Обложка статьи «Домашний режим: как в Яндексе поддерживают командный дух онлайн-играми, котиками и виртуальными бейджами»

Домашний режим: как в Яндексе поддерживают командный дух онлайн-играми, котиками и виртуальными бейджами

Елена Богданович

Елена Богданович, руководитель службы HR-партнёров Поискового портала в Яндексе

Мы перешли на удалённую работу за несколько недель до всеобщей изоляции. Сотрудники уже почти месяц общаются из дома, и за это время у них появились ритуалы, которые позволяют сохранить ощущение работы в команде. Рассказываем, что это за традиции — от онлайн-тренировок до рабочих созвонов в шляпах.

Онлайн-кофе и вечеринки

В Яндексе много распределённых команд, участники которых работают из разных городов. Несмотря на регулярные созвоны и командировки, плотно взаимодействовать у них получалось не всегда. Зато переход на удалённую работу поставил всех в одинаковые условия и вдохновил на неформальное общение. Так, отдел веб-онтологии начал собираться на пятничные вечеринки под кодовым названием «Вино и котики».

Инициатива появилась в первую же неделю удалёнки: тогда руководитель команды геопоиска и справочника Алексей на рабочей онлайн-встрече решил, что хотел бы увидеть всех в другой обстановке. «Я понял, что всегда есть позитив, даже в истории с карантином. Одна из таких вещей — границы размылись, — объясняет Алексей. — Стало не очень важно, где человек находится, с ним можно точно так же встретиться после работы и пообщаться. А вторая вещь — мы увидели котиков у всей команды и будто побывали в гостях друг у друга».

Пока на пятничные встречи в Zoom собирается около четверти отдела. Если сложно говорить всем вместе, участники организуют отдельные комнаты и общаются в них.

конференция в Zoom

В планах — наладить регулярные встречи для настольных игр и провести виртуальные архитектурные экскурсии. Эту идею Алексей собирается воплотить с помощью своего друга-гида: «Для начала хотим погулять вокруг нашего офиса, поностальгировать».

Отказываться от офисных ритуалов с переходом на дистанционную работу тоже не пришлось, инициативы просто переехали в онлайн. Одна из них — клуб Random Coffee Challenge, участники которого раз в неделю встречаются со случайным коллегой для разговора о работе и жизни. Ещё в онлайне появились виртуальные кофе-поинты. Это регулярные конференции, на которые, как и в офисе, можно зайти и пообщаться за чаем или кофе.

Команда Android-разработки «Авто.ру» перенесла в онлайн традиционную утреннюю встречу с кофе, на которой команда обсуждает задачи и делится новостями. «Главная цель — начать день, увидеть, кто на работе, а кто нет», — объясняет руководитель группы Дмитрий. К его удивлению, команда на удалёнке стала работать эффективнее, а обсуждать рабочие вопросы получается даже быстрее — все чётко формулируют мысли и укладываются в тайминг встречи.

Встречи с детьми

У общего тренда на повышение продуктивности есть одно большое исключение — работа с детьми. Сложно объяснить им, что если родители проводят весь день дома, то они всё равно заняты. Некоторые сотрудники Яндекса решили донести это с помощью игры в работу.

Например, руководитель отдела монетизации внутренних сервисов коммерческого департамента Андрей пробовал выдавать дочери бейджи, с помощью которых она могла зайти в его рабочую комнату — несколько раз и на определённое количество времени. Потом Андрей решил устраивать конференции по расписанию, чтобы приучить дочь не отвлекать его в другое время. На этих онлайн-встречах они рисовали или рассказывали друг другу истории.

«Идеи провалились», — признается Андрей. Его дочь всё ещё не согласна принимать правила игры и требует внимания весь день. Но на выходных он планирует организовать общую конференцию для дочери и детей других сотрудников, чтобы помочь им привыкнуть к текущим обстоятельствам.

В некоторых командах нашли другой способ: во время рабочих видесозвонов для детей участников запускают отдельную конференцию, на которой они могут общаться и играть.

Общие костюмы, маски и фоны

После Дня святого Патрика старший разработчик интерфейсов поискового портала Артём пришел на видеосозвон в зелёной шляпе-цилиндре — и неожиданно у команды появилась традиция. Сотрудники группы аналитики и подбора видео в поисковике стали искать дома разные головные уборы и приходить в них на онлайн-встречи. Из использованного реквизита — шапка с рогами, горнолыжный шлем, кокошник и даже дуршлаг. К созданию образа некоторые начали подключать виртуальные фоны: один из членов команды подключился в ковбойской шляпе на фоне салуна.

Для скучающих по офису сотрудники собрали коллекцию фонов: можно притвориться, что работаешь из кофе-поинта или участвуешь во встрече, сидя на подоконнике-диване. Для самых тоскующих в приложении Snap Camera появились маски в виде бейджей — вместо имени и фамилии на них написано «Скучаю по столовой» или «Хочу в офис».

Онлайн-тренировки

В жизни до карантина в офисе Яндекса регулярно проводились спортивные занятия со штатным тренером. Вместимость зала была ограниченной, поэтому посещаемость регулировали с помощью бота. После записи бот присылал напоминание — за сутки и за час до занятия. Если сотрудник отмечал, что не может прийти, его место передавалось коллеге из списка ожидания.

Теперь тренировки переехали в онлайн и стали ритуалом для многих сотрудников, которые раньше не попадали на занятия или не интересовались спортом. «Тренировки стали посещать гораздо активнее: офисный спортзал вмещает ограниченное количество человек, а в онлайне собирается очень много людей», — говорит постоянный участник тренировок и один из авторов бота Игорь, старший разработчик направления беспилотных автомобилей. Он не пропускает занятий ни в офлайне, ни в онлайне: «Я бы без этих тренировок на луну завыл. Хотя я и оборудовал себе тренировочное место на балконе, без тренера и компании была бы тоска зелёная, лень и демотивация».

Флешмобы и конкурсы

Первые флешмобы появились уже через неделю после перехода на удалёнку. HR-команда Яндекса запустила три хэштега, под которыми призвала публиковать фотографии дистанционных встреч с командой, работы с домашними животными и «в наиболее экстремальных условиях — с детьми».

Запустили и несколько конкурсов. Один из них — «Самоизоляция в космосе», в рамках которого команды должны придумать костюмы, связанные с космосом. Затем нужно нарядиться и сделать скриншот общей онлайн-встречи. Конкурс ещё идёт — результаты объявят после Дня космонавтики. Ещё одно соревнование касалось рабочих мест: отдел подбора персонала наградил сотрудника с самым необычно оформленным столом.

А какие традиции появились у вас на удалённой работе? Присылайте их на sveta.k@tproger.ru и самые интересные мы опубликуем в новой статье.