НСПК / 24.12.24 / перетяжка / 2W5zFK76vmn
НСПК / 24.12.24 / перетяжка / 2W5zFK76vmn
НСПК / 24.12.24 / перетяжка / 2W5zFK76vmn

Бежать нельзя остаться: стоит ли строить ИТ-карьеру за рубежом?

Вячеслав Володкович, генеральный директор компании «Аэродиск» рассказывает о минусах карьеры за рубежом и перспективах работы в России.

6К открытий6К показов

В 2019 году эксперты BCG выяснили, что 58% отечественных ИТ-специалистов готовы рассматривать предложения о работе за границей. Самыми привлекательными странами для «утечки мозгов» стали Германия, Великобритания и США. Люди надеются получить на Западе блестящие карьерные перспективы и более высокий уровень жизни. Но насколько карьера за рубежом возможна в современных реалиях?

Инерция мышления

Если верить «Левада-центру», уехать за границу хочет 21% россиян. В основном жизнь в других странах привлекает людей в возрасте от 18 до 24 лет. Больше половины из них думают о переезде.

Среди россиян, готовых покинуть страну, почти треть мотивированы работой: 28% задумываются о карьере за рубежом. Люди верят, что в Европе и США их ждут и готовы предложить высокую зарплату, хорошее социальное обеспечение, комфортные условия работы. И, конечно, гарантированное профессиональное развитие.

Подобная «картинка» карьеры за рубежом определяется инерцией коллективного сознания. На заре 2000-х на Западе существовал огромной спрос на ИТ-специалистов из постсоветского пространства, Китая и Индии. Это было связано с бурным развитием технологического сектора США и Западной Европы и сопутствующим дефицитом компетентных и креативных кадров. Чтобы мотивировать людей, некоторые страны даже упростили законодательство.

Одновременно существовал пул доступных и крайне технически грамотных специалистов, ищущих себя на фоне краха СССР и хаоса ранних постсоветских реалий. Звёзды сошлись.

Рынок забирал огромное количество людей. Так продолжалось примерно до 2010 года, когда он начал ощущать последствия кризиса 2008 года. Из кризиса тогда вышли не путём устранения корня проблем, а лечением симптомов. Закачали денег в глобальную экономику и перенесли задачу разрешения на более поздний срок. Далее произошла цепочка геополитических коллапсов, и мир очень серьезно изменился по сути.

Анатомия реальности

Сегодня технологические рынки западных стран сильно перегреты. На них конкурируют коренные жители, мигранты из Индии и Китая и наши соотечественники. В конце августа капитализация американских ИТ-компаний из индекса S&P достигла показателя $12 трлн, превысив суммарную стоимость крупнейших европейских участников фондового рынка. И это ещё не конец.

Экспоненциальный рост акций ведущих ИТ-компаний не может продолжаться долго. Уже сейчас становится очевидным, что многие проекты — это инвестиции ради инвестиций. Они не влияют ни на рост экономики, ни на конкурентные преимущества бизнеса.

Технологические бизнесы проедают инвестиционные деньги и порождают новые компании. Их с удовольствием скупают ИТ-гиганты просто «за хорошую идею», без реальных бизнес-планов и горизонтов окупаемости. К тому же вознаграждения программистам стали неприлично высокими, а курсы по языкам программирования и управлению продуктовой разработкой появляются буквально везде.

В результате крупные ИТ-корпорации находятся в шатком положении: рынок нестабилен (прибавьте влияние
пандемии), программистов куда больше, чем нужно экономике, стенки «пузыря» всё тоньше.

Манящий мираж

Теперь в западных странах нет никакого «кадрового пылесоса» в ИТ, который собирает абсолютно всех желающих и далее пристраивает их на комфортные позиции в ведущие ИТ-компании, попутно решая все вопросы адаптации и интеграции в новый социум.

Наоборот, специалисты из других стран первыми попадают под нож при сокращениях. Они наименее защищены с точки зрения трудового законодательства, хуже знают язык и создадут минимальное количество проблем при увольнении.

Именно поэтому даже международные ИТ-гиганты предлагают работу квалифицированным специалистам прежде всего по удалённой модели. А тем, кого перевозят, дают работу на контрактной основе — с чётким сроком истекания соглашения и опцией прекращения его действия в любой момент. И даже если получится переехать и закрепиться, усилия придётся направлять на сохранение достигнутых позиций. Продвигать будут тех, кто работал в компании до вас.

Форточка вместо окна

Конечно, описываемая общая ситуация не означает полное отсутствие реальных перспектив за границей. Но за действительно заманчивыми условиями работы за рубежом скрываются и высокие требования к соискателям. Эксперты HeadHunter отмечают: подавляющее большинство иностранных компаний рассматривает только кандидатов с
профильным опытом не менее четырёх лет. А вот специалисты начинающего или даже среднего уровня за границей практически не востребованы.

При этом высокоуровневые «айтишники» из России действительно пользуются спросом за рубежом. Сегодня за них борются не только отечественные, но и иностранные компании.

Наши специалисты сфокусированы на работе, готовы упорно трудиться, решать сложные и интересные задачи. Также их меньше волнует баланс между работой и личной жизнью, что на руку работодателю. Отечественные специалисты ещё и более образованны: около 90% окончили университет — против 80% в мире.

Не нужен вам берег немецкий, Америка вам не нужна

В России происходит массовая и стремительная цифровизация экономики и государства. Главный симптом перемен — формирование и развитие ИТ-госкорпораций, крупных цифровых холдингов и выход ИТ-подразделений крупных непрофильных игроков в свободное плавание на рынок цифровых продуктов и сервисов.

Ростех, Сбер, Яндекс, развитие ИТ-направление в рамках «Газпрома», массовая скупка цифровых стартапов банками — всё это говорит о наличии в России растущего и крайне перспективного рынка.

Бизнес испытывает серьёзный кадровый дефицит.  По данным АНО «Цифровая экономика», стране не хватает около миллиона специалистов. Это приводит к росту конкуренции: компании сражаются за кадры, активно работают над своим HR-брендом.

Материальная мотивация впечатляет: согласно подсчётам портала «Хабр Карьера», медианная заработная плата ИТ-специалистов в нашей стране составляет 108 тысяч рублей: около 150 тысяч в Москве и 80 тысяч в регионах. К тому же в России сегодня младший разработчик за 2-3 года может запросто вырасти до старшего и даже до тимлида. На Западе о таких темпах продвижения можно мечтать не только приезжим, но и многим местным.

Это постепенно начинает проясняться для сограждан: уже в 2019 году уехать за границу хотели на 7% меньше российских специалистов сферы технологий, чем в прошлом году.

Поэтому «паковать вещи и бежать» — это неразумное пренебрежение возможностями реального профессионального развития и роста буквально у себя под боком, без необходимости глобальной смены привычного и родного окружения. Несмотря на все трудности, сегодня намного выгоднее делать упор на российский рынок. Особенно когда он так нуждается в ИТ-кадрах и растёт темпами, во многом опережающими мировые.

Следите за новыми постами
Следите за новыми постами по любимым темам
6К открытий6К показов