Игра Яндекс Практикума
Игра Яндекс Практикума
Игра Яндекс Практикума

Шпаргалка по современному JavaScript

Отредактировано

131К открытий135К показов
Шпаргалка по современному JavaScript

В данном материале собраны основные концепции и принципы современного JavaScript, которые помогут быстро найти и вспомнить необходимую фичу.

Содержание

  1. Объявление переменных var, const, let
  2. Стрелочные функции
  3. Параметры функции по умолчанию
  4. Деструктурирование объектов и массивов
  5. Методы массивов map/filter/reduce
  6. Оператор spread(…)
  7. Сокращение свойств объекта
  8. Объекты «промисы»
  9. Шаблонные литералы
  10. Теговые шаблоны
  11. Инструкции импорта и экспорта
  12. Ключевое слово this
  13. Классы
  14. Ключевые слова extends и super
  15. Функция async и оператор await
  16. Truthy/Falsy
  17. Анаморфизмы и катаморфизмы
  18. Генераторы
  19. Статические методы

Объявление переменных: var, const, let

В JavaScript переменные объявляют при помощи трёх операторов. При этом заданные через const переменные изменить нельзя, а через var и let — можно. Поэтому если в коде предстоит изменить значение переменной, задавайте её с помощью let, если нет — через const.

Область переменных функции обозначает рамки их использования в коде.

  • Оператор var. Объявленные с его помощью переменные работают в пределах функции и не доступны вне её.function myFunction() { var myVar = "Nick"; console.log(myVar); // "Nick" - myVar доступна в пределах функции}console.log(myVar); // выведет ошибку ReferenceError, myVar не доступна вне функцииДругой пример, демонстрирующий рамки области переменных:function myFunction() { var myVar = "Nick"; if (true) { var myVar = "John"; console.log(myVar); // "John" // myVar находится в пределах функции, мы изменили значение myVar с "Nick" на "John" } console.log(myVar); // команды блока if влияют на значение "John"}console.log(myVar); // выведет ошибку ReferenceError, myVar не доступна вне функцииПеременные при выполнении оператора присваивания перемещаются в начало, что называется «поднятие переменных». Часть кода:console.log(myVar) // не определена, поэтому ошибки нетvar myVar = 2;при выполнении понимается как:var myVar;console.log(myVar) // не определена, поэтому ошибки нетmyVar = 2;
  • Оператор let. Переменные, объявленные с его помощью, имеют блочную область видимости. Кроме того, они не доступны, пока не присвоены и пока их значение нельзя изменить в той же области. На примере, приведённом выше:function myFunction() { let myVar = "Nick"; if (true) { let myVar = "John"; console.log(myVar); // "John" // myVar имеет блочную область видимости, поэтому мы задали новое значение // оно не доступно вне области и не зависит от предыдущего значения myVar } console.log(myVar); // команды блока if НЕ влияют на "Nick"}console.log(myVar); // выведет ReferenceError, myVar не доступна вне функцииВот как это работает для не доступных до присвоения переменных, объявленных операторами let и const:console.log(myVar) // выведет ReferenceErrorlet myVar = 2;Переменные, объявленные с помощью var, доступны до присвоения. При использовании let и const — только после него. Этот феномен получил название «Временные мёртвые зоны». Кроме того, с помощью оператора let нельзя объявить другую переменную:let myVar = 2;let myVar = 3; // выведет SyntaxError
  • Оператор const. Переменные, объявленные с его помощью, также имеют блочную область видимости и не доступны до присвоения. Кроме того, их нельзя объявить или заново присвоить в той же области:const myVar = "Nick";myVar = "John" // выводит ошибку, присвоить заново нельзяconst myVar = "Nick";const myVar = "John" // выведет ошибку, объявить другое значение нельзяОднако тонкость заключается в том, что вы можете изменить значение объявленной оператором const переменной для объектов:const person = { name: 'Nick'};person.name = 'John' // будет работать, поскольку значение изменили, а не присвоили зановоconsole.log(person.name) // "John"person = "Sandra" // выведет ошибку, поскольку повторное присвоение не доступно для переменных, объявленных с помощью constи массивов:const person = [];person.push('John'); // будет работать, поскольку переменную person изменили, а не присвоили зановоconsole.log(person[0]) // "John"person = ["Nick"] // выведет ошибку, поскольку повторное присвоение не доступно для переменных, объявленных с помощью const

Стрелочные функции

Стрелочные функции ввели в обновлении ES6 как альтернативный способ объявления и использования функций.

  • Краткость. Стрелочные функции короче традиционных, и каждый случай требует отдельного рассмотрения.Явная/неявная функция return. Явная функция предполагает использование return в коде:function double(x) { return x * 2; // функция возвращает x * 2 с использованием слова return в коде }Традиционный код отличается наличием ключевого слова: const double = (x) => { return x * 2; // явная функция }Поскольку перед return нет команд, стрелочные функции позволяют избежать дополнительной строки:const double = (x) => x * 2; // верно, возвращает x*2Мы убрали скобки и ключевое слово, но вывод всё равно x * 2. Если функция не возвращает значение (имеет побочные эффекты), это происходит ни явно, ни неявно. При необходимости возврата объекта, его заключают в скобки:const getPerson = () => ({ name: "Nick", age: 24 })console.log(getPerson()) // объект { name: "Nick", age: 24 } возвращается при помощи стрелочной функцииЕдинственный аргумент. Если функции присвоено одно значение, скобки можно исключить:const double = (x) => x * 2; // в этой функции один параметрconst double = x => x * 2; // в этой тоже один параметрОтсутствие аргументов. В случае если аргументы не заданы, необходимо поставить скобки, иначе синтаксис будет неверным: () => { // скобки присутствуют, всё работает const x = 2; return x; } => { // скобки отсутствуют, код не будет работать const x = 2; return x; }
  • Привязка ключевого слова this к окружению. Чтобы понять тонкости, необходимо знать о поведении this в JavaScript. Для доступа к переменной в функции внутри функции, например, пришлось бы использовать that = this или self = this. А в стрелочных функциях значение this заимствуется из окружения, а не присваивается при создании нового ключевого слова. Например, используем setTimeout в функции myFunc:function myFunc() { this.myVar = 0; var that = this; // that = this setTimeout( function() { // новое this создано из области that.myVar++; console.log(that.myVar) // 1 console.log(this.myVar) // не определено — см. объявление функции выше }, 0 );}Теперь в том же коде используем стрелочные функции:function myFunc() { this.myVar = 0; setTimeout( () => { // this из окружения, предполагает значение myFunc this.myVar++; console.log(this.myVar) // 1 }, 0 );}

Параметры функции по умолчанию

С выходом версии ES2015 значение по умолчанию для параметра функции задаётся при помощи следующего синтаксиса:

			function myFunc(x = 10) {
  return x;
}
console.log(myFunc()) // 10 — не задано значение, поэтому значение x по умолчанию присвоено x в функции myFunc
console.log(myFunc(5)) // 5 — значение задано, поэтому x=5 в функции myFunc

console.log(myFunc(undefined)) // 10 — задано значение undefined, поэтому по умолчанию равно x
console.log(myFunc(null)) // null — величина задана, продолжение ниже
		

Параметр по умолчанию применяется в двух случаях: когда он не задан или задан параметр undefined. При введении null параметр по умолчанию не применится.

Деструктурирование объектов и массивов

Деструктурирование — создание новых переменных путём извлечения данных из объектов и массивов. Например, извлечение параметров this.props из React-проектов.

  • Объект. Рассмотрим для всех примеров объект:const person = { firstName: "Nick", lastName: "Anderson", age: 35, sex: "M"}Без деструктурирования:const first = person.firstName;const age = person.age;const city = person.city || "Paris";Применяя деструктурирование:const { firstName: first, age, city = "Paris" } = person; // так выглядит деструктурирование одной строкойconsole.log(age) // 35 — создана переменная age, которая равна person.ageconsole.log(first) // "Nick" — создана переменная first, значение которой соответствует person.firstNameconsole.log(firstName) // ReferenceError — person.firstName существует, но новая переменная называется firstconsole.log(city) // Paris — создана переменная city, а поскольку person.city не определена, city равна заданному по умолчанию значению "Paris".
  • Параметры функции. Деструктурирование применяется для извлечения параметров объектов в функции.
    Без деструктурирования:function joinFirstLastName(person) { const firstName = person.firstName; const lastName = person.lastName; return firstName + '-' + lastName;}joinFirstLastName(person); // Nick-AndersonИзвлекая параметр person, получим компактную функцию:function joinFirstLastName({ firstName, lastName }) { // Мы создаём переменные firstName и lastName, деструктурируя параметр person return firstName + '-' + lastName;}joinFirstLastName(person); // Nick-AndersonСо стрелочными функциями код становится существенно меньше:const joinFirstLastName = ({ firstName, lastName }) => firstName + '-' + lastName;joinFirstLastName(person); // Nick-Anderson
  • Массив. Рассмотрим массив:const myArray = ["a", "b", "c"];Без деструктурирования он выглядит так:const x = myArray[0];const y = myArray[1];С деструктурированием:const [x, y] = myArray; // вот оно!console.log(x) // "a"console.log(y) // "b"

Методы массивов map/filter/reduce

Методы массивов пришли в JavaScript из функционального программирования. Используя три этих метода, вы избегаете циклов for и forEach в большинстве ситуаций. Попробуйте вместо for использовать совокупность map, filter и reduce. В первый раз будет сложно, потому что придётся научиться мыслить иначе, но дальше привыкнете. Посчитаем для примера сумму оценок студентов с результатом 10 и выше, используя три этих метода:

			const students = [
  { name: "Nick", grade: 10 },
  { name: "John", grade: 15 },
  { name: "Julia", grade: 19 },
  { name: "Nathalie", grade: 9 },
];

const aboveTenSum = students
  .map(student => student.grade) // сравниваем массив студентов с массивом их оценок
  .filter(grade => grade >= 10) // отбираем оценки выше 10
  .reduce((prev, next) => prev + next, 0); // суммируем каждую оценку выше 10

console.log(aboveTenSum) // 44 -- 10 (Nick) + 15 (John) + 19 (Julia), Nathalie игнорируется, поскольку её оценка ниже 10
		

Для более детального наглядного объяснения возьмём массив:

			const numbers = [0, 1, 2, 3, 4, 5, 6];
		
  • Array.prototype.map().const doubledNumbers = numbers.map(function(n) { return n * 2;});console.log(doubledNumbers); // [0, 2, 4, 6, 8, 10, 12]Что мы тут сделали? .map выполняет итерацию каждого элемента массива numbers и перемещает их в функцию. Цель функции — обработать и вернуть новую переменную, чтобы map мог заменить её.Теперь посмотрим на функцию отдельно, чтобы было понятнее:const doubleN = function(n) { return n * 2; };const doubledNumbers = numbers.map(doubleN);console.log(doubledNumbers); // [0, 2, 4, 6, 8, 10, 12]Метод часто используется со стрелочными функциями:const doubledNumbers = numbers.map(n => n * 2);console.log(doubledNumbers); // [0, 2, 4, 6, 8, 10, 12]Используем numbers.map(doubleN) и получаем[doubleN(0), doubleN(1), doubleN(2), doubleN(3), doubleN(4), doubleN(5), doubleN(6)], что равно [0, 2, 4, 6, 8, 10, 12].В случае если возвращать массив нет необходимости и нужен цикл с побочными эффектами, используйте for/forEach.
  • Array.prototype.filter().const evenNumbers = numbers.filter(function(n) { return n % 2 === 0; // верно, если значение n равно значению, и ложно, если n не равно значению});console.log(evenNumbers); // [0, 2, 4, 6]Метод также часто используется со стрелочными функциями:const evenNumbers = numbers.filter(n => n % 2 === 0);console.log(evenNumbers); // [0, 2, 4, 6].filter осуществляет итерацию каждого элемента массива numbers и добавляет их в функцию. Цель функции — вернуть булево значение и определить, нужно оно или нет. После чего фильтр возвращает массив только с добавленными значениями.
  • Array.prototype.reduce(). Цель метода — сократить переменные до одной после итерации.const sum = numbers.reduce( function(acc, n) { return acc + n; }, 0 // значение накопительной переменной на первой ступени итерации);console.log(sum) // 21Метод также часто используется со стрелочными функциями:const sum = numbers.reduce((acc, n) => acc + n, 0);console.log(sum) // 21.reduce применяется к массиву и использует функцию как первый параметр. Однако в данном случае мы сталкиваемся с исключениями:функция .reduce учитывает 2 параметра: вызываемую на каждом шаге итерации функцию и значение накопительной переменной (acc) на первом шаге итерации.параметры функции: функция, принятая за значение .reduce, имеет 2 других — накопительную переменную (acc) и текущий элемент (n). Накопительная переменная равна возвращаемому на предыдущем шаге итерации значению функции. На первой ступени acc равна значению, принятому за второй параметр .reduce.Ступени итерации:acc = 0, поскольку мы ввели «0» вторым значением для reduce;n = 0, первый элемент массива number.Функция возвращает acc + n –> 0 + 0 –> 0acc = 0, значение, возвращённое функцией на предыдущей ступени итерации;n = 1, второй элемент массива number.Функция возвращает acc + n –> 0 + 1 –> 1acc = 1, значение, возвращённое функцией на предыдущей ступени итерации;n = 2, третий элемент массива number.Функция возвращает acc + n –> 1 + 2 –> 3acc = 3, значение, возвращённое функцией на предыдущей ступени итерации;n = 3, четвёртый элемент массива number.Функция возвращает acc + n –> 3 + 3 –> 6(…действия повторяются до последнего шага)acc = 15, поскольку это значение функция вернула на предыдущей ступениn = 6, последний элемент массива number.На последнем шаге функция возвращает acc + n –> 15 + 6 –> 21

Оператор spread(…)

Его добавили в обновлении ES2015, чтобы элементы итерации (например массива) можно было использовать в качестве нескольких элементов в коде.

  • Объектные литералы.

Возьмём два массива:

			const arr1 = ["a", "b", "c"];
const arr2 = [arr1, "d", "e", "f"]; // [["a", "b", "c"], "d", "e", "f"]
		

В arr2 первый аргумент — массив, поскольку читает содержимое arr1. Но нам нужно сделать arr2 массивом, состоящим из последовательности букв. Для этого используем spread и получим необходимый результат:

			const arr1 = ["a", "b", "c"];
const arr2 = [...arr1, "d", "e", "f"]; // ["a", "b", "c", "d", "e", "f"]
		
  • Оставшиеся параметры функции. С их помощью мы можем создать массив с неучтёнными параметрами функции. Объект arguments относится к функциям, равным массиву переданных функции аргументов.
			function myFunc() {
  for (var i = 0; i < arguments.length; i++) {
    console.log(arguments[i]);
  }
}

myFunc("Nick", "Anderson", 10, 12, 6);
// "Nick"
// "Anderson"
// 10
// 12
// 6
		

Давайте предположим, что нам нужно добавить студента с его оценками и посчитать средний балл. Не лучше ли сделать два параметра двумя разными значениями, а затем собрать массив из полученных данных для итерации? В этом нам и поможет оставшийся параметр.

			function createStudent(firstName, lastName, ...grades) {
  // firstName = "Nick"
  // lastName = "Anderson"
  // [10, 12, 6]: "..." собирает оставшиеся параметры и создаёт содержащее их значение массива grades

  const avgGrade = grades.reduce((acc, curr) => acc + curr, 0) / grades.length; // высчитывает средний балл из всех

  return {
    firstName: firstName,
    lastName: lastName,
    grades: grades,
    avgGrade: avgGrade
  }
}

const student = createStudent("Nick", "Anderson", 10, 12, 6);
console.log(student);
// {
//   firstName: "Nick",
//   lastName: "Anderson",
//   grades: [10, 12, 6],
//   avgGrade: 9,33
// }
		
  • Расширение свойств объекта.
			const myObj = { x: 1, y: 2, a: 3, b: 4 };
const { x, y, ...z } = myObj; // деструктурируем объект
console.log(x); // 1
console.log(y); // 2
console.log(z); // { a: 3, b: 4 }

// z — оставшаяся часть деструктурированного объекта myObj после вычитания свойств x и y

const n = { x, y, ...z };
console.log(n); // { x: 1, y: 2, a: 3, b: 4 }

// свойства объекта z распространяются на n
		

Сокращение свойств объекта

Зададим переменную для свойств объекта. Если её имя совпадёт с названием свойства, можно сделать следующее:

			const x = 10;
const myObj = { x };
console.log(myObj.x) // 10
		

Если вы объявляли объектный литерал в версиях до ES2015 или хотели использовать переменную в качестве значения свойств объекта, то пришлось бы писать:

			const x = 10;
const y = 20;

const myObj = {
  x: x, // объявление значения переменной x для myObj.x
  y: y // объявление значения переменной y для myObj.y
};

console.log(myObj.x) // 10
console.log(myObj.y) // 20
		

Слишком много повторений, не так ли? Поэтому с выходом ES2015 при совпадении переменной с названием свойства, достаточно такого кода:

			const x = 10;
const y = 20;

const myObj = {
  x,
  y
};

console.log(myObj.x) // 10
console.log(myObj.y) // 20
		

Объекты «промисы»

Промис — это объект, который используется для упорядочивания синхронных и асинхронных операций. При использовании промисов код становится чище, поэтому они всё чаще встречаются в проектах.

			const fetchingPosts = new Promise((res, rej) => {
  $.get("/posts")
    .done(posts => res(posts))
    .fail(err => rej(err));
});

fetchingPosts
  .then(posts => console.log(posts))
  .catch(err => console.log(err));
		

AJAX-запрос при выполнении не является синхронным, поскольку ответ от ресурса идёт какое-то время. Он может вообще не прийти, если ресурс не доступен (404). Для решения этой проблемы в ES2015 добавили промисы, которые принимают 3 состояния:

  • ожидание;
  • выполнен;
  • отклонён.

Представим, что нам нужно создать Ajax-запрос до ресурса X. Используем для этого метод jQuery.get():

			const xFetcherPromise = new Promise( // создаём промис, используя ключевое слово new и записываем его в переменную
  function(resolve, reject) { // конструктор промиса использует аргумент функции с другими аргументами — resolve и reject
    $.get("X") // посылаем AJAX-запрос
      .done(function(X) { // как только запрос завершён
        resolve(X); // промис использует resolve с переменной X в качестве аргумента
      })
      .fail(function(error) { // если запрос отклонён
        reject(error); // промис использует reject с error в качестве аргумента
      });
  }
)
		

Объект Promise выполняет функцию executor с аргументами resolve и reject. Эти аргументы выполняются по завершении операции как и функции, которые переводят промис из состояния ожидания в состояние выполнения или отклонения. Функция executor выполняется сразу после создания промиса в статусе ожидания. Как только аргументами функции становятся resolve или reject, промис использует необходимые методы.

Используем методы промиса, чтобы получить его выполнение или ошибку:

			xFetcherPromise
  .then(function(X) {
    console.log(X);
  })
  .catch(function(err) {
    console.log(err)
  })
		

В случае сдержанного промиса выполняется resolve и функция с методом .then. Иначе выполняется reject и функция с методом .catch. Также обработчик будет выполнен при сдержанном или нарушенном промисе, что приведёт к отсутствию «состояния гонки» между завершением асинхронной операции и применением обработчика.

Шаблонные литералы

Допускают использование строковой интерполяции и многострочных литералов. Другими словами, это синтаксис, допускающий использование выражений JavaScript внутри строк.

			const name = "Nick";
`Hello ${name}, the following expression is equal to four : ${2+2}`;

// Hello Nick, the following expression is equal to four: 4
		

Теговые шаблоны

Являются расширенной формой шаблонных литералов и позволяют разбирать их с помощью функции. При вызове функции первый аргумент содержит массив строковых значений между интерполированными значениями. Чтобы уместить их все, используйте оператор spread (...). Библиотека styled-components написана с применением теговых шаблонов.

Ниже приведён небольшой пример их работы:

			function highlight(strings, ...values) {
  const interpolation = strings.reduce((prev, current) => {
    return prev + current + (values.length ? "" + values.shift() + "" : "");
  }, "");

  return interpolation;
}

const condiment = "jam";
const meal = "toast";

highlight`I like ${condiment} on ${meal}.`;
// «мне нравится варенье на тосте»
		

Другой интересный пример:

			function comma(strings, ...values) {
  return strings.reduce((prev, next) => {
    let value = values.shift() || [];
    value = value.join(", ");
    return prev + next + value;
  }, "");
}

const snacks = ['apples', 'bananas', 'cherries'];
comma`I like ${snacks} to snack on.`;
// "I like apples, bananas, cherries to snack on."
		

Инструкции импорта и экспорта

Экспорт функций/объектов из модулей ES6 и импорт значений из них.

  • Именованные импорт/экспорт используют для нескольких величин (ими могут быть лишь объекты первого класса):
			// mathConstants.js
export const pi = 3.14;
export const exp = 2.7;
export const alpha = 0.35;

// -------------

// myFile.js
import { pi, exp } from './mathConstants.js'; // синтаксис именованного импорта схож с синтаксисом деструктурирования
console.log(pi) // 3.14
console.log(exp) // 2.7

// -------------

// mySecondFile.js
import * as constants from './mathConstants.js'; // подставляем экспортированные значения в переменную constants
console.log(constants.pi) // 3.14
console.log(constants.exp) // 2.7
		

Несмотря на внешнюю схожесть именных импортов с деструктурированием, синтаксис отличается. Они не поддерживают значения по умолчанию или вложенное деструктурирование. Кроме того, можно использовать дополнительное имя, но синтаксис отличается от используемого при деструктурировании:

			import { foo as bar } from 'myFile.js'; // импортируем foo с новым именем переменной bar
		
  • Импорт/экспорт по умолчанию.

Для одного модуля доступен один экспорт по умолчанию. Экспорт может быть функцией, классом, объектом и т.д. Значение рассматривается как «основное», поскольку так его проще импортировать:

			// coolNumber.js
const ultimateNumber = 42;
export default ultimateNumber;

// ------------

// myFile.js
import number from './coolNumber.js';
// экспорт по умолчанию, независимо от названия, подставляется как значение переменной number
console.log(number) // 42
		

Экспорт функции:

			// sum.js
export default function sum(x, y) {
  return x + y;
}
// -------------

// myFile.js
import sum from './sum.js';
const result = sum(1, 2);
console.log(result) // 3
		

Ключевое слово this

Поведение этого ключевого слова в JavaScript отличается от других языков и зависит от вызова функции.

			function myFunc() {
  ...
}

// после каждого выражения выводится аргумент this для функции myFunc

myFunc.call("myString", "hello") // myString — первый аргумент функции .call для this

// В нестрогом режиме
myFunc("hello") // глобальный объект window: myFunc() — это синтаксический сахар для myFunc.call(window, "hello")

// В строгом режиме
myFunc("hello") // объект не определён: myFunc() — это синтаксический сахар для myFunc.call(undefined, "hello")
		
			var person = {
  myFunc: function() { ... }
}

person.myFunc.call(person, "test") // объект person — аргумент первого вызова функции для this
person.myFunc("test") // объект person: person.myFunc() — синтаксический сахар для person.myFunc.call(person, "test")

var myBoundFunc = person.myFunc.bind("hello") // создаёт новую функцию, в которую мы подставляем hello в качестве значения переменной для this
person.myFunc("test") // объект person: привязка не влияет на начальный метод
myBoundFunc("test") // hello: myBoundFunc это функция person.myFunc с привязкой hello к this
		

Классы

JavaScript — прототип-ориентированный язык программирования. Классы ввели как синтаксический сахар для прототип-ориентированного наследования в ES6. Слово «класс» смутит вас, если вы знакомы с классами в других языках программирования. Попробуйте посмотреть иначе: прочитайте о прототипах и их поведении в JavaScript. До ES6 синтаксис прототипов выглядел следующим образом:

			var Person = function(name, age) {
  this.name = name;
  this.age = age;
}
Person.prototype.stringSentence = function() {
  return "Привет, я " + this.name + " и мне " + this.age;
}
		

С синтаксисом классов в ES6:

			class Person {
  constructor(name, age) {
    this.name = name;
    this.age = age;
  }

  stringSentence() {
    return `Привет, я ${this.name} и мне ${this.age}`;
  }
}

const myPerson = new Person("Manu", 23);
console.log(myPerson.age) // 23
console.log(myPerson.stringSentence()) // Привет, я Ману и мне 23
		

Ключевые слова extends и super

Ключевое слово extends используют для объявления классов или в выражениях класса для создания дочерних классов. Они получают свойства родительских классов, а также дают возможность добавить новые свойства и изменить заимствованные.

Ключевое слово super вызывает функции родителя объекта, включая его конструктор. Его следует использовать:

  • до ключевого слова this в конструкторе;
  • с вызовом super(arguments) при передаче аргументов конструктору класса;
  • как вызов дочернего класса super.X() для метода X родительского класса.
			class Polygon {
  constructor(height, width) {
    this.name = 'Polygon';
    this.height = height;
    this.width = width;
  }

  getHelloPhrase() {
    return `Привет, я — ${this.name}`;
  }
}

class Square extends Polygon {
  constructor(length) {
    // здесь вызван конструктор родительского класса со значением lengths
    // использованным для значений width и height класса Polygon 
    super(length, length);
    // в производных классах super() необходимо вызывать перед this
    // иначе будет выведено сообщение об ошибке
    this.name = 'Square';
    this.length = length;
  }

  getCustomHelloPhrase() {
    const polygonPhrase = super.getHelloPhrase(); // доступ к родительскому методу с синтаксисом super.X()
    return `${polygonPhrase} with a length of ${this.length}`;
  }

  get area() {
    return this.height * this.width;
  }
}

const mySquare = new Square(10);
console.log(mySquare.area) // 100
console.log(mySquare.getHelloPhrase()) // «Привет, я Square»: Square — наследник класса Polygon с доступом к его методам
console.log(mySquare.getCustomHelloPhrase()) // Привет, я Square с длиной 10
		

Если бы мы попытались использовать this перед super() в классе Square, появилась бы ошибка ReferenceError:

			class Square extends Polygon {
  constructor(length) {
    this.height; // ReferenceError, ключевое слово super необходимо использовать раньше

    // здесь вызван конструктор родительского класса со значением lengths
    // использованным для значений width и height класса Polygon
    super(length, length);

    // в производных классах super() необходимо вызывать перед this
    // иначе будет выведено сообщение об ошибке
    this.name = 'Square';
  }
}
		

Функция async и оператор await

Для написания асинхронного кода в JavaScript появился синтаксис async/await. Цель нововведения — упростить использование промисов и расширить рамки действий с ними. Для лучшего понимания этого синтаксиса, рекомендуем сначала ознакомиться с промисами. await может использоваться только внутри асинхронной функции.

			async function getGithubUser(username) { // ключевое слово async позволяет использовать await в функции, которая возвращает промис
  const response = await fetch(`https://api.github.com/users/${username}`); // выполнение приостановлено до момента получения ответа от переданного промиса
  return response.json();
}

getGithubUser('mbeaudru')
  .then(user => console.log(user)) // ответ пользователя, проходящего авторизацию: синтаксис await невозможно использовать, поскольку код не является асинхронной функцией
  .catch(err => console.log(err)); // в случае ошибки асинхронной функции, мы увидим её
		

async/await используется с промисами, но предполагают более императивный стиль кода. Оператор async определяет асинхронную функцию и всегда возвращает промис. Оператор await приостанавливает выполнение функции async, пока промис не выполнен или отклонён:

			async function myFunc() {
  // допустимо использование await, поскольку функция асинхронная
  return "hello world";
}

myFunc().then(msg => console.log(msg)) // hello world: возвращённое значение myFunc стало промисом из-за асинхронной функции
		

Если в асинхронной функции достигается значение return, промис приобретает возвращённое значение. При выводе ошибки промис переходит в статус «отклонён». В то же время при отсутствии возвращённого значения асинхронной функции, промис возвращается без значения по завершению выполнения асинхронной функции.

Оператор await ожидает выполнения промиса.

Функция fetch позволяет выполнить AJAX-запрос.

Выберем пользователя GitHub с помощью промисов и функции fetch:

			function getGithubUser(username) {
  return fetch(`https://api.github.com/users/${username}`).then(response => response.json());
}

getGithubUser('mbeaudru')
  .then(user => console.log(user))
  .catch(err => console.log(err));
		

А теперь эквивалент с использованием async/await:

			async function getGithubUser(username) { // можем использовать промис с ключевым словом await
  const response = await fetch(`https://api.github.com/users/${username}`); // выполнение останавливается, пока не выполнен промис
  return response.json();
}

getGithubUser('mbeaudru')
  .then(user => console.log(user))
  .catch(err => console.log(err));
		

Async/await подходят в случае с цепочкой взаимосвязанных промисов. Например можно использовать их для получения токена, чтобы выделить пост блога в базе данных, а также информацию об авторе:

			async function fetchPostById(postId) {
  const token = (await fetch('token_url')).json().token;
  const post = (await fetch(`/posts/${postId}?token=${token}`)).json();
  const author = (await fetch(`/users/${post.authorId}`)).json();

  post.author = author;
  return post;
}

fetchPostById('gzIrzeo64')
  .then(post => console.log(post))
  .catch(err => console.log(err));
		
  • Обработка ошибок.

Если не добавить блоки try/catch к выражению await, неперехваченные исключения будут отклонять промис, возвращённый асинхронной функцией. При этом неважно, находятся ли они внутри асинхронной функции или возникли во время await. Использование throw внутри асинхронной функции равноценно отклонённому промису.

Вот так можно устранить ошибки при помощи промисов:

			function getUser() { // этот промис будет отклонён!
  return new Promise((res, rej) => rej("User not found !"));
}

function getAvatarByUsername(userId) {
  return getUser(userId).then(user => user.avatar);
}

function getUserAvatar(username) {
  return getAvatarByUsername(username).then(avatar => ({ username, avatar }));
}

getUserAvatar('mbeaudru')
  .then(res => console.log(res))
  .catch(err => console.log(err)); // "User not found !"
		

то же самое, но с async/await:

			async function getUser() { // возвращённый промис будет отклонён!
  throw "User not found !";
}

async function getAvatarByUsername(userId) => {
  const user = await getUser(userId);
  return user.avatar;
}

async function getUserAvatar(username) {
  var avatar = await getAvatarByUsername(username);
  return { username, avatar };
}

getUserAvatar('mbeaudru')
  .then(res => console.log(res))
  .catch(err => console.log(err)); // "User not found !"
		

Truthy/Falsy

Значения, похожие на правду и на ложь в JavaScript, относятся к логическим выражениям. Пример логического выражения — проверка значения оператора if. Значению присваивается true, если оно не равно:

  • false;
  • 0;
  • " " (пустая строка);
  • null;
  • undefined;
  • NaN.

Примеры логических выражений:

  • проверка значения оператора if.
			if (myVar) {}
		

myVar может быть объектом первого класса (переменной, функцией, логическим значением), но будет считаться логическим выражением, поскольку проверяется в его контексте.

  • после логического оператора NOT !:

Оператор возвращает false, если одиночный операнд может стать истинным; иначе возвращает true.

			!0 // true: 0 ложно, поэтому возвращает true
!!0 // false: 0 ложно, поэтому !0 возвращает true, а !(!0) возвращает false
!!"" // false: пустая строка ложна, поэтому NOT (NOT false) равно false
		
  • C конструктором объектов логических значений:
			new Boolean(0) // false
new Boolean(1) // true
		
  • В трёхкомпонентном сравнении:
			myVar ? "truthy" : "falsy"
		

myVar проверяется в контексте логического значения.

Будьте осторожны, сравнивая 2 значения. Значения объекта (которые должны стать истинными) не считаются логическими, но конвертируются в примитивный тип данных. При сравнении объекта с логическим значением, например [] == true, он преобразуется в [].toString() == true:

			let a = [] == true // a ложно, [].toString() возвращает ""
let b = [1] == true // b истинно, [1].toString() возвращает "1"
let c = [2] == true // c ложно, [2].toString() возвращает "2"
		

Анаморфизмы и катаморфизмы

  • Анаморфизмы. Функции, с помощью которых объекты разворачиваются в более сложные структуры, содержащие объекты того же типа. Представим преобразование целого числа в ряд чисел:
			function downToOne(n) {
  const list = [];

  for (let i = n; i > 0; --i) {
    list.push(i);
  }

  return list;
}

downToOne(5)
  //=> [ 5, 4, 3, 2, 1 ]
		
  • Катаморфизмы. Противоположность анаморфизмов: сворачивают объекты с более сложной структурой в простые. В примере product преображает несколько чисел в одно:
			function product(list) {
  let product = 1;

  for (const n of list) {
    product = product * n;
  }

  return product;
}

product(downToOne(5)) // 120
		

Генераторы

Ещё один способ записать функцию downToOne — использовать генератор. Эти функции могут приостанавливать выполнение, вернуть промежуточный результат, а затем продолжить выполнение в любой момент. Чтобы инстанцировать объект-генератор, необходимо объявить функцию function *. Перепишем функцию downToOne с использованием генератора:

			function * downToOne(n) {
  for (let i = n; i > 0; --i) {
    yield i;
  }
}

[...downToOne(5)] // [ 5, 4, 3, 2, 1 ]
		

Генераторы возвращают итерируемые объекты. Функция next() выполняется до ключевого слова yield, которое возвращает значение во внешний код. Либо до функции yield *, которая передаёт её другой функции-генератору. При возврате результата return функция-генератор считается завершённой. Дальнейшие вызовы функции next() не вернут новых значений.

			// пример yield *
function * idMaker() {
  var index = 0;
  while (index < 2) {
    yield index;
    index = index + 1;
  }
}

var gen = idMaker();

gen.next().value; // 0
gen.next().value; // 1
gen.next().value; // не определено
		

Ключевое слово yield * активирует следующую функцию-генератор во время итерации:

			// пример yield *
function * genB(i) {
  yield i + 1;
  yield i + 2;
  yield i + 3;
}

function * genA(i) {
  yield i;
  yield* genB(i);
  yield i + 10;
}

var gen = genA(10);

gen.next().value; // 10
gen.next().value; // 11
gen.next().value; // 12
gen.next().value; // 13
gen.next().value; // 20
		
			// пример возврата функции-генератора
function* yieldAndReturn() {
  yield "Y";
  return "R";
  yield "unreachable";
}

var gen = yieldAndReturn()
gen.next(); // { значение: "Y", завершено: false }
gen.next(); // { значение: "R", завершено: true }
gen.next(); // { значение: не определено, завершено: true }
		

Статические методы

Ключевое слово static используется в классах для определения статичных методов. Статичные методы функции, принадлежащие объекту класса, но не доступные другим объектам того же класса.

			class Repo {
  static getName() {
    return "Repo name is modern-js-cheatsheet"
  }
}

// нам не нужно создавать объект класса Repo
console.log(Repo.getName()) // "Repo name is modern-js-cheatsheet"

let r = new Repo();
console.log(r.getName()) // необработанная ошибка TypeError: r.getName не является функцией
		

Вызов статического метода из другого статического метода осуществляется с помощью ключевого слова this. Для нестатических методов этот подход не сработает:

			class Repo {
  static getName() {
    return "Repo name is modern-js-cheatsheet"
  }

  static modifyName(){
    return this.getName() + '-added-this'
  }
}

console.log(Repo.modifyName()) // название Repo — modern-js-cheatsheet-added-this
		

Вызов статического метода из нестатического метода производится двумя способами:

  • с использованием названия класса. Мы используем имя класса и вызываем статичный метод как свойство, например ClassName.StaticMethodName:
			class Repo {
  static getName() {
    return "Repo name is modern-js-cheatsheet"
  }

  useName(){
    return Repo.getName() + ' and it contains some really important stuff'
  }
}

// для использования статических методов нам нужно создать класс
let r = new Repo()
console.log(r.useName()) // название Repo — modern-js-cheatsheet и в нём содержатся важные данные
		
  • С помощью конструктора. Статические методы можно вызвать как свойства объектов конструктора:
			class Repo {
  static getName() {
    return "Repo name is modern-js-cheatsheet"
  }

  useName(){
    // вызывает статический метод в качестве свойства конструктора
    return this.constructor.getName() + ' and it contains some really important stuff'
  }
}

// для использования нестатических методов нам нужно создать класс
let r = new Repo()
console.log(r.useName()) // название Repo — modern-js-cheatsheet и в нём содержатся важные данные
		
Читайте также:10 консольных команд для упрощения отладки JavaScript-кодаДетальный список инструментов для JavaScript 
Следите за новыми постами
Следите за новыми постами по любимым темам
131К открытий135К показов