X

Дизайн будущего: как делать современные макеты веб-сайтов

Если в последние годы вы почитывали сообщества по веб-дизайну, то, скорее всего, уже знакомы со знаменитым твитом Джона Голда:

Перевод: какой из двух существующих дизайнов сайта вы сейчас создаёте?

Эта ироничная ремарка указывает на то, что большинство современных сайтов выглядят одинаково — как будто их слепили под копирку. Создаёте блог? Колонка в центре и боковая панель с виджетами. Делаете маркетинговый сайт? Какое-то большое изображение и три тизер-бокса (обязательно три).

По сравнению с более старыми сайтами современному веб-дизайну явно не хватает креативности. Рассмотрим некоторые приёмы, которые помогут вам создать оригинальный дизайн веб-сайта.

Добавляйте CSS-сетку

Сетка (грид) стала первым настоящим инструментом для создания макетов. Всё, что у нас есть сейчас: таблицы, плавающие элементы, абсолютное позиционирование, флексбоксы и т. д. — всё это создавалось для решения совершенно иных задач. Однако веб-дизайнеры придумали, как подстроить это под свои нужды.

Данные инструменты придумывались не для создания одного и того же разными способами. В них сокрыт куда больший потенциал. Такие элементы позволяют пересмотреть наше видение макетов и помогают создавать нечто совершенно новое.

Все мы знаем, как тяжело изменить свой образ мышления, когда привык делать что-то только так, а не иначе. Нас учат видеть в сайтах лишь шапку, содержимое и подвал. Линии и боксы. Но для развития отрасли (и интереса к работе) стоит периодически оглядываться назад и переосмысливать принципы создания макетов. Если этого не делать, то мы так и будем создавать сайты со spacer.gif и заглавными тегами <TABLE>.

Какими могут быть макеты?

Отличным подспорьем в поиске необычных идей для макетов служит dribbble. Увиденное там заставляет многих frontend-разработчиков взгрустнуть на досуге. Вот небольшая подборка прекрасных работ:

Warehouse, Cosmin Capitanu

Fashion Boutique, KREATIVA Studio

Organic Juicy Co., Broklin Onjei

Travel Summary, Piotr Adam Kwiatkowski

Digital Walls, Cosmin Capitanu

Последний пример заслуживает отдельного упоминания. Что-то в нём ассоциируется с Metro-интерфейсом из Windows 8. Этот макет не просто великолепен с визуальной точки зрения. Он ещё и чрезвычайно гибкий. Можно без труда представить себе заявленную совместимость с мобильными устройствами, планшетами, огромным экраном телевизора или дополненной реальностью.

Насколько трудным будет создать нечто подобное, используя современный инструментарий? Для начала создадим прототип.

Такой интерфейс должен быть отзывчивым, высокопроизводительным и доступным. Однако можно не доводить до совершенства каждый пиксель. Все мы знаем, что это не главное.

Вот, что получилось. Конечный результат можно просмотреть на Codepen.

Примечание Поскольку это демоверсия, в неё не добавлялись резервные ресурсы и полифиллы для старых браузеров. Прототип создавался для изучения возможностей современного CSS, поэтому кроссбраузерная совместимость прописывалась не для всех функций (подробности ниже). Лучше всего версия работала на последних версиях Firefox и Chrome.

Несколько интересных моментов:

Макет

Очевидно, что главным элементом Metro-интерфейса является сетка. Логика макета прописана внутри этого блока:

.boxgrid {
    display: grid;
    grid-template-columns: repeat(auto-fit, minmax(150px, 1fr));
    grid-auto-rows: minmax(150px, auto);
    grid-gap: 2rem .5rem;

    &__item {
        display: flex;

        &--wide {
            grid-column: span 2;
        }
        &--push {
            grid-column: span 2;
            padding-left: 50%;
        }
    }
}

Обратите внимание на вторую строчку. repeat(auto-fit, minmax(150px, 1fr)) отвечает за «отзывчивое» создание колонок. То есть оператор будет добавлять боксы в строку до тех пор, пока она не выровняется с внешними краями.

Модификатор класса --push создает эффект «перескакивания» боксов по колонкам. Такого эффекта трудно добиться без явного очерчивания границ сетки, поэтому пригодится следующая хитрость: нужная ячейка сетки делится на две колонки, но по размеру вмещает только один бокс.

Анимация

В оригинальном макете фон раздела и плитка движутся с разной скоростью, чем и создаётся иллюзия глубины. Ничего нового — всё тот же старый добрый параллакс.

Как правило, этот эффект достигается при подключении к событию прокрутки и использованию различных стилей transform в JavaScript. Но есть ещё один классный вариант — сделать всё в CSS.

Секрет в том, чтобы задействовать CSS 3D-трансформации для разделения слоёв по оси Z. Данная техника, придуманная Скоттом Келлумом и Китом Кларком, отлично работает при использовании perspective в контейнерах прокрутки и translateZ в предках параллакса:

.parallax-container {
  height: 100%;
  overflow-x: hidden;
  overflow-y: scroll;

  /* установите 3D perspective и perspective-origin */
  perspective: 1px;
  perspective-origin: 0 0;
}

.parallax-child {
  transform-origin: 0 0;
  /* перенесите предка в фоновый слой, затем верните его к исходному размеру */
  transform: translateZ(-2px) scale(3);
}

Огромный плюс данного метода — улучшенная производительность, ведь он не трогает DOM с рассчитанными слоями. В результате получается меньше перерисовок и почти 60fps плавной прокрутки с параллаксом.

Точки прилипания

CSS Scroll Snap Points — это экспериментальная функция, но она отлично вписалась в данный макет. То есть вы как бы даёте команду прокрутке «прилипнуть» к определённым элементам документа при приближении к нужным точкам. Пока что данная опция поддерживается слабо. Работает, в основном, в Firefox или Safari.

В настоящее время написаны разные версии спецификации. И только Safari поддерживает самую последнюю версию. Firefox всё ещё использует старый синтаксис. Комбинированный код выглядит примерно так:

.scroll-container {
    /* текущая спецификация / Safari */
    scroll-snap-type: y proximity;

    /* старая спецификация / Firefox */
    scroll-snap-destination: 0% 100%;
    scroll-snap-points-y: repeat(100%);
}
.snap-to-element {
    scroll-snap-align: start;
}

scroll-snap-type даёт команду контейнеру прокрутки прилипнуть вдоль оси Y со «строгостью» из proximity. Так браузер может понять, была ли достигнута точка прилипания, и нужно ли «перескакивать» на другой элемент.

Точки прилипания — это небольшое расширение возможностей макета в поддерживаемых браузерах. Во всех остальных браузерах используется стандартная прокрутка.

Плавная прокрутка

Если нажимаются элементы меню слева или указатели вверх/вниз, то реализация плавной прокрутки выполняется только в JavaScript. Это прогрессивный уход от использования типовых анкорных ссылок на страницах в формате <a href="#vienna">, которые просто перескакивали на нужную область.

Для анимации прокрутки можно воспользоваться Vanilla-методом Element.scrollIntoView()(MDN Docs). Некоторые браузеры понимают эту опцию «плавной» прокрутки и не перескакивают на заданную область.

Данное свойство прокрутки всё ещё находится в разработке, поэтому о его поддержке говорить рано. Пока что оно доступно только в Chrome и Firefox. Но при необходимости можно воспользоваться полифиллом.

Забудьте о стереотипах

В статье приведены лишь некоторые примеры реализации элементов. На самом деле, областей применения данных методов намного больше, особенно при использовании современных инструментов. Тренды в дизайне весьма недолговечны, поэтому важно помнить о том, что веб — это динамично развивающаяся отрасль. Технологии не стоят на месте. Так почему же макеты не могут меняться вместе с ними? Изучайте и пробуйте новое.

Дополнительные ресурсы

Перевод статьи «The Layouts of Tomorrow»

Ольга Сайфудинова

Подобрали два теста для вас:
— А здесь можно применить блокчейн?
Серверы для котиков: выберите лучшее решение для проекта и проверьте себя.

Также рекомендуем:

Рубрика: Переводы
Темы: Веб-дизайн