0
Обложка: Тестировщик в банке: что нужно знать новичку

Тестировщик в банке: что нужно знать новичку

Мария Волкова
Мария Волкова
Тестировщик из Газпромбанка

Тестировщик — это человек, который проверяет, правильно ли работают продукты, сложные внутренние системы, ищет и анализирует дефекты в коде и помогает разработчикам их устранять. А также делает тестовые базы, пишет отчёты, ведёт документацию и так далее.

Работа тестировщика в банке немного отличается, в ней есть много отраслевых особенностей: согласования, регламенты, вопросы безопасности и ещё много интересного. О том, что надо знать, если вы хотите стать тестировщиком в банке, в нашей статье.

40% рабочего времени — созвоны

Для начала приготовьтесь к тому, что придётся много говорить. Прямо МНОГО. Чтобы команда была в курсе, кто и чем занимается, одной Jira не хватит. Поэтому у нас есть daily, груминги (встречи, на которых детально разбираются задачи), тет-а-тет с членами команды, руководителями, заказчиками.

Ещё мы проводим презентации, просим советов по текущим задачам, согласуем всё вплоть до мелочей. Влезаем даже в обсуждение сроков. Почему? Вот пример: заказчик хочет выкатиться в прод к определённому дню, но мы выловили пачку критичных багов или поняли, что интерфейсом приложения пользоваться невозможно. С точки зрения тестировщика, исправить это важнее, чем выйти в срок. Вот и приходится обсуждать перенос дедлайнов.

Много времени у тестировщика в банке уходит на общение с разработчиками: вместе разбираем баги, ищем возможности их устранить, помогаем друг другу разобраться в специальном ПО.

Да, для общения можно использовать чаты. Но, во-первых, в переписке всё не обсудишь, а во-вторых, если идти по этому пути, количество чатов разрастётся так, что поиск нужной информации превратится в квест.

Остальные 60%

Помимо основных задач — создаём тестовые базы, делаем автотесты, тестируем вручную, — есть ещё очень много писанины: тест-планы, тест-кейсы, баг-репорты, отчёты по тестированию, заявки на доступы, служебные записки и так далее. Некоторые документы могут содержать 15–25 страниц. Помимо этого, надо постоянно поддерживать в актуальном состоянии и дополнять документацию с учётом доработок продуктов (которых в банке много).

Плюс обучение. У нас в банке есть бесплатные курсы, которые проводят более опытные коллеги. На них мы разбираем теорию на проектах, над которыми работаем прямо сейчас, сдаём тесты, проходим опросы, заполняем формы обратной связи.

Важно учитывать риски

В банке (да и не только) системы тесно интегрированы друг с другом: если что-то падает в одном месте, может упасть и в другом. Где-то заблокируется функционал, где-то перестанут подтягиваться нужные данные, отвалятся важные блоки.

Пример. Наш бэк взаимодействует с омни-платформой, откуда передаются данные клиента: возраст, сегмент, квалификация. Мы используем их для формирования инвестиционного портфеля. И если Омни выдаёт ошибку, то процесс подбора ломается.

Приходится бежать в команду системы, в которой возникла проблема, выяснять, что происходит, почему, когда закончится. Это затормаживает регулярную работу, но мы стараемся учитывать такие риски, когда планируем сроки.

Требования к безопасности в банке очень высокие 

В наших базах данных лежат Ф. И. О. клиентов, номера счетов, суммы на этих счетах и так далее. Поэтому сразу после трудоустройства и на протяжении всего времени работы мы проходим обязательное обучение по безопасности. А все доработки, даже после тестирования и устранения найденных багов, проходят ревью у безопасников, где всё ещё раз проверяют на наличие уязвимостей.

Из-за суровых требований к безопасности, в банках довольно сложные цепочки согласований. Чтобы получить доступ к чему-либо, нужно: найти информацию о группе, к которой ты получаешь доступ; расспросить коллег о том, как и куда идти; найти ответственного за выдачу; написать заявку; собрать и приложить документы. И после ждать решения от трёх дней до двух недель.

Банк — вселенная аббревиатур

Когда работаешь в финтехе, нужно знать много специфических терминов и аббревиатур: от сложных, связанных с экономикой и законодательством в банковской сфере, до внутреннего сленга.

У нас есть база знаний и документация для тестировщиков и разработчиков. Но часть информации всё равно можно почерпнуть только на собраниях или на встречах с коллегами.

Например, работая над одним из проектов, я узнала, что такое акцептор (продукт, который забирает на себя излишки суммы другого продукта). До этого в работе с ним не сталкивалась, а потом просто услышала в разговоре и пошла выяснять, что это такое.

Ещё постоянно звучат совсем специфичные термины, например, «5NT», «МДМ». У меня пока есть только общее представление того, чем занимаются эти системы (поддерживают тестовых клиентов в актуальном состоянии, приносят им личные признаки). Я ещё не столкнулась с ними в работе вплотную.

Много бонусов

В банке есть обучение по софт и хард скилам. Так, я проходила я курс по медитации, курсы о том, как правильно распределять ресурсы и время, как бороться со стрессом, прокачивала ораторское мастерство, прохожу внутрибанковское обучение по Автоматизации. Компания также может предоставлять внешнее обучение, например, на образовательных платформах.

Ещё в банке уделяют внимание культуре взаимодействия с командой (по методологии Agile) и корпоративной культуре. Так, у нас есть внутреннее приложение «Газпромбанк Лайк», где можно отправлять друг другу лайки за какие-то заслуги: за проявление активности, за классное проведение задач. И за полученные лайки можно покупать мерч: толстовки, ключницы, рюкзаки и так далее. Это приятно, повышает настроение, помогает справляться со стрессом.

Что в итоге?

От работы тестировщика в банке во многом зависит качество продукта: пройдут ли в релиз баги, комфортно ли клиентам будет пользоваться приложением. Она подойдёт тем, кто сможет особенно внимательно относиться к безопасности, готов постоянно обучаться, не боится бюрократии и постоянного общения.