Коротко об игровом балансе

Рассказывает Карл Капп


Идея «баланса» в игровом процессе включает в себя несколько аспектов. Все хотят создать сбалансированную игру, это значит… А что это значит? Это когда все игроки имеют одинаковый шанс на победу в каждой игре? Не слишком простые, но и не слишком сложные условия? Тщательно выверенное соотношение между эстетикой и механикой? Игра, которая даже при самом выгодном раскладе может подбросить неприятный сюрприз? Игровой баланс – это баланс между удовольствием от игры и глубокими, требующими изучения правилами? Не так-то просто сходу сказать, что это такое – «игровой баланс».

Зато можно вполне определённо сказать, что баланс нельзя просчитать по какому-то алгоритму. Как сказано в замечательной статье на Gamasutra:

«Сбалансированная игра» – очень грубое определение. Ни одна игра не сбалансирована идеально, даже в шахматах кто-то ходит первым. «Сбалансированная» игра – это как «человек в хорошей форме»; здесь нет чёткой переходной границы, можно говорить только о плюсах и минусах баланса.

Но несмотря на всё это, стремиться к балансу нужно. Итак, как его достичь? Ниже описаны три метода, которые вам в этом помогут.

Давайте всем игрокам одинаковые возможности

Это значит, что все игроки должны начинать игру с одинаковым количеством ресурсов или на одинаковых позициях на игровом поле. Помните – игроки хотят чувствовать, что игра идёт честно. Если в вашей игре невозможно создать полностью идентичные начальные условия (например, игроки принадлежат к разным классам и имеют разные специальные силы), постарайтесь сделать так, чтобы одни условия не были заметно лучше других. Пусть преимущества каждой роли нивелируются её недостатками перед другой.

Пусть развитие игроков зависит от случайностей

Должна быть предусмотрена возможность проигрыша даже сильно лидирующего игрока, равно как отстающему должна быть дана возможность отыграться. Это могут быть какие-нибудь улучшения способностей или карта пропуска хода. Во многих играх есть специальные механизмы, благодаря которым отстающий игрок может затормозить развитие противника или обратить преимущество врага против него самого. Если для вашей игры это слишком радикальные решения, то уж немного случайных событий ей точно не повредят. Но не надо делать случай ключом к победе – определяющим фактором должны оставаться навыки игрока. Отличный пример игры, где соотношение случайных и зависящих от умения игрока факторов подобрано хорошо – Trivial Pursuit. Категорию вопроса, на который вы будете отвечать, определяет кубик, но отвечая на него, вы можете полагаться только на свои знания.

Записывайте игровые факторы, роль которых вы хотите уравнять

Добыча ресурсов и захват территории, повышение уровня персонажа и заработок денег – записывайте всё, что вы хотите уравновесить. Это поможет выявить для вашей игры те самые критерии баланса, которые в общем случае определить невозможно, и сделает процесс разработки проще и понятнее.

Заключение

Конечно, если вы применили эти три метода, всё ещё нельзя с точностью сказать, является ли ваша игра сбалансированной. Лучший способ проверить игру – сыграть в неё. Используйте список из третьего пункта, отзывы игроков и ваш собственный игровой опыт, и если игра выглядит честной, значит, вы добились своей цели.

Источник: «Game Element: Balance»