Вечерний обзор IT-новостей 17 мая
ПФР готовится к переходу на электронные трудовые книжки, Stack Overflow докладывает о взломе своих систем, США разбирается в аварии с автопилотом Tesla.
Цифровизация
ПФР заявляет, что оцифровал трудовые книжки всех россиян. Это значит, что при найме на работу документы можно будет подавать в электронном виде. Есть лишь два «но».
Во-первых, под это дело пока нет правовой базы. Минтруд планирует внести в Госдуму законопроект об электронных трудовых книжках до конца весенней сессии — до 28 июля. Если его примут, закон вступит в силу со следующего года.
Во-вторых, даже если он вступит в силу, россиянам всё равно придётся возиться с бумажками. Для надёжности. Даже в электронном виде ваш стаж может затеряться в интернетах и не дойти до ПФР. В таком случае придётся подтверждать его документально.
***
В России проведут диктант на тему цифровой грамотности. Он состоит из трёх блоков с вопросами:
- о самых базовых вещах — как обращаться с девайсами и работать с приложениями;
- об онлайне и соцсетях;
- о кибербезопасности.
В диктанте можно поучаствовать очно 18 мая (доступно 67 площадок в 57 городах России) или онлайн с 18 по 24 мая (на сайте цифровойдиктант.рф).
Последствия
Команда Stack Overflow объявила, что 11 мая неизвестные получили доступ к внутренним системам сайта. Идёт расследование. Разработчики выясняют, насколько всё серьёзно, и проверяют сервис на уязвимости.
Утекли пользовательские данные или нет, неизвестно. Руководство сервиса этого не исключает, но подтверждений пока нет.
***
1 марта во Флориде произошло ДТП. Tesla Model 3 ехала по автомагистрали, когда с прилегавшей дороги ей наперерез выехал тягач с полуприцепом. В этот полуприцеп и въехала Tesla. Машине полностью срезало крышу, водитель погиб.
Этот случай расследовал Национальный совет по безопасности на транспорте США. Недавно специалисты опубликовали отчёт. Ключевые факты:
- водитель включил автопилот за 10 секунд до столкновения;
- через 2 секунды после включения автопилота он убрал руки с руля;
- автомобиль ехал со скоростью 109 км/ч при разрешённых 89 км/ч;
- ни водитель, ни автопилот не попытались предотвратить столкновение.
Третья авария со смертельным исходом с 2015 года.
Эксперты жалуются, что компания вводит клиентов в заблуждение насчёт возможностей своих автомобилей. По факту они оснащены продвинутыми системами круиз-контроля. Но подаются как полноценные (или близкие к тому) беспилотные системы. Одна вообще называется «Full Self-Driving Capability» — водитель может подумать, что от него действительно ничего не требуется.
Конечно, технологии развиваются быстро, но, увы, не настолько. Не забывайте о безопасности.
5G
Сферический 5G в вакууме на скорости больше 1000 Мбит/с: