IТ-аутсорсинг: когда передавать работу подрядчикам
Когда может помочь ИТ-аутсорсинг, как не прогадать со специалистом и где его искать? Все ответы в нашей статье.
1К открытий1К показов
IT-аутсорсинг — это инструмент, который позволяет делегировать часть задач внештатным специалистам, освободив таким образом свои ресурсы и оптимизировав деятельность. Но когда действительно нужен подрядчик и как найти толкового?
С этими вопросами мы обратились к специалисту к CEO компании KTS, и вот что узнали.
- ИТ-аутсорсинг: когда стоит передавать работу подрядчикам
- Зачем компания передаёт задачи на аутсорс
- Как найти толкового подрядчика
- Что хорошо для результата
- Чек-лист заказчика
Максим Павлов
CEO компании KTS
ИТ-аутсорсинг: когда стоит передавать работу подрядчикам
Привет!
Меня зовут Максим, я управляющий партнёр в IT-аутсорсинговой компании KTS.
С некоторыми из наших клиентов после окончания работы мы проводим интервью: спрашиваем, что в работе с нами им понравилось, что нет, и почему вообще люди ищут IT-аутсорсинг. Так мы работаем над собой и понимаем, где искать новых клиентов.
Фактически, ниже мы расскажем об опыте наших клиентов: зачем нужен аутсорсинг, как его ищут и что можно сделать для хорошего результата. Последний пункт будет полезен как заказчикам, так и исполнителям.
Зачем компания передаёт задачи на аутсорс
- Когда нужно решить IT-задачу, а основная деятельность компании — не IT. Например, вы — школа английского языка и хотите внедрить себе учебную платформу.
- Когда у компании есть команда внутренней разработки, но для текущей задачи нет свободных людей или экспертов в нужной области. Например, в этих случаях аутсорс ищут в X5 Retail Group.
- Если нужно быстро запустить продукт, а нанимать штат времени нет. Например, компании нужно мобильное приложение для автоматизации процесса. Запустить первую версию нужно быстро. Для разработки нужно проверить много направлений и гипотез. Так было с компанией ПИК, для которых мы сделали сервис в помощь проверяющим качество строительных работ. Первую версию мы запустили за месяц.
- Когда готовые «коробочные» решения не полностью решают задачу бизнеса. Такое приложение внедрила себе компания Ascott Group. Со временем возможностей сервиса стало не хватать, а дорабатывать его силами вендора было невыгодно. Поэтому они искали подрядчика для разработки собственного приложения.
- Иногда заказчику нужно просто быстро протестировать много идей и новых бизнес-направлений. Например, клиент ищет возможности для расширения, хочет узнать, как новое направление повлияет на метрики. Даже Яндекс нанимает IT-аутсорс, когда нужно попробовать что-то новое.
- Некоторые крупные задачи встают редко — или вообще раз в жизни — поэтому держать специалистов по их решению в штате просто невыгодно. Например, переезд на новую CMS, проведение UX-исследования или редизайн.
- Некоторых специалистов невыгодно держать на фуллтайме, потому что специфика работы предусматривает большой объём на старте и гораздо меньший — на поддержке после внедрения. Настолько меньший, что загрузка любого специалиста будет не на фуллтайм. Например, работы по DevOps для компаний со штатом разработки до 20-30 человек выгоднее заказать на IT-аутсорсинге и нанять компанию на поддержку.
Как найти толкового подрядчика
По совету знакомых
Кем могут быть эти знакомые:
- Те, кто уже работает с какими-то подрядчиками. Они могут рассказать про опыт взаимодействия, плюсы и минусы конкретных компаний.
- Программисты. Обычно такие ребята знают про компании, которые делают технологически крутые решения. Компании, которые они порекомендуют, с большей вероятностью не напортачат в «кишках» проекта.
- Работники IT-компаний и как-то связанные с ними. У них есть выход на большое количество советников-программистов, про которых сказано выше.
Обратите внимание, что этот вариант не избавляет от необходимости провести встречу, посмотреть оценку сроков и стоимости.
Рейтинги: tagline, ruward, «Рейтинг Рунета»
Создатели рейтингов проверяют компании. Как именно — можно прочесть на сайтах. Такие компании много тратят на маркетинг, который закладывается в стоимость, поэтому в рейтингах могут быть варианты дороже, чем через знакомых.
Тендер
Некоторые большие компании, особенно государственные, могут проводить тендеры. Тендеры могут включать ограничения: например, не менее 50 человек в штате или 10 выполненных проектов в смежной области.
Если вы решили провести тендер, то помните:
- Бюджет должен быть достаточно большим, чтобы пришли мощные компании.
- Площадки —достаточно популярными, чтобы сравнение было корректным, как b2b center.
- ТЗ — чётким. Всё, что не прописано в ТЗ, трактуется в пользу исполнителя.
В интернете
Так искали разработчиков для мобильного приложения в ПИК. Вначале отобрали тех, у кого прилично выглядел сайт. Потом созвонились со всеми и послушали, что скажут при первом разговоре. В конце отобрали наиболее адекватных исполнителей и провели со всеми встречи. После более детальной проработки отобрали подходящих по срокам и стоимости.
Что хорошо для результата
Активность
Чем больше подрядчик спрашивает, тем больше он погружен в проект, тем больше это говорит о его заинтересованности в том, чтобы результат максимально соответствовал пожеланиям заказчика. Совсем другое дело, если подрядчик возьмёт задачу, замолчит на условный месяц и вернётся с каким-то результатом, возможно, не лучшим для заказчика.
Наличие релевантного опыта и готовых наработок
Это большой плюс, если у подрядчика уже есть компетенции и наработки в нужной области. Во-первых, это сокращает время работы, а во-вторых, клиенту не приходится объяснять, как что должно работать.
Например, у нас есть собственная учебная платформа, на которой мы проводим курсы. Если приходит заказчик, который занимается обучением, мы предлагаем внедрить в их проект свою LMS.
Архитектор/тимлид, арт-директор в команде
Эти люди не делают задачи сами, но контролируют, как это делают другие. Если в проекте нет взгляда со стороны, то команда может прийти к плохим техническим решениям.
Прозрачность
У клиента должно быть ощущение контроля. Обычно оно состоит из понимания: что делается сейчас, когда что будет сделано, сколько бюджета потрачено и осталось. В KTS мы проводим еженедельные демонстрации, зовём заказчиков на ежедневные митинги команды разработки и раз в неделю отправляем отчёт по выполненным задачам и затраченному бюджету.
Гибкость по команде
Заказчику при найме ИТ-аутсорсинга советуем сразу проговорить потенциальные сценарии: например, если случится так, что сроки горят, на каких условиях можно будет привлечь дополнительных разработчиков?
Чек-лист заказчика
Нанимайте аутсорс, если:
- есть дедлайны и ограниченные сроки проекта;
- IT не является вашей ключевой бизнес-компетенцией, или нет времени её развивать.
Нанимайте команду, если:
- нужно сделать продукт без жестких сроков;
- это уже не первый ваш IT-продукт, или в компании есть подходящий техлид, который сможет нанять команду и управлять ею.
Универсальный способ:
- наймите IT-аутсорсинг для разработки MVP;
- если по каким-то причинам развитие руками аутсорса слишком дорого или некомфортно, постепенно набирайте внутреннюю команду.
1К открытий1К показов