Рассказ об альтернативе функциональным указателям в C# — делегатах, введение в основы и разбор примеров.
49К открытий51К показов
Делегаты в C# подобны функциональным указателям в C или C++. Они объявляются в качестве объектов, содержащих адрес метода. Делегаты — референсный класс, инкапсулирующий метод со специфичной сигнатурой и типом возвращаемого значения.
«Делегат ссылается на метод и после назначения метода ведёт себя идентично ему. Делегат можно использовать как любую функцию с параметром и возвращаемым значением», — официальная документация MSDN.
Несмотря на то, что .NET использует концепцию функционального указателя посредством делегатов, есть несколько существенных отличий:
делегаты нечувствительны к ошибкам ввода;
объектно-ориентированы;
безопасны.
Делегаты C# обладают следующими свойствами:
позволяют обрабатывать методы в качестве аргумента;
могут быть связаны вместе;
несколько методов могут быть вызваны по одному событию;
тип делегата определяется его именем;
не зависят от класса объекта, на который ссылается;
сигнатура метода должна совпадать с сигнатурой делегата.
Делегат инициализируется путём передачи ему имени метода в качестве аргумента.
DelegateName DelgObjectName = new DelegateName(MethodName);
Шаг 3 — Вызов
Вызываем созданный делегат с указанием параметров, если это необходимо.
DelegateObjectName([Parameter_1]);
Пример 1
Нижеприведённый код складывает между собой два числа:
using System;
using System.Collections.Generic;
using System.Linq;
using System.Text;
namespace DelgateForNotes
{
class Program
{
// Объявление делегата, ссылающегося на функцию
// с двумя параметрами и целочисленным результатом
public delegate int AddDelegate(int num1, int num2);
static void Main(string[] args)
{
// Создание метода делегата и передача функции Add в качестве аргумента
AddDelegate funct1 = new AddDelegate(Add);
// Вызов делегата
int k = funct1(7, 2);
Console.WriteLine("Sumation = {0}", k);
Console.Read();
}
// Статическая функция Add с той же сигнатурой, что и у делегата
public static int Add(int num1, int num2)
{
Console.WriteLine("I am called by Delegate");
int sumation;
sumation = num1 + num2;
return sumation;
}
}
}
Выводом будет следующий результат:
Пример 2
Теперь рассмотрим реализацию сортировки «пузырьком» с помощью делегатов. Для этого мы создадим несколько классов:
BubbleSortClass
Student
Program
BubbleSortClass.cs
Этот класс будет содержать статическую функцию Sort(), у которой нет возвращаемого значения. В качестве аргумента она принимает массив, который будет отсортирован путём сравнивания пар элементов.
using System;
using System.Collections.Generic;
using System.Linq;
using System.Text;
namespace DelgateForNotes
{
public class BubbleSortClass
{
static public void Sort(object[] sortArray, CompareDelegate gtMethod)
{
for (int i = 0; i < sortArray.Length; i++)
{
for (int j = 0; j < sortArray.Length; j++)
{
if (gtMethod(sortArray[j], sortArray[i]))
{
object temp = sortArray[i];
sortArray[i] = sortArray[j];
sortArray[j] = temp;
}
}
}
}
}
}
Student.cs
Объект этого класса и будет использован для сортировки.
using System;
using System.Collections.Generic;
using System.Linq;
using System.Text;
namespace DelgateForNotes
{
class Student
{
private string name;
private int rollno;
private int marks;
// Инициализация объекта класса
public Student(string name, int rollno, int marks)
{
this.name = name;
this.rollno = rollno;
this.marks = marks;
}
// Переопределение метода для вывода результата
public override string ToString()
{
return string.Format("Name => {0}, RollNumber => {1}, Marks => {2} ", name, rollno, marks);
}
// Пользовательская функция сравнение, возвращающая булевое значение
public static bool RhsIsGreater(object lhs, object rhs)
{
Student stdLhs = (Student)lhs;
Student stdRhs = (Student)rhs;
return stdRhs.marks > stdLhs.marks;
}
}
}
Program.cs
Код основной программы. Здесь создаётся делегат и выводится отсортированный массив.
using System;
using System.Collections.Generic;
using System.Linq;
using System.Text;
namespace DelgateForNotes
{
public class Program
{
// Объявление делегата, ссылающегося на функцию
// с двумя параметрами и выводом булевого типа
public delegate bool CompareDelegate(object lhs, object rhs);
static void Main(string[] args)
{
// Создание массива объектов класса Student.cs
Student[] students = {
new Student("Mark", 1, 799),
new Student("David", 2, 545),
new Student("Lavish", 3, 999),
new Student("Voora", 4, 228),
new Student("Boll", 5, 768),
new Student("Donna", 6, 367),
new Student("Adam", 7, 799),
new Student("Steve", 8, 867),
new Student("Ricky", 9, 978),
new Student("Brett", 10, 567)
};
// Создание делегата с передачей
// статического метода класса Student в качестве аргумента
CompareDelegate StudentCompareOp = new CompareDelegate(Student.RhsIsGreater);
// Вызов статического метода класса BubbleSortClass,
// передача массива объектов и делегата
BubbleSortClass.Sort(students, StudentCompareOp);
for(int i = 0; i < students.Length; i++)
{
Console.WriteLine(students[i].ToString());
}
Console.Read();
}
}
}
Мультикаст-делегаты
Делегаты, включающие в себя более одного метода, называются мультикаст-делегатами. При вызове они выполняют каждый метод в заданном порядке, позволяя таким образом связывать несколько методов в цепочку.
Для работы мультикаст-делегатов те не должны возвращать какой-либо результат. В противном случае обработается результат последнего метода цепочки.
Пример 3
Пример использования мультикаст-делегата для вывода приветствия:
using System;
using System.Collections.Generic;
using System.Linq;
using System.Text;
namespace MulticastDelegate1
{
class Program
{
// Объявление делегата, ссылающегося на метод
// с результатом типа void и одним строковым аргументом
public delegate void showDelegate(string s);
static void Main(string[] args)
{
showDelegate s = Display;
s += Show;
s("Hello");
s("Scott");
Console.Read();
}
// Пользовательская функция для отображения результата
public static void Display(string title)
{
Console.WriteLine(title);
}
// Пользовательская функция для вывода
public static void Show(string title)
{
Console.WriteLine(title);
}
}
}
Пример 4
Данный код умножает полученное число на два и возводит его же в квадрат:
using System;
using System.Collections.Generic;
using System.Linq;
using System.Text;
namespace MulticastDelegate
{
// Пользовательский класс для математических операций,
// содержит два статических метода
class MathOperation
{
// Метод умножения числа на 2
public static void MultiplyByTwo(double d)
{
double res = d * 2;
Console.WriteLine("Multiply: " + res.ToString());
}
// Метод возведения числа в квадрат
public static void Squre(double e)
{
double res = e * e;
Console.WriteLine("Square" + res.ToString());
}
}
class NewProgram
{
// Объявление делегата
public delegate void del(double Qr);
static void Main()
{
// Создание делегата
del d = MathOperation.MultiplyByTwo;
// Добавление метода к делегату
d += MathOperation.Squre;
// Вызов функции отображения,
// в качестве аргументов — имя делегата и число типа double
Display(d, 2.00);
Display(d, 9.9);
Console.ReadLine();
}
// Пользовательская функция для вывода результата
static void Display(del action, double value)
{
Console.WriteLine("Result = " + value);
action(value);
}
}
}
Типы делегатов
System.Delegate
Смысл примерно тот же, что и у указателей на методы в C++. Однако, в C# делегаты не используют указатели, а сохраняют метаданные, определяющие целевой метод для последующего вызова. Также System.Delegate содержит экземпляр класса System.Reflection.MethodInfo — метаданные .NET для вызова метода через отражения.
Ещё одним важным аспектом System.Delegate является экземпляр объекта, для которого вызывается метод. При наличии неограниченного числа объектов с необходимой сигнатурой нам также нужно определить, какому именно объекту его назначить. Исключение — использование статичного метода, определённого MetodInfo, ведь в таком случае ссылка на объект вернёт null.
System.MulticastDelegate
Этот тип делегатов позволяет использовать их для нескольких объектов. Это возможно благодаря тому, что делегаты типа System.MulticastDelegate содержат в себе экземпляр этого же класса, который создаётся при назначении объекта предыдущему. Новый экземпляр получает ссылку на следующий объект списка экзепляров делегатов. Таким образом, System.MulticastDelegate поддерживает связанный список объектов для делегатов.
Цепочка делегатов
При вызове мультикаст-делегатов каждый экземпляр в цепочке вызывается последовательно. Однако это может обернуться проблемой, если в одном из экземпляров сработало исключение или он вернул результат не void-типа.
Заключение
Итак, в данной статье были рассмотрены базовые принципы работы делегатов на C#, а также примеры их реализации для использования в реальных кейсах.
Microsoft передала исходный код проекта Mono разработчикам Wine, чтобы поддержать и сохранить развитие кроссплатформенного .NET. Проект Mono, запущенный в 2001 году, сыграл важную роль в создании кроссплатформенных приложений