Исследование IT-рынка 2021: какие потребности у современных IT-специалистов?

Обложка: Исследование IT-рынка 2021: какие потребности у современных IT-специалистов?
Татьяна Мельничук
Татьяна Мельничук

Основатель и руководитель международной IT-рекрутинговой компании Lucky Hunter

За последний год на IT-рынке произошли серьёзные изменения. Многие IT-специалисты сменили приоритеты в работе, сделав упор на стабильность и сотрудничество с зарубежными компаниями. Кроме того, IT-индустрия стала ещё больше «страдать» от нехватки кадров. Поэтому за каждого кандидата Middle-Senior уровня стала вестись более ожесточенная борьба.

Чтобы выжить в подобных условиях и успешно находить IT-специалистов, компании предпринимают ряд мер: усиливают HR-бренд, повышают квалификацию внутренних рекрутеров, повышают заработные платы внутренних IT-специалистов.

Всё же, исходя из нашего опыта, этого зачастую оказывается недостаточно. Некоторые IT-компании просто не успевают за изменениями индустрии, предлагая уже неактуальные условия кандидатам.

Наблюдая, как IT-компаниям становится всё сложнее привлекать профессионалов и отмечая всё большее количество принятых контрофферов, команда нашего IT-рекрутингового агентства Lucky Hunter решила провести масштабное исследование IT-рынка 2021.

Цель нашего исследования — помочь компаниям лучше ориентироваться в рынке, быстрее нанимать достойных IT-специалистов. И как результат, увеличивать количество «мэтчей» между кандидатами и работодателями.

Несколько недель назад мы объявили о закрытии сбора данных и сегодня готовы представить полученные результаты. Если вам интересно посмотреть на список вопросов, делимся ссылкой: https://blog.luckyhunter.io/opros-dlya-razrabotchikov

Верим, что наше исследование поможет работодателям, кандидатам, рекрутерам и всем, имеющим отношение к сфере IT, более комфортно и безболезненно взаимодействовать друг с другом. И получать лучшее, что предлагает IT-рынок в 2021 году.

Общая информация об исследовании

Мы проводили IT-рынка исследование на протяжении четырёх месяцев. Исследование включало две части: качественную и количественную.

Качественная часть — это серия длительных интервью с разработчиками из разных сфер IT: от тимлидов в крупных IT-компаниях до Big Data инженеров в немецких стартапах. Количественная включает опрос, который по результатам сбора данных прошли 1046 респондентов в возрасте от 18 лет.

Исследование мы распространяли по всему IT-сообществу. Это и тематические Telegram-каналы, и Habr, и VC, и почтовые рассылки по базе кандидатов.

Портрет респондентов

81% IT-специалистов — представители мужского пола в возрасте от 18 лет. Возрастной разброс оказался довольно равномерным, и в примерно одинаковых пропорциях охватил все возрастные группы. Территориально 82% респондентов проживают на территории РФ.

В выборку попали и специалисты, находящиеся в других регионах, среди которых страны СНГ (11% опрошенных), страны Евросоюза (4% опрошенных). Также 4 человека указали, что проживают на территории США, и 1 специалист работает из Великобритании.

Если говорить о направлениях IT, в которых заняты респонденты, то абсолютное лидерство занимает backend-разработка. На втором месте оказалось тестирование. В этой области заняты 149 IT-профессионалов. Меньше всего оказалось специалистов, работающих в машинном обучении и информационной безопасности.

Касательно уровня IT-специалистов: больше всего нам удалось опросить ребят Middle-уровня. На втором месте Senior-разработчики: 300 человек отметили, что относят себя к сеньорам.

Опыт специалистов, прошедших опрос, в 45% случаев составляет более 6 лет. 22% ребят указали, что работают в IT-сфере 1-3 года.

Рекрутинговые процессы и их влияние на принятие оффера

1.Письма

Наше исследование показало, что абсолютное большинство IT-кандидатов обращают внимание на то, как составлено письмо. Так, к примеру, практически 70% специалистов важно, чтобы письмо содержало детальную информацию о вакансии. Это не только данные о зарплате и ключевых задачах, но и информация про специфику проекта, стек технологий, «плюшки».

Мне не нравится, когда описание вакансии составлено не очень подробно. Я не люблю задавать миллион наводящих вопросов: мне хочется сразу понимать, что именно меня ждет. Таким образом, чем меньше у меня остается вопросов после прочтения предложения, тем лучше.

Значимым оказалось не только содержание письма, но и его вёрстка. Так высказался Алексей Витязев, тимлид крупной IT-компании о том, что ему хотелось бы видеть в письме:

Мне очень нравится, если рекрутер или HR при составлении вакансии выделяет какие-то ключевые слова. Это помогает сориентироваться по тексту и быстро решить, стоит ли выделять время на прочитывание предложения или нет.

Кроме того, хорошим письмом для разработчика является и его персонализация. Это повышает шансы на то, что даже специалисты, которые чаще игнорируют письма от рекрутеров, всё-таки ответят на письмо:

Если видно, что человек прочитал мое портфолио и составил предложение, исходя из того, что я написал, это очень приятно. Даже если я не ищу работу, я подробно отвечу на такое письмо.

Причины, по которым IT-кандидаты проигнорируют предложение — это чаще всего отсутствие зарплатной вилки в описании вакансии и недостаточное количество информации про компанию и проект.

2. Общение с рекрутером

Согласно исследованию, самым важным моментом в ходе общения с рекрутером оказалась манера общения. То, насколько тактично и профессионально рекрутер выстраивает диалог со специалистом, оказалось даже более значимо, чем знание сферы и осведомленность о деталях вакансии.

Также 28% специалистов отметили, что им важно, чтобы рекрутер внимательно изучил их портфолио перед общением.

Для меня, пожалуй, самое важное — это вовлечённость рекрутера, какая-то открытость, попытка понять твой опыт. Когда ты чувствуешь человеческое отношение, чувствуешь, что есть твоя личность, а не только язык программирования, на котором ты пишешь, это здорово.

Для 19% специалистов ключевым оказалось знание сферы IT. Это и осведомленность о специфике специализации, и понимание основных задач потенциального сотрудника, и знание специфической терминологии.

3. Рекрутинговые каналы

Неудивительно, что самым непривлекательным способом связи большинство специалистов назвали телефон. На втором месте оказались личные социальные сети, вроде Вконтакте и Facebook.

Самым привлекательным абсолютное большинство специалистов (56%) считают мессенджеры (в первую очередь, Telegram). Почта в современных реалиях отодвинулась на второй план.

Иллюстрация: IT-рынок 2021

Однако, всё ещё остаются специалисты, которые относят Telegram к не самым неудобным способам коммуникации:

Я бы сказал, что Telegram мне не очень удобен, просто потому что он для меня является сугубо личной социальной сетью, где я общаюсь с друзьями. Говоря о приемлемых и неприемлемых каналах, мне кажется, что есть «золотой стандарт» рабочих каналов, вроде HeadHunter или LinkedIn, где принято писать с предложением о работе, и логично, наверное, связываться именно через них.

4. Этапы собеседования

Самым оптимальным количеством этапов 68% IT-специалистов считают 2-3 этапа. 28% проголосовали за один этап. Лишь 10% респондентов отметили, что им неважно, сколько в компании выстроено этапов общения.

Нормальное количество этапов — это три. Первый этап — первичное общение с рекрутером. Второй этап — техническое интервью. Третий этап — финальный. В ходе этого этапа можно пообщаться о бизнесе, конкурентах, будущем компании и её целях, узнать о некоторых волнующих моментах.

Некоторые специалисты считают, что количество этапов собеседований неважно, если речь идёт о привлекательной позиции:

Если ты проходишь собеседование в компанию своей мечты, неважно, сколько этапов тебе нужно пройти, чтобы получить оффер. 

Иллюстрация: IT-рынок 2021

5. Тестовые задания

Я считаю, что тестовые задания — приемлемая мера для Junior или начинающих Middle разработчиков. Когда компания смотрит на человека и видит, что у него 15 лет релевантного опыта, и, несмотря на это, просит выполнить тестовое задание, я воспринимаю это как неуважение к соискателю. Кроме того, я не склонен считать, что тестовые задания репрезентативно отражают навыки специалиста.

Все же, Алексей, как и большинство IT-специалистов, прошедших опрос, отметил, что готов выполнить тестовое, если позиция является очень привлекательной. 29% кандидатов также указали, что согласятся на ТЗ если оно не займёт много времени.

Удивительно, но лишь 13% респондентов относятся к ТЗ, как к пережитку прошлого.

Иллюстрация: IT-рынок 2021

Тестовое задание — это хороший способ проверить навыки специалиста, но важнее то, что оно показывает, как человек решает задачу с помощью кода. Настоящий разработчик, словно писатель, должен уметь передать свой замысел через код.

6. Потребности современных IT-специалистов

Согласно нашему опросу, выбирая между зарплатой и проектом, 61% IT-специалистов всё же выбрали зарплату. Однако такой небольшой разрыв в результатах доказывает, что и зарплата, и проект являются значимыми для абсолютного большинства профессионалов сферы IT.

Проект, по мнению специалистов, должен, в первую очередь, приносить пользу людям:

Мне важно понимать, ради чего я работаю. Продукт должен быть полезным людям или, как минимум, приносить удовольствие. Это помогает видеть результат своего труда и понимать, что я принимаю участие в создании значимых для общества продуктов.

При выборе между двумя равнозначными по сумме заработной платы офферами 34% респондентов отметили, что, в первую очередь, обратят внимание на формат работы в компании. 29% IT-кандидатов оказалась важнее всего команда, 16% — IT-плюшки и только 11% специалистов — бренд компании.

Иллюстрация: IT-рынок 2021

Однако это далеко не единственные факторы, которые играют роль при устройстве на работу. В наших интервью у нас был один общий вопрос для всех. Мы спрашивали о топе потребностей современных IT-специалистов.

Практически каждый наш интервьюируемый в разных формулировках ответил, что это команда (общение, совместная работа с умными людьми, возможность перенимать опыт). Коллеги также обращали внимание на возраст коллектива, перспективы роста, возможность работать в гибком графике, отсутствие бюрократии.

Итоги

HR-это лицо компании. Процесс найма — показатель того, как все устроено в компании. Если процесс выстроен не очень грамотно, впечатление о самой компании останется смазанным, даже если это очень крутая компания. Если же HR-процессы выстроены классно, то это может сыграть на руку нанимающей стороне.

Исследование показывает, что потребности IT-специалистов так же динамичны и изменчивы, как IT-рынок. Важно оставаться в фокусе и следить за всем, что происходит в индустрии и, конечно, развивать свой HR-бренд, ведь, как показал наш анализ, абсолютное большинство IT-кандидатов обращают внимание на рекрутинговые процессы и способы коммуникации, которые выбирают рекрутеры при взаимодействии с кандидатами.

Ссылка для скачивания PDF-файла исследования.

Хинт для программистов: если зарегистрируетесь на соревнования Huawei Cup, то бесплатно получите доступ к онлайн-школе для участников. Можно прокачаться по разным навыкам и выиграть призы в самом соревновании.

Перейти к регистрации