Кто такой DevRel и зачем он нужен компании
Рассказываем о DevRel-специалистах в России: кто они, чем занимаются и какими навыками обладают.
5К открытий6К показов
Нанять толкового разработчика непросто. Количество IT-компаний растёт, как и зарплаты кандидатов, а свободных специалистов мало.
К тому же компаниям необходимо выстраивать отношения как внутри компании, так и со сторонними разработчиками, чтобы поднять авторитет в сообществе и привлечь новые кадры. Для этого имиджевая компания нанимает в штат DevRel-специалиста. Расскажем, кто это и почему он нужен именно вашей команде.
Кто такой деврел и чем он занимается
Деврел (от англ. Developer Relations — отношения с разработчиками) — специалист по техническому пиару и коммуникации между конкретной компанией и IT-сообществом. Проще говоря, DevRel — ваш представитель и пиарщик в среде таких же технарей.
Каноничные деврелы представлены скорее на западном рынке, нежели на русскоязычном. Для нашей индустрии границы работы DevRel в компании размыты, чаще соотносятся с PR: специалист представляет продукт как айтишникам, так и конечному потребителю. Тогда как западный деврел работает только на освещение деятельности бренда в IT.
Обязанности технического пиарщика:
- представление компании и её продуктов на IT-мероприятиях;
- организация конференций, митапов для пиара и поиска новых кадров, партнёров;
- контент-менеджмент для авторитетных IT-блогов, каналов на Youtube; опытные деврелы даже пишут книги;
- продвижение компании в соцсетях: написание постов, общение с аудиторией в комментариях;
- разработка образовательных курсов, вебинаров для IT-индустрии и новичков;
- поиск новых кадров и помощь в их обучении для работы в компании.
Чем занимаются деврелы в российских компаниях
Источник: https://habr.com/ru/post/583300/
Список задач может отличаться в зависимости от специфики компании и стратегии продвижения. Но общее — это:
- повысить узнаваемость бренда в IT-сообществе.
- привлечь новые кадры.
- продвинуть айтишный продукт на рынке.
- если того требует стратегия компании — продать продукт потребителю.
Чем деврел отличается от смежных профессий
Задачи деврела часто сравнивают с задачами PR-менеджера. Это нормально, ведь термин только входит в обиход IT-индустрии. Единого стандарта для профессии пока нет: каждая компания прописывает задачи с учётом своих целей.
Существуют и другие смежные профессии, с которыми сравнивают деврела: DevAdvocate, Evangelist, Community Manager. Обязанности этих сотрудников в разных компаниях часто совпадают. Поэтому некоторые и ставят знак равенства между профессиями. Мол, названия разные, но смысл тот же.
Мы так не думаем. И выделили основное, в чём заключается специфика должностей:
- Developer Advocate отвечает за «коммуникационный мост» между разработчиком, его продуктом и аудиторией: рассказывает о функционале, изменениях и апдейтах софта, получает фидбек и передаёт его разработчику.
- Developer Evangelist — продвигает продукт на максимально широкую аудиторию. Кроме как продвижением в массы ничем особо больше не занимается.
- Community Manager — привлекает внимание рядовых пользователей. Отвечает за то, чтобы потребитель сделал целевое действие для компании. Большое комьюнити — базис работы этого менеджера.
- DevRel в России, по факту, должен и «о софте рассказать» и «для клиента по деталям разобрать».
Портрет хорошего специалиста
Мы проанализировали сайты с вакансиями в IT: HH.ru, indeed.com, glassdoor.com. Вот каких hard и soft skills ожидают от DevRel.
Hard skills:
- Бэкграунд технаря или пиарщика. Тут одно из двух: кандидат работал в ИТ и знает закулисье сферы или умеет хорошо продавать, представлять продукт на публике.
- Владение иностранным языком. Безупречный английский на уровне C1 и выше, знание технического сленга — must have, без которого в IT делать нечего.
- Ораторское мастерство. Опытный деврел умеет выступать на публике. Он знает, как правильно разговаривать с разработчиками и аудиторией, привлечь нового клиента или кадры для развития компании.
- Основы копирайтинга и контент-менеджмента. DevRel должен доносить мысли до публики, продвигать продукт и вовлекать через тексты. Просто и понятно написать об IT-продукте или процессе — стоит аплодисментов, далеко не каждый деврел сможет сотворить такое чудо через контент.
Soft skills:
- стрессоустойчивость;
- обучаемость;
- умение делиться знаниями с окружающими;
- высокий уровень эмпатии, прокачанный эмоциональный интеллект;
- критическое мышление;
- терпение;
- умение работать в режиме многозадачности;
- самообладание;
- тайм-менеджмент.
От руководителей команд (DevRel Manager) IT-компании требуют ещё навыки управления командой специалистов и распределения задач.
Подтянуть можно как hard, так и soft skills — готовых кандидатов с безупречными навыками деврела вы вряд ли найдёте. А прокачать специалиста под требования компании можно всего за пару недель. Например, на KursFinder мы сразу нашли несколько курсов по soft skills для специалистов. Длительность обучения от 4 недель до года.
Где техпиарщики прокачивают скиллы
Профессии нет ещё и пяти лет. Поэтому ни университетов, ни образовательных программ конкретно для деврелов вы не найдёте: хоть в России, хоть на Западе. В индустрию специалисты приходят двумя путями: из IT (деврелы-инженеры) и PR (деврелы-гуманитарии).
Первые — те, кто хочет больше появляться на публике и готов выступать с представлением продукта. Плюсы такого пути в том, что специалист уже знает тонкости IT, сленг, умеет выстраивать коммуникацию с разработчиками и сообществом. Достаточно подтянуть навыки публичного выступления и пиара — и деврел готов говорить с сообществом.
Путь гуманитариев сложнее. Знание маркетинга и пиара — хорошо, но без продвинутой матчасти никуда. Поэтому на первых порах им доверяют организаторские задачи: собрать митап, договориться о публикации в издании, провести презентацию. Техническую часть оставляют на инженеров.
На российском рынке деврел работает как с разработчиками, так и на массовую аудиторию. Маркетологи и пиарщики ценятся больше, чем инженеры без навыков маркетинга. Ведь пиарщику продать что-то — рядовая задача. Нужно только выучить техчасть.
Не проблема, когда гуманитарий или инженер чего-то не знает и только начинает в DevRel. Главное — желание и правильно построенное самообразование. А знания придут с опытом и постепенным развитием внутри компании.
Универсального специалиста на рынке IT, увы, вы не получите со старта. Всё придется постепенно нарабатывать и доучивать.
Чтобы не искать, где лучше всего прокачивать своему деврелу hard и soft skills, можно посмотреть отзывы других специалистов в сообществе. Для этого существуют площадки отзывов на сервисы вроде Otzyvmarketing.
Резюме
В IT-сообществе много шуток и сравнений деврелов с авокадо (DevRel Advocate — Avocado). С намеком на то, что как «жиры — неотъемлемая часть человеческого организма, так и деврел — часть айти-комьюнити» . Что-то в этом мнении точно есть.
DevRel на российском рынке общается не только с IT-сообществом, но и с конечным потребителем. Вот почему важно искать в команду специалиста со знаниями как специфики IT, так и маркетинга для масс.
Не бойтесь брать специалиста и обучать его. Если пиарщик или инженер готов учиться, всего через пару месяцев вы получите опытного джуна в DevRel. А там и до senior рукой подать.
5К открытий6К показов