Обложка: Профессии в геймдев индустрии

Профессии в геймдев индустрии

Константин Сахнов

Константин Сахнов

совладелец Justforward, преподаватель и научный руководитель программы Менеджмент игровых проектов ЦРК БИ ВШБ НИУ ВШЭ

В этой статье я расскажу об устройстве игровых студий, чем они занимаются и какие профессии там востребованы.

Для начала важно понимать, что компании, работающие в игровой индустрии занимаются разными направлениями бизнеса. Все мы слышали как минимум две категории: разработчики и издатели. Первые занимаются созданием игровых продуктов, вторые — выводом на рынок и сопровождением. В связи с этим отличаются и специалисты востребованные в каждой из них. Кроме них есть ещё много компаний, закрывающих направления деятельности, близкие к игровой разработке: локализация продуктов на новые языки, написание музыки и аудио эффектов, внешнее тестирование и т.д. Давайте подробнее остановимся на тех, кто принимает непосредственное участие в создании игр — сотрудниках компаний-разработчиков.

Такие компании, как и любые другие бывают разного масштаба. Большие студии насчитывают несколько сот человек и зачастую занимаются разработкой сразу нескольких продуктов. Многотысячные корпорации внутри обычно разделены на те самые студии. Это удобно для контроля и правильной работы процессов проектного управления. Помимо таких гигантов, как, например, Playrix, есть студии поменьше. Средние компании насчитывают 100-200 сотрудников. На российском рынке разработки это Кефир, NX Studios, Rocket Jump и др. Есть компании ещё меньше в 25-50 сотрудников. Зачастую в таких небольших студиях все работают над одним проектом.

Помимо больших PC, консольных и мобильных игр существуют так называемые гипер-казуальные игры. Это продукты для массовой аудитории, игроки которых даже не причисляют себя к геймерам.

скриншот из гипер-казуальной игры Traffic Way

Подобные игры может делать не только команда, но даже один разработчик. Таких разработчиков иногда называют инди от английского слово independent (независимые). Гипер-казуальные игры создаются просто и быстро. Обычно для этого нужен один художник и один программист. Кто-то из них попутно является автором идеи. Либо идею игры они получили от издателя.

Но что, если вы хотите делать более крупный проект? В этом случае вам понадобится куда больше людей с опытом в игровой индустрии.

Первая группа специалистов — это программисты. Все видео игры являются программным продуктом, соответственно без программистов их создание обычно затруднительно. Есть исключения, когда игра создаётся на Buildbox или других платформах, но большинство крупных игр всё же пишется на том или ином языке программирования. К примеру, C#, java, C++.

Как вы уже поняли, программисты делятся по языку, с которым они работают. Кроме того выделяют серверных и клиентских программистов. Первые готовят логику сервера, вторые — клиент игры. Обычно они работают не просто с кодом, а в каком-то движке. К примеру, Unreal Engine, Cocos 2d или Unity.

Вторая группа — художники. Создатели внешнего вида игры рисуют в самых невероятных визуальных стилях. Да и у самой профессии внутри много разнообразия. Есть концепт-артисты, занимающиеся созданием концепта (визуального воплощения идеи) персонажа, окружения, сцены… Есть скульпторы, 3D моделлеры, текстурщики работающие с трёхмерной графикой. Нельзя забывать и про специалистов по анимациям и спецэффектам. Кроме них важную роль играют UI-дизайнеры, отрисовывающие интерфейс игры: иконки, окна, элементы украшения и функционала. А другие художники занимаются отрисовкой маркетинговых материалов… Специалистов в этой области очень много. На них можно как учиться в государственном вузе, так и пройти частные курсы и даже выучиться самостоятельно по огромному количеству бесплатных видео уроков и книг.

Не менее важна для проекта работа геймдизайнеров. Эти сотрудники проектируют игру, её логику и весь контент. Они описывают в дизайн документах всё, что нужно сделать художникам и программистам, чтобы игра получилась такой, как задумано. По их техническим заданиям руководители проекта ставят задачи и контролируют их исполнение. Геймдизайнеры могут заниматься не только документацией, но и расчётами, балансом, экономикой и монетизацией, созданием и добавлением в игру нового контента. Если такой сотрудник специализируется на создании уровней в игре, его называют левел дизайнером. Если он отвечает за сюжет и его воплощение игровыми средствами, — нарративным дизайнером. 

Константин Сахнов, преподаватель геймдизайна на лекции

Сейчас по всему миру активно учат разработке игр. В том числе геймдизайну. В России есть как частные онлайн курсы, так и государственное образование в этой сфере. Но важнее всего самому стремиться стать высококлассным специалистом. Работа в игровой индустрии привлекательна со многих сторон: хорошая зарплата, интересные задачи и проекты для миллионов людей, уютная атмосфера и саморазвитие.

Для многих людей здесь найдётся место. К примеру, помимо трёх базовых направлений описанных выше, есть такие сотрудники как QA или специалисты по контролю качества. Может показаться, что тестировать игры не так тяжело, однако, это требует не только внимания и концентрации, но и технических навыков. А в дальнейшем такие работники могут заняться написанием программ для автоматизированного тестирования.

В разработке есть продюсеры и продакт менеджеры (product manager), занимающиеся организацией работ, обеспечением проекта ресурсами и задающие видение, идею игры.

Есть менеджеры проекта. Их также часто называют руководителями проекта. Они отвечают за постановку задач, контроль сроков их исполнения, моральный дух в коллективе и все вопросы, касающиеся процессов разработки и коммуникаций в команде.

А какая работа без административных сотрудников? Помимо тех, кто участвует в проектной деятельности, есть ещё бойцы невидимого фронта, обеспечивающие работоспособность студии. Директор, HR, бухгалтерия, юристы, офис-менеджмент, админы, клининг… А сколько разных профессий в издательстве! Но это уже совсем другая история.