Бесплатные игровые движки на HTML5 и JavaScript

HTML5 вместе с CSS3 и JavaScript дают разработчику широкие возможности создания игр с использованием 3D, анимации, Canvas, математики, цветов, звука, WebGL. Одно из наиболее очевидных преимуществ HTML5 заключается в его независимости и от платформы, и в общем случае от аппаратной начинки.

При детальном рассмотрении можно выявить предоставляемые движками дополнительные возможности: упрощение некоторых часто встречающихся задач или подгрузка ресурсов, оформленный ввод, физика, звук, bitmap’ы (таких, конечно же, немного). Есть и довольно слабо оформленные движки, а есть и те, которые предоставляют в пользование разработчику редактор 2D уровней и инструменты отладки.

Предполагается, что большинство движков служат для сокращения временных затрат на разработку полноценной игры. Однако многие разработчики предпочитают создавать свой проект полностью с нуля, чтобы лучше представлять его устройство. Существует немного JavaScript-HTML5 движков, которые действительно чего-то стоят, однако и у них может быть один большой недостаток: они более не поддерживаются или близки к прекращению поддержки. Поэтому, выбирая движок, остановите свой выбор на тех продуктах, поддержка которых будет длиться достаточно продолжительное время.

Итак, вот, собственно, сами движки.


Crafty

Легкий модульный игровой движок, включающий множество функций: анимацию, управление событиями, перерисовку регионов, отслеживание пересечений и столкновений, спрайтовую графику и многое другое. Поддерживает все браузеры, в т.ч. IE9. Никаких дополнительных усилий прилагать не требуется.


Quintus

Quintus – игровой HTML5-движок, разработанный, чтобы быть модульным и легковесным, с четким JavaScript-подобным интерфейсом. Для того, чтобы реализовать основные особенности ООП-игрового движка в HTML5-движке, в Quintus в некотором отношении схож с jQuery, а также поддерживает плагины, управление событиями и гибкую модель наследования, чтобы упростить повторное использование реализованных функций.


gameQuery

Простой в использовании плагин jQuery, упрощающий разработку игры за счет использования реализованных игровых компонентов. Благодаря особенностям реализации совместим со множеством браузеров, в т.ч. их мобильными версиями.


GMP

Идеально подойдет для реализации 2D спрайтовых аркад в ретро-стиле и головоломок вроде Судоку. Он имеет готовый к использованию самозапускающийся игровой цикл. Поддерживаются мышь и клавиатура. Отлично документирован, и главным недостатком можно считать только отсутствие поддержки звуков.


lycheeJS

Безымянный

Игровая библиотека JavaScript, которая предлагает готовое решение для проектирования и реализации HTML5 Canvas и WebGL или нативных OpenGL игр внутри браузера или стационарных платформ. Оптимизирован для Google Chrome.


Enchant.js

Фреймворк Enchant.js для HTML5+JavaScript игр был разработан в 2011 году, распространяется с открытым исходным кодом (MIT лицензия) и потому бесплатен.


The Render Engine

Кросс-браузерный опенсорсный движок, написанный полностью на JavаScript. Созданный с нуля для того, чтобы быть максимально гибким, он имеет обширный API и использует самые новые фичи современных браузеров. Этот фреймворк предназначен, чтобы делать все за вас: ваша идея – его реализация с помощью самых часто используемых инструментов.


GameJS

Большая библиотека на верхнем уровне HTML Canvas. В добавок к функциям рисования в ней имеется растущий ассортимент полезных для разработки игр модулей. Большинство имеющегося API основан на популярной PyGame.


CSS Game Engine

Для формирования страницы используются JavaScript и CSS. Вместе они работают достаточно уверенно и слаженно. Разработан для новичков, обучающихся азам программирования видеоигр. Вам будет проще, если у вас уже есть какие-то навыки работы с CSS.


ClanFX

clanfx основан на JavaScript и CSS и использует плиточную графику. Работает на данный момент в Firefox, Epiphany и Opera. Среди реализованных фич: анимированные спрайты, эффекты заклинаний, постройки, плитки/текстуры и базовый искусственный интеллект.


gTile

Браузерный движок на чистом JavaScript и DHTML. В gTile плиточная графика была выбрана за ее простоту и доступность. Упор в реализации был сделан на высокий уровень интерактивности и поведении игровых объектов. Меньшее внимание было уделено графике. А потому движок подойдет больше для создания текстовых РПГ, а графических возможностей должно хватить для изображения локаций.


J5g3

Графический JS движок с открытым исходным кодом (GPLv3). Легкий в использовании синтаксис предназначен для того, чтобы сделать фреймворк быстрым и расширяемым.


Jaws

2D игровая библиотека, основанная на HTML5. Использует и Canvas, и средства DOM.


Cocos2D

Портированный с iPhone графический 2D HTML5-движок на JavaScript. Позволяет быстро создавать 2D игры и графические приложения, которые могут работать на всех современных устройствах без установки дополнительных плагинов.


CopperLicht

WebGL библиотека и JavaScript 3D движок для создания браузерных игр и 3D приложений. Использует WebGL Canvas, поддерживаемый современными браузерами и способный поддерживать рендеринг 3D моделей, используя аппаратное ускорение без плагинов.


Aves

Этот HTML/JavaScript движок – реинкарнация набора инструментов для разработки олдскульных RPG (но с более привлекательной графикой). И все только с помощью HTML и JS. Никаких плагинов. Никакого Flash.


LimeJS

HTML5 движок для разработки игр с поддержкой сенсорного ввода. LimeJS создан с использованием Closure Library, созданной Google, и в нем уже реализованы классы и функции для отслеживания времени, событий, обработки форм и анимации. Также фреймворк поддерживает спрайтовые листы (т.е. все используемые изображения могут быть помещены в один файл).


Phaser

20160704160039122_87a2654

Ещё один фреймворк для создания мобильных и десктопных игр на HTML5 с применением Canvas и WebGL. Бесплатный и с открытым исходным кодом. Есть быстрые гайды для старта на JavaScript и TypeScript.