Написать пост

Зачем нужен Python Global Interpreter Lock и как он работает

Аватар Александр Ланский

Python Global Interpreter Lock (GIL) — блокировка, позволяющая только одному потоку управлять интерпретатором Python. Рассмотрим, как она работает.

Обложка поста Зачем нужен Python Global Interpreter Lock и как он работает

Python Global Interpreter Lock (GIL) — это своеобразная блокировка, позволяющая только одному потоку управлять интерпретатором Python. Это означает, что в любой момент времени будет выполняться только один конкретный поток.

Работа GIL может казаться несущественной для разработчиков, создающих однопоточные программы. Но во многопоточных программах отсутствие GIL может негативно сказываться на производительности процессоро-зависымых программ.

Поскольку GIL позволяет работать только одному потоку даже в многопоточном приложении, он заработал репутацию «печально известной» функции.

В этой статье будет рассказано о том, как GIL влияет на производительность приложений, и о том, как это самое влияние можно смягчить.

Что за проблему в Python решает GIL?

Python подсчитывает количество ссылок для корректного управления памятью. Это означает, что созданные в Python объекты имеют переменную подсчёта ссылок, в которой хранится количество всех ссылок на этот объект. Как только эта переменная становится равной нулю, память, выделенная под этот объект, освобождается.

Вот небольшой пример кода, демонстрирующий работу переменных подсчёта ссылок:

			>>> import sys
>>> a = []
>>> b = a
>>> sys.getrefcount(a)
3
		

В этом примере количество ссылок на пустой массив равно 3. На этот массив ссылаются: переменная a, переменная b и аргумент, переданный функции sys.getrefcount().

Проблема, которую решает GIL, связана с тем, что в многопоточном приложении сразу несколько потоков могут увеличивать или уменьшать значения этого счётчика ссылок. Это может привести к тому, что память очистится неправильно и удалится тот объект, на который ещё существует ссылка.

Счётчик ссылок можно защитить, добавив блокираторы на все структуры данных, которые распространяются по нескольким потокам. В таком случае счётчик будет изменяться исключительно последовательно.

Но добавление блокировки к нескольким объектам может привести к появлению другой проблемы — взаимоблокировки (англ. deadlocks), которая получается только если блокировка есть более чем на одном объекте. К тому же эта проблема тоже снижала бы производительность из-за многократной установки блокираторов.

GIL — эта одиночный блокиратор самого интерпретатора Python. Он добавляет правило: любое выполнение байткода в Python требует блокировки интерпретатора. В таком случае можно исключить взаимоблокировку, т. к. GIL будет единственной блокировкой в приложении. К тому же его влияние на производительность процессора совсем не критично. Однако стоит помнить, что GIL уверенно делает любую программу однопоточной.

Несмотря на то, что GIL используется и в других интерпретаторах, например в Ruby, он не является единственным решением этой проблемы. Некоторые языки решают проблему потокобезопасного освобождения памяти с помощью сборки мусора.

С другой стороны это означает, что такие языки часто должны компенсировать потерю однопоточных преимуществ GIL добавлением каких-то дополнительных функций повышения производительности, например JIT-компиляторов.

Почему для решения проблемы был выбран именно GIL?

Итак, почему же это не очень «хорошее» решение используется в Python? Насколько для разработчиков это решение критично?

По словам Larry Hastings, архитектурное решение GIL — это одна из тех вещей, которые сделали Python популярным.

Python существует с тех времён, когда в операционных системах не существовало понятия о потоках. Этот язык разрабатывался в расчёте на лёгкое использование и ускорение процесса разработки. Всё больше и больше разработчиков переходило на Python.

Много расширений, в которых нуждался Python, было написано для уже существующих библиотек на C. Для предотвращения несогласованных изменений, язык C требовал потокобезопасного управления памятью, которое смог предоставить GIL.

GIL можно было легко реализовать и интегрировать в Python. Он увеличивал производительность однопоточных приложений, поскольку управление велось только одним блокиратором.

Те библиотеки на C, которые не были потокобезопасными, стало легче интегрировать. Эти расширения на C стали одной из причин, почему Python-сообщество стало расширяться.

Как можно понять, GIL — фактическое решение проблемы, с которой столкнулись разработчики CPython в начале жизни Python.

Влияние GIL на многопоточные приложения

Если смотреть на типичную программу (не обязательно написанную на Python) — есть разница, ограничена ли эта программа производительностью процессора или же I/O.

Операции, ограниченные производительностью процессора (англ. CPU-bound) — это все вычислительные операции: перемножение матриц, поиск, обработка изображений и т. д.

Операции, ограниченные производительностью I/O (англ. I/O-bound) — это те операции, которые часто находятся в ожидании чего-либо от источников ввода/вывода (пользователь, файл, БД, сеть). Такие программы и операции иногда могут ждать долгое время, пока не получат от источника то, что им нужно. Это связано с тем, что источник может проводить собственные (внутренние) операции, прежде чем он будет готов выдать результат. Например, пользователь может думать над тем, что именно ввести в поисковую строку или же какой запрос отправить в БД.

Ниже приведена простая CPU-bound программа, которая попросту ведёт обратный отсчёт:

			# single_threaded.py
import time
from threading import Thread

COUNT = 50000000

def countdown(n):
    while n > 0:
        n -= 1

start = time.time()
countdown(COUNT)
end = time.time()

print('Затраченное время -', end - start)
		

Запустив это на 4х-ядерном компьютере получим такой результат:

			Затраченное время
		

Ниже приведена та же программа, с небольшим изменением. Теперь обратный отсчёт ведётся в двух параллельных потоках:

			# multi_threaded.py
import time
from threading import Thread

COUNT = 50000000

def countdown(n):
    while n > 0:
        n -= 1

t1 = Thread(target=countdown, args=(COUNT//2,))
t2 = Thread(target=countdown, args=(COUNT//2,))

start = time.time()
t1.start()
t2.start()
t1.join()
t2.join()
end = time.time()

print('Затраченное время -', end - start)
		

И вот результат:

			$ python multi_threaded.py
		

Как видно из результатов, оба варианта затратили примерно одинаковое время. В многопоточной версии GIL предотвратил параллельное выполнение потоков.

GIL не сильно влияет на производительность I/O-операций в многопоточных программах, т. к. в процессе ожидания от I/O блокировка распространяется по потокам.

Однако программа, потоки которой будут работать исключительно с процессором (например обработка изображения по частям), из-за блокировки не только станет однопоточной, но и на её выполнение будет затрачиваться больше времени, чем если бы она изначально была строго однопоточной.

Такое увеличение времени — это результат появления и реализации блокировки.

Почему GIL всё ещё используют?

Разработчики языка получили уйму жалоб касательно GIL. Но такой популярный язык как Python не может провести такое радикальное изменение, как удаление GIL, ведь это, естественно, повлечёт за собой кучу проблем несовместимости.

В прошлом разработчиками были предприняты попытки удаления GIL. Но все эти попытки разрушались существующими расширениями на C, которые плотно зависели от существующих GIL-решений. Естественно, есть и другие варианты, схожие с GIL. Однако они либо снижают производительность однопоточных и многопоточных I/O-приложений, либо попросту сложны в реализации. Вам бы не хотелось, чтобы в новых версиях ваша программа работала медленней, чем сейчас, ведь так?

Создатель Python, Guido van Rossum, в сентябре 2007 года высказался по поводу этого в статье «It isn’t Easy to remove the GIL»:

«Я был бы рад патчам в Py3k только в том случае, если бы производительность однопоточных приложений или многопоточных I/O-приложений не уменьшалась.»

С тех пор ни одна из предпринятых попыток не удовлетворяла это условие.

Почему GIL не был удалён в Python 3?

Python 3 на самом деле имел возможность переделки некоторых функций с нуля, хотя из-за этого многие расширения на С попросту сломались бы и их пришлось бы переделывать. Именно из-за этого первые версии Python 3 так слабо расходились по сообществу.

Но почему бы параллельно с обновлением Python 3 не удалить GIL?

Его удаление сделает однопоточность в Python 3 медленней по сравнению с Python 2 и просто представьте, во что это выльется. Нельзя не заметить преимущества однопоточности в GIL. Именно поэтому он всё ещё не удалён.

Но в Python 3 действительно появились улучшения для существующего GIL. До этого момента в статье рассказывалось о влиянии GIL на многопоточные программы, которые затрагивают только процессор или только I/O. А что насчёт тех программ, у которых часть потоков идут на процессор, а часть на I/O?

В таких программах I/O-потоки «страдают» из-за того, что у них нет доступа к GIL от процессорных потоков. Это связано со встроенным в Python механизмом, который принуждал потоки освобождать GIL после определённого интервала непрерывного использования. В случае, если никто другой не используют GIL, эти потоки могли продолжать работу.

			>>> import sys
>>> # По умолчанию интервал выставлен в 100
>>> sys.getcheckinterval()
100
		

Но тут есть одна проблема. Почти всегда GIL занимается процессорными потоками и остальные потоки не успевают занять место. Этот факт был изучен David Beazley, визуализацию этого можно увидеть здесь.

Проблема была решена в Python 3.2 в 2009 разработчиком Antoine Pitrou. Он добавил механизм подсчёта потоков, которые нуждаются в GIL. И если есть другие потоки, нуждающиеся в GIL, текущий поток не занимал бы их место.

Как справиться GIL?

Если GIL у вас вызывает проблемы, вот несколько решений, которые вы можете попробовать:

Многопроцессность против многопоточности. Довольно популярное решение, поскольку у каждого Python-процесса есть собственный интерпретатор с выделенной под него памятью, поэтому с GIL проблем не будет. В Python уже есть модуль multiprocessing, который упрощает создание процессов к такому виду:

			from multiprocessing import Pool
import time

COUNT = 50000000
def countdown(n):
    while n > 0:
        n -= 1

if __name__ == '__main__':
    pool = Pool(processes=2)
    start = time.time()
    r1 = pool.apply_async(countdown, [COUNT//2])
    r2 = pool.apply_async(countdown, [COUNT//2])
    pool.close()
    pool.join()
    end = time.time()
    print('Затраченное время в секундах -', end - start)
		

После запуска получаем такой результат:

			Затраченное время в секундах
		

Можно заметить приличное повышение производительности по сравнению с многопоточной версией. Однако показатель времени не снизился до половины. Всё из-за того, что управление процессами само по себе сказывается на производительности. Несколько процессов более сложны, чем несколько потоков, поэтому с ними нужно работать аккуратно.

Альтернативные интерпретаторы Python. У Python есть много разных реализаций интерпретаторов. CPython, Jyton, IronPython и PyPy, написанные на C, Java, C# и Python соответственно. GIL существует только на оригинальном интерпретаторе — на CPython.

Вы просто можете использовать преимущества однопоточности, в то время, пока одни из самых ярких умов прямо сейчас работают над устранением GIL из CPython. Вот одна из попыток.

Зачастую, GIL рассматривается как нечто-то сложное и непонятное. Но имейте ввиду, что как python-разработчик, вы столкнётесь с GIL только если будете писать расширения на C или многопоточные процессорные программы.

На этом этапе вы должны понимать все аспекты, необходимые при работе с GIL. Если же вам интересна низкоуровневая структура GIL — посмотрите  Understanding the Python GIL от David Beazley.

Следите за новыми постами
Следите за новыми постами по любимым темам
68К открытий69К показов