Как в 23 начать пет-проект, а в итоге получить свой департамент
Создатели Линк Доски рассказывают, как им пришла идея создать белую доску и что они сделали для коммерческого успеха.
2К открытий6К показов
Примерно два года назад мы сели за разработку собственной онлайн-доски . И спустя время получили предложение о сотрудничестве. Развитие продукта продолжается уже с командой МТС Линк. Сегодня хотим поделиться ценными советами: как спланировать работу и продвижение так, чтобы выйти на рынок.
Александр и Иван Богатовы
Руководители направления интерактивных онлайн-досок МТС Линк
Внимательно выбирайте сферу
Прежде всего подберите нишу, в которой хотите реализоваться. Ищите по таким критериям:
- мало известных и коммерчески успешных российских проектов;
- продуктом бы часто пользовались;
- вы в состоянии такой проект создать.
Когда вы создаёте сервис с расчетом заработать, нужно учитывать сильных конкурентов. Чем больше на рынке аналогов — тем меньше вероятность, что ваш продукт вообще заметят. На рынке российских онлайн-досок, например, не так много известных проектов, чем мы и воспользовались.
Важно также не просто сделать качественный продукт, а сделать его удобным и востребованным. Так вы удовлетворите нужды пользователей и бизнеса, и продуктом естественно начнут пользоваться.
Прорабатывайте USP
USP — это уникальное торговое предложение. То, что «выделяет» продукт.
Чтобы создать свой USP, мы проанализировали конкурентов. Нам важно было понять, за счёт чего они выделяются на рынке, на какую целевую аудиторию направлены. Больших и известных онлайн-досок, на которых можно ориентироваться, две — Miro и FigJam:
- Miro, как самое популярное решение, оброс чрезмерным функционалом. Он уже давно ориентируется на Enterprise-сегмент, а не специализируется на определенной нише;
- FigJam — относительно новый продукт от Figma и больше ориентирован на продуктовые команды: разработку креативов, коллективный брейншторм.
Отталкиваясь от собранных данных, мы конкретизировали видение доски:
- это будет продукт для внутренних задач бизнеса — обучения и брифинга;
- интерфейсы неглубокие и интуитивно понятные — чтобы пользователь не терялся в функционале;
- в нём будет минимально необходимый набор шаблонов, чтобы сервис выглядел сдержанно, но при этом подходил для работы со всеми бизнес-задачами;
- но мы поработаем над удобством и мелкими механиками так, чтобы продукт ощущался приятнее аналогов.
Постройте план и поделите обязанности
Принято говорить об этапах разработки, MVP, выпуске продукта. Честно признаюсь — у нас такого планирования и деления работы не было. Мы брали наиболее важные задачи и добавляли в спринт. И по ходу разработки меняли приоритеты по необходимости.
На этапе планирования и составления плана работы рекомендую особенно уделить внимание нескольким деталям:
- подумайте над стеком технологий — исходите из скорости разработки, собственной экспертизы и требований к продукту;
- сформируйте представление о «базовом» функционале: что точно должно быть в вашем проекте;
- заранее думайте о масштабировании — архитектура должна быть разработана так, чтобы можно было расширять функционал продукта и безболезненно добавлять новые элементы.
Закончив задачу, мы переходили к следующей, наиболее приоритетной. Без составления подробных планов и дополнительного менеджмента тасков.
Поскольку нас было двое, то коммуникация и обмен информацией происходил крайне быстро. Мы поделили обязанности:
- Александр: фронтенд, WEB-редактор, протокол мультиплеера, UX/UI, Identity Service;
- Иван: бэкенд, инфраструктура, надёжность, данные;
- вместе: продвижение и нетворкинг.
А все трудности, с которыми сталкивались по ходу работы, обсуждали между собой. Сейчас, в МТС Линк мы работаем по методологии Agile: разбиваем работу на двухнедельные спринты. Если над одним проектом трудятся 6-10 человек — то такая методология замечательно работает. В противном случае, когда команда меньше, вы больше времени потратите на планирование задач, чем на сам продукт.
Работайте над узнаваемостью
Когда доской можно было пользоваться — реализованы фигуры, тексты, стикеры, перо и линии, — мы написали статью-обзор на онлайн-доску. Рассказали о ней и предложили людям попробовать, надеясь собрать фидбек от двух групп:
- пользователей — по поводу удобства виджетов и механик;
- крупных компаний — по поводу возможности использования в интересах бизнеса.
Работайте с критикой
Пользователи чаще всего позитивно реагировали на статьи. Как правило, просили что-то улучшить или добавить, обогащая бэклог.
Была, конечно, и откровенная критика: вы делаете то же самое, что Miro. Вы выглядите так же, как FigJam.
Не всё то, на что вам указывают пользователи, действительно является их потребностью или проблемой продукта. Например, оформление и цвета онлайн доски — не минус, это не мешает работе с сервисом. И менять дизайн сервиса «потому, что он напоминает аналог» вместо того, чтобы работать над его функционалом — трата времени.
Если пользователь сообщает, что в продукте встречается два типа шрифтов — с засечками и без — речь о плохом UX. А ещё это конкретное указание на недоработку: разные шрифты сказываются на читаемости текста. Получается, пользователь столкнулся с вполне серьёзной проблемой, которая сказывается на его опыте.
В работе с комментариями держите в голове: с технической точки зрения люди не всегда знают, что хотят, могут ошибаться. Но если они точно указывают на проблему — её нужно исправить.
Пишите большим компаниям
Мы общались с фирмами и предлагали пользоваться нашим сервисом. Поскольку у нас уже была реализована монетизация, мы предлагали компаниям бесплатный доступ к продукту на определенное время. Взамен просили обратную связь: что удобно, что плохо работало и нужно переделывать. Дальше анализировали и по необходимости расширяли бэклог.
Обратная связь от компаний — ценная информация. Поскольку они используют наш продукт в работе, то могут чуть полнее объяснить, какие бизнес-потребности не закрывает онлайн-доска. Чаще всего со стороны компаний были запросы на возможность экспортировать файлы и вопросы по безопасности. Жалоб на реализованные функции не было.
Поддерживайте связь с заинтересованными людьми
С МТС Линк мы начали общаться достаточно рано. В декабре 2022 года нам написал представитель МТС, с которым мы поддерживали связь. И в итоге мы заключили сделку, попав под крыло компании. Сейчас у нас уже свой отдел, в который добирается команда, и с которым мы продолжаем развитие Линк Доски.
Никогда не стесняйтесь самостоятельно писать людям из фирм в соцсетях, предлагать попробовать сервис. И не переживайте, что вам не отвечают — возможно, компании просто не нужен такой продукт. Зато если человек окажется заинтересованным, то велик шанс, что ваш продукт попробуют и дадут ценный отзыв.
Выкладывайтесь на все 100%
Когда что-то делаете — делайте это в первую очередь качественно. Ориентируйтесь на уровень успешных проектов.
Работайте с пользователями. У разработчиков замыливается глаз, а аудитория всегда подскажет сильные и слабые места продукта. Или чего в нём не хватает. И учитесь работать с негативными комментариями: если вы будете бояться критики, то не сможете получить ценную информацию.
2К открытий6К показов