Вечерний обзор IT-новостей 23 июля

Апдейты

В начале июля РБК сообщил, что по Интернету гуляют учётные данные 450 тысяч пользователей Ozon. Проверка показала, что из них активны 30 тысяч. 30 тысяч email-адресов и паролей оказались в публичном доступе — событие пусть и не фейсбучного масштаба, но тоже должно бы кое-что значить.

Роскомнадзор подумал и заявил, что ничьи права тут не нарушены. Почему? Потому что на нарушение прав никто не жаловался. Цитата:

Поскольку потока обращений клиентов Ozon в уполномоченный орган мы не зафиксировали, Роскомнадзор считает, что факт компрометации 30 тысяч клиентских аккаунтов не привёл к фактическому нарушению прав субъектов персональных данных.

Всё хорошо, живём дальше.

***

Уже не в первый раз за месяц разные сервисы поднимают вопрос интерактивных окошек в поисковой выдаче «Яндекса». Компания делает врезки из собственных сервисов: Афиша, Кинопоиск, Карты, Переводчик… Сервисы-конкуренты жалуются, что попасть туда и за деньги нельзя, получается, что «Яндекс» в привилегированном положении и вообще закон о конкуренции нарушает.

С таким иском в суд пошла компания «Промт Сервис» — разработчик онлайн-переводчиков Promt и Translate.ru. Жаловаться на интерактивное окно Яндекс.Переводчика в поиске.

ФАС посчитал, что нарушения нет, такие окошки — нормальная практика для поисковиков. Московский суд согласился с ведомством и иск отклонил. Это, кстати, не значит, что все остальные иски (если таковые будут) постигнет та же судьба. «Яндекс» уже озаботилась разработкой аналогичных рекламных окошек, так что, может, вопросы завянут сами собой.

Что-то новенькое

Сенаторы (в их числе Андрей Клишас и Людмила Бокова, известные по автономному Рунету) внесли в Госдуму проект, обязывающий email-сервисы с 2020 года регистрировать аккаунты только по номеру телефона. Так они предлагают бороться с анонимками о бомбах и минированиях.

Кроме того, email-сервисы должны будут по требованию властей ограничивать пользователям доступ к почтовому ящику, если с него рассылается запрещённая информация. Хранить данные об идентификаторах надо в России.

Mail.Ru Group уже высказалась против. По мнению компании, российские сервисы вынуждены будут подчиниться и понести убытки. Зарубежные могут проигнорировать новые нормы и окажутся в выигрышном положении.

HTTPS в России

«Яндекс» тут поделилась статистикой: за год объём зашифрованного российского трафика вырос с 77 до почти 90 %. В 2016 году он и вовсе составлял чуть больше половины всего трафика.

График о распространении HTTPS появился в Яндекс.Радаре:

HTTPS-трафик в России

Прочие новости (околофейсбучные)

Мессенджер: в Facebook Messenger Kids нашли баг, позволяющий обходить главную защитную функцию приложения. По задумке, дети должны общаться только с теми, кого одобрят родители. В личных сообщениях всё так и есть, но в групповых ребёнок может оказаться в контакте с кем угодно.

Карты: есть такой некоммерческий картографический проект OpenStreetMap. Его создают энтузиасты своими силами. Там, где людей много, карта точная и подробная. А вот в местах трудной проходимости с точностью плохо. Facebook хочет интегрировать в OpenStreetMap нейросеть. Она будет распознавать на спутниковых снимках дороги и переносить их на карту.

Призы для программистов — нужно пройти опрос. Больше ответов — больше шансы