (n.hasCycle(touchedNodes)) {
					return true;
				}
			}
		}
		return false;
	}
	
	/* Чтобы предотвратить мертвую блокировку, заставляем процессы
	*	объявлять, что они хотят заблокировать. Проверяем,
	*	что запрашиваемый порядок не вызовет мертвую блокировку
	*	(петлю в направленном графе) */
	public boolean declare(int ownerId, int[] resourcesInOrder) {
		Hashtable<Integer, Boolean> touchedNodes = new Hashtable<Integer, Boolean>();
		/* добавляем узлы в граф */
		int index = 1;
		touchedNodes.put(resourcesInOrder[0], false);
		for (index = 1; index < resourcesInOrder.length; index++) {
			LockNode prev = locks[resourcesInOrder[index - 1]];
			LockNode curr = locks[resourcesInOrder[index]];
			prev.joinTo(curr);
			touchedNodes.put(resourcesInOrder[index], false);
		}
		/* если получена петля, уничтожаем этот список ресурсов
		 * и возвращаем false */
		if (hasCycle(touchedNodes, resourcesInOrder)) {
			for (int j = 1; j < resourcesInOrder.length; j++) {
				LockNode p = locks[resourcesInOrder[j - 1]];
				LockNode c = locks[resourcesInOrder[j]];
				p.remove(c);
			}
			return false;
		}
		/* Петля не найдена. Сохраняем порядок, который был объявлен,
		 *	так как мы можем проверить, что процесс действительно вызывает
		 *	блокировку в нужном порядке */
		LinkedList<LockNode> list = new LinkedList<LockNode>();
		for (int i = 0; i < resourcesInOrder.length; i++) {
			LockNode resource = locks[resourcesInOrder[i]];
			list.add(resource);
		}
		lockOrder.put(ownerId, list);
		
		return true;
	}
	/* Получаем блокировку, проверяем сначала, что процесс
	 * действительно запрашивает блокировку в объявленном порядке*/
	 public Lock getLock(int ownerld, int resourceID) {
		LinkedList<LockNode> list = lockOrder.get(ownerId);
		if (list == null) return null;
		
		LockNode head = list.getFirst();
		if (head.getId() == resourceID) {
			list.removeFirst();
			return head.getLock();
		}
		return null;
	}
}
public class LockNode {
	public enum VisitState { FRESH, VISITING, VISITED );
	
	private ArrayList<LockNode> children;
	private int lockId;
	private Lock lock;
	private int maxLocks;
	
	public LockNode(int id, int max) { ... }
	
	/* Присоединяем "this" в "node", проверяем, что мы не создадим этим
	* петлю (цикл) */
	public void joinTo(LockNode node) { children.add(node); }
	public void remove(LockNode node) { children.remove(node); }
	
	/* Проверяем на наличие цикла с помощью поиска в глубину */ 
	public boolean hasCycle(Hashtable<Integer, Boolean> touchedNodes) {
		VisitState[] visited = new VisitState[maxLocks];
		for (int i = 0; i < maxLocks; i++) {
			visited[i] = VisitState.FRESH;
		}
		return hasCycle(visited, touchedNodes);
	}
	
	private boolean hasCycle(VisitState[] visited,
	Hashtable<Integer, Boolean> touchedNodes) {
		if (touchedNodes.containsKey(lockId)) {
			touchedNodes.put(lockId, true);
		}
		if (visited[lockId) == VisitState.VISITING) {
			/* Мы циклично возвращаемся к этому узлу, следовательно, 
			 * мы знаем, что здесь есть цикл (петля) */
			return true;
		} else if (visited[lockId] == VisitState.FRESH) {
			visited[lockId] = VisitState.VISITING;
			for (LockNode n : children) {
				if (n.hasCycle(visited, touchedNodes)) {
					return true;
				}
			}
			visited[lockId] = VisitState.VISITED;
		}
		return false;
	}

	public Lock getLock() {
		if (lock == null) lock = new ReentrantLock();
		return lock;
	}
	
	public int getId() { return lockId; }
}
		

Разбор взят из перевода книги Г. Лакман Макдауэлл и предназначен исключительно для ознакомления.Если он вам понравился, то рекомендуем купить книгу «Карьера программиста. Как устроиться на работу в Google, Microsoft или другую ведущую IT-компанию».

Следите за новыми постами
Следите за новыми постами по любимым темам
9К открытий9К показов