Исследование использования нейросетей в контенте: мнения айти-индустрии
Исследование Tproger: 72% айтишников положительно относятся к ИИ в контенте. Узнайте, как 145 специалистов используют нейросети для генерации кода, идей и картинок, и какие модели предпочитают.
118 открытий2К показов
Мы в Тпрогер провели опрос среди ИТ-индустрии о нейросетях в контенте. Кто и для чего их использует, как относятся к ИИ в постах, статьях и графике и какие модели для этих целей самые любимые и часто используемые.
Кого опрашивали
Мы опросили 145 человек, из которых:
- 45.5% оказались разработчиками,
- 11% — тимлидами и техлидами,
- 6.9% — айти-авторами или редакторами,
- 6.9% — аналитиками,
- 5.5% — продакт- или проджект-менеджерами,
- 4.8% — маркетологами,
- 3.4% — CEO компаний,
- 3.4% — контент-менеджерами,
- 2.8% — SMM-специалистами,
- 2.8% — дата-сайентистами и ML-инженерами,
- 2.1% — дизайнерами или иллюстраторами,
- 1.4% — деврелами или техпиарщиками,
- 0.7% — SEO-оптимизаторами.
Большинство опрошенных или 18,5% работают в бигтехе, на втором месте — 13,7% — аутсорс, 12.1% – финтех, 9.7% — госкомпании, 8.9% — фриланс, 8.1% — стартапы, 5.6% — эдтех и ещё 23.4% отметили категорию другое.
Среди опрошенных большинство имеют грейд мидл — 43.8%, сеньоров — 25.7%, джуниоров – 17.1%, менеджеров — 9.5%, собственный бизнес – у 3.8%.
Более половины или 52,4% не развивают личный бренд, 28,6% — задумываются об этом, а 19% активно этим занимаются.
При этом 18.6% пишут статьи для развития личного бренда, 17.8% ведут блоги, 17.1% ничего не делают, 11.6% преподают, 10.9% менторят, 7.8% выступают с докладами, 5.4% занимаются наукой. Ещё 3.9% ответили, что пишут книги, аналогичное количество ведёт подкасты, 3.1% — участвует в хакатонах.
Как используют ИИ при создании контента
16.1% опрошенных генерирует код с помощью нейросетей. Неочевидный способ применения моделей — для поиска идей реализации кода.
«Ищу фреймы с нужным мне функционалом, которых я не знаю или знаю, но не применял ранее. То есть без кода, а в качестве источника идей. Также ИИ служит для автоматизации рутины в коде: простые циклы или простейшая логика, максимум 10-15 строк, пока я пишу что то другое».
«Если попросить его написать какие то атомарные короткие блоки, методы, функции, то ИИ неплохо справляется».
«Нейросеть может накинуть идеи, дать свежий взгляд на проблему, помочь с рутинным переписыванием кода. В контексте AI-агентов — под тщательным присмотром, чтобы избежать последствий галлюцинаций».
«Очень удобный инструмент для быстрого преодоления входного порога в новую тему. С помощью ИИ удобно анализировать статьи, узнавать базовые определения, быстро решать технические проблемы в языке программирования, с которым пока сам мало знаком. Однако нужно быть аккуратным при попытках создавать что-то новое и сложное — на мой взгляд, ИИ здесь не заменит учёного».
15.5% — генерирует с помощью нейросетей идеи, 11.4% — создают иллюстрации. 9.4% — обращаются к ИИ для саммаризации. 8.5% — для расшифровки аудиозаписей, 7.6% — для переводов, 6.7% — при редактуре статей, 5.3% — для создания постов, 4.7% — для написания статей, 3.2% — для создания презентаций, 2% – для видео-контента, 1.5% — для сео-оптимизации. 4.4% отметили, что вообще не используют ИИ, а 3.8% — что используют, но для каких-то других целей.
Среди других целей отмечали создание баннеров и логотипов, фреймов постов, подбора «цепляющих» заголовков:
«Беру у ИИ идеи для креативного описания и каких-то интересных цепляющих фраз. Это просто новый уровень в работе, новая эра».
Большинству респондентов нравится Chat GPT — 32.6%; Gemini выбрали 8.7%; Gigachat и Yandex GPT набрали поровну, по 7%; Midjourney и DeepL — по 6.5%; Kandinsky — 3.9%; Dall-E2 — 3%; RoBERTa — 0.9%.
23.9% отметили, что предпочитают другие нейросети. Среди них — Deep Seek (особенно популярен среди собственных вариантов респондентов), Claude (на втором месте по популярности), Grok (на третьем месте), Sonar и Qwen (обе на четвёртом). Также опрошенные назвали Cursor, v0.dev, Gemma, ollama, Perplexity, Kling, Luma DM, SD1.5, Sora, Suno, Шедеврум.
Хотя с последним опыт респондентов был неоднозначным:
«Т.к. “тестировала” Шедеврум, получаемый в результате контент выходит спорным: не все условия учитываются, тяжело работает со специфичными запросами (или вообще не понимает их), бывают непонятные артефакты или нарушение построения (анатомического и пр.)»
Отношение к ИИ в контенте
Подавляющее большинство относится к нейросетям скорее хорошо. 72.1% опрошенных отметили положительное отношение к ИИ при условии, что он «используется с умом», ещё 21.3% отметили, что считают ИИ — эффективным и современным инструментом.
При этом 4.9% были категоричны и отметили, что относятся негативно или даже запрещают использовать ИИ сотрудникам. Ещё 1.6% не используют сами и обязательно пишут негативный комментарий, если замечают признаки использования.
Из негативных аспектов 33.1% опрошенных отмечают галлюцинации нейросетей.
«Не стоит доверять всему что выдаёт ИИ, так как зачастую для хорошего ответа нужно задать правильный и детально расписанный вопрос. И если уж пользоваться ИИ для решения каких-либо задач, то нужно всё равно проделать двойную работу, чтобы проверить ответ, который впоследствии ты будешь записывать куда либо (в код, статью, подкаст и т.д.)».
«Нормально использовать его, если есть опыт применения и знаешь, где ИИ может накосячить. Перепроверяешь за ним такие места».
«Нейронки — это круто, они очень быстро развиваются сейчас и адаптируются к меняющейся реальности порой лучше некоторых людей. Но нужно их использовать с умом и грамотно формулировать запросы, а для этого в собственной голове должно тоже что-то быть. Потому что нужно помнить, что:
1) Плохой промпт = плохой результат
2) Даже при хорошем промпте нейросети склонны всё равно ошибаться и врать. Был случай, когда разработчик просто скопипастил в код прода пример псевдокода из документации, который оптимизировался нейросетью. Надо ли говорить, что всё закончилось производственным фиаско… развитие нейронок подразумевает, что нужно самому развиваться еще быстрее и быть на шаг впереди, чтобы быть в состоянии грамотно анализировать и фильтровать то, что они выдают».
21.6% критикует ИИ за странный стиль и метафоры. 18.4% считают, что видят, когда текст писал робот и им неприятно. Среди менее очевидных неприятностей, связанных с ИИ: 11.4% называют ограничения использования из-за санкций/импортозамещения, 9% — цену подписки, 5.7% — личное недоверие к ИИ.
«Если говорить в общем, контент, генерируемый ИИ, всегда лишён личного начала. Да, где-то торчат уши автора (автора промта). Но и всё на этом. Примерно как: президент озвучил идею , что неплохо бы поддержать семью… А дальше, ну вы сами знаете. То есть, для генерации творческого контента ИИ — инструмент так себе. Среднего уровня оруэлловский станок для написания романов.
Другое дело — техническая писанина и код. Вот тут ИИ на своем месте. Но всё же, нуждается в тщательном контроле на всех этапах работы. Свою нишу ИИ в контенте занял, и ему есть, куда расти, но ведь это просто инструмент. А он не может быть совершеннее своего изобретателя. Тема ИИ — не творчество в широком смысле. Его удел — техническая часть».
У некоторых опрошенных сама ценность ИИ вызывает сомнение — они считают, что явление слишком переоценено:
«ИИ используется уже много лет в совершенно разных сферах. Но когда он стал доступным массовому пользователю, начал невероятную войну хайпа. Теперь каждая продуктовая компания должна внедрить ИИ в свой продукт. Открывается огромное количество стартапов, которые собирают деньги только благодаря наличию двух букв “AI” в своём названии. Контент, сгенерированный с помощью ИИ, просто завалил интернет.
Дело в том, что написанный ИИ текст, программный код, либо сгенерированная картинка или видео видны сразу, что понижает ценность этого контента (по моему мнению). Я считаю, что если есть желание использовать ИИ в создании контента, то нужно, чтобы ты его делал с помощью ИИ, а не ИИ делал его с твоей помощью. Через какое-то время хайп пойдёт на спад, контентмейкеры и компании найдут баланс в использовании современных ИИ технологий и именно тогда он начнет приносить наибольшую пользу человечеству. На данный момент ИИ генерирует 80% хайпа и 20% пользы, а должно быть, как минимум, диаметрально противоположная картина. P.S. все цифры и заявления, приведенные в этом комментарии, не основаны ни на каких исследованиях, чисто на моих ощущениях».
Ряд опрошенных беспокоит, что ИИ отучает нас, то есть человечество, мыслить:
«Люди, заменяющие человекодумательные функции использованием ИИ, часто демонстрируют собственные проблемы с когнитивной функцией. Сам контент вызывает чувство приедания и ещё к концу прошлого года любой контент от ИИ не вызывал никаких положительных эмоций. К коду, сгенерированному ИИ, неприязни пока не испытывал. Люди, которые юзают кодогенерацию для учебных целей — возвращаемся к началу, имеют проблемы с когнитивкой. Используйте ИИ только если он помогает вам начать думать. Никогда не используйте ИИ, чтобы завершить то, о чём уже начали думать».
В целом, многие респонденты сходятся в мысли, что ИИ здорово ускоряет создание контента, но требует работы над стилем, чтобы сделать его более человечным:
«Удобный и полезный инструмент. Но нужен навык, чтобы им пользоваться. Нейросети могут довольно быстро выдать вариант “на 4”. Чтобы получилось “на 5”, нужно приложить немало усилий. Ну и я вижу, что студенты пытаются делегировать 100% домашки нейронкам и очень удивляются, когда их в этом разоблачают».
«ИИ открывает новые возможности для авторов и брендов, ускоряя процесс создания контента и улучшая его качество. Он помогает быстро находить креативные идеи, адаптировать материалы под разные аудитории и форматы, делая контент более точным и персонализированным. Это инструмент, который усиливает творческий потенциал человека, а не заменяет его».
Как минимум, большинство опрошенных не считают ИИ-контент — злом:
«Не считаю, что ИИ-контент — это что-то ужасное, Как и не думаю, что «мертвый интернет» придёт в скором времени, но надеюсь на повышение качества такого контента, либо на ограничение его показов».
«Это технология, которую надо учиться использовать в повседневной жизни, ведь она снимает с тебя рутину, позволяя фокусироваться на более важных задачах».
«С нейросетями так же как с автомобилями: использовать можно, а иногда даже необходимо, но нужны правила и те, кто проверяет и наказывает за несоблюдение. Пока что в мире бардак. Кто, как смог, собрал себе какие-то драндулеты и катается по городу, пугая прохожих 🙂».
А как используете ИИ в контенте вы? Пишите в комментариях!
118 открытий2К показов





