Мнение Дурова о редизайне ВКонтакте и ответ разработчиков

Два дня назад ВКонтакте перешел на новый дизайн, о чем было сообщено в официальном блоге социальной сети. В тот же день основатель и бывший генеральный директор проекта Павел Дуров высказал свое критическое мнение о редизайне, отметив 7 основных недостатков, которые доставят неудобства пользователям. Сегодня один из основных разработчиков ВКонтакте, Андрей Рогозов, опубликовал ответный пост, акцентировав внимание подписчиков на тех нововведениях, которые, согласно представленной им статистике, уже положительно повлияли на UX сети.

Мы собрали воедино их замечания в этом материале.

Павел Дуров, основатель социальной сети ВКонтакте

7 претензий к новому дизайну веб-версии ВКонтакте

1. Главный раздел сайта – Новости – стали уже. Парадоксально, что необходимость редизайна обосновывалась стремлением более эффективно использовать экран. По факту, если сравнить ширину записей в старой и новой версии, новости лишь сузились на 28px.

2. Новости – как и все остальные разделы – стали ниже на 42px. Из-за фиксированной шапки вертикальное пространство сайта стало меньше, нужно больше проматывать. Это серьезное изменение к худшему: именно вертикальный скролл представляет собой дефицит на большинстве дисплеев.

3. При просмотре главного раздела сайта – Новостей – утрачивается фокус на контенте. В новой версии возник визуальный мусор в виде редко используемой фиксированной правой колонки. С учетом фиксированной шапки и узкой ширины, просмотр новостей стал вдвойне захламлен.

4. При просмотре фотографий утрачен фокус на самой картинке. Фотографии смещены влево, а яркое пятно белой колонки комментариев, появившейся справа, перетягивает на себя фокус внимания. Это решение было скопировано c Facebook, который в свое время ввел правую колонку для размещения дополнительных рекламных блоков.

5. Статичная левая колонка при промотке старых записей личных страниц не только не дает нужной информации, но и сужает горизонтальное пространство для просмотра записей по сравнению со старой версией. Аналогичная ситуация – при просмотре записей в группах и пабликах.

6. Замена белого цвета фона на серый не только уменьшила ощущение чистоты и минимализма, но и в целом сделала сайт более грустным и пасмурным. Появившиеся сизые иконки на сером меню слева на всех страницах избыточны и представляют собой визуальный мусор.

7. Старый логотип “ВКонтакте” в силу композиции лучше вписывался в горизонтальную шапку, чем новый логотип “VK”. Я нарисовал оба логотипа достаточно давно (первый около 10 лет назад, второй – около 5), но в русскоязычной версии не заменял старый логотип международным именно в силу этого – достаточно очевидного – обстоятельства.

Итог: старый дизайн ВКонтакте, не менявшийся несколько лет, безусловно, нуждался в ряде доработок и эстетическом переосмыслении в рамках новых стилей. Однако проведенный редизайн не только не соответствует стандартам 15-16 года (таким, как Material), но и снижает юзабельность ресурса.

Все перечисленные элементы нового дизайна были вслепую скопированы с Фейсбука образца 2012. Фейсбук в эти годы был вынужден наращивать прибыльность в рамках IPO, поэтому в проектировании дизайна жертвовал интересами пользователей ради добавления новых рекламных блоков. Отсюда появилась и правая колонка в Новостях и Фотографиях, и снижение фокуса на контенте ради рекламы.

Сегодня, когда монетизация ВКонтакте переносится в “умную” ленту и мобильные клиенты, подобные шаги не обоснованы. В 2016м году Facebook должен был копировать наработки ВКонтакте, а не наоборот.


Андрей Рогозов в ответ перечислил сильные стороны нового дизайна.

Андрей Рогозов, операционный директор ВКонтакте

7 ключевых улучшений в новом дизайне веб-версии ВКонтакте

1. Общаться стало удобнее. В старом дизайне список открытых диалогов отображался сверху и закрывал часть переписки. Теперь он выводится в правой части экрана и не отнимает полезное пространство. Пользователи, участвовавшие в тестировании редизайна, стали отправлять на 6% больше сообщений.

2. Фокус на контенте. Новый алгоритм умной ленты меняет порядок новостей, отображая интересные записи выше остальных. Размер шрифта и ширина записей оптимально подобраны для комфортного чтения и восприятия информации. Как результат — в новом интерфейсе пользователи стали просматривать на 5% больше записей и на 10% чаще нажимать «Мне нравится».

3. Упрощение навигации. Дополнительная колонка справа позволила эффективнее использовать свободное пространство страницы. В частности, благодаря блоку рекомендуемых друзей в новостях, пользователи стали отправлять на 12% больше заявок в друзья.

4. Раздел музыки работает быстрее. В редизайне сервис аудиозаписей целиком переписан, а аудиоплеер переведен с технологии Flash на HTML5. Эти изменения позволили заметно ускорить его работу. Как результат, количество прослушиваний аудиозаписей выросло на 10%.

5. Улучшенный видеоплеер. Вслед за аудио, и видеозаписи переведены с Flash на HTML5. Обновлённый плеер быстрее запускается и позволяет проще переключаться между видео. Кнопки управления стали крупнее и удобнее. Благодаря этому пользователи уже сейчас просматривают на 10% больше видеозаписей.

6. Новые возможности. Новый дизайн позволил реализовать десятки улучшений, среди которых фоторедактор с возможностью накладывать стикеры и текст, а также рисовать граффити поверх фотографий, подсказки стикеров в сообщениях и комментариях и др. Подробнее со всеми изменениями можно ознакомиться здесь: https://vk.com/live/review

7. Защищенное соединение. Вместе с переходом на редизайн все пользователи ВКонтакте автоматически перешли на безопасное зашифрованное соединение по протоколу HTTPS. Кроме того, добавлены уведомления обо всех авторизациях на странице – ни один заход не останется незамеченным.

Два дня назад сайт полностью перешел на новый дизайн. И несмотря на то, что пыль от запуска ещё не улеглась, мы уже видим растущую активность аудитории по мере привыкания к новому интерфейсу. Обновление сайта закладывает крепкую основу для создания новых продуктов и совершенствования существующих сервисов. Это был рискованный эксперимент, и он получился успешным.


А что думаете вы о новом дизайне социальной сети?

Антон Машков, главный редактор