Интервью с основателем EcmaSoft: как работает компания по разработке мобильного ПО
Поговорили с Евгением Семушиным, руководителем компании по разработке программного обеспечения EcmaSoft, про особенности создания мобильных приложений.
— Что расскажете о себе и компании?
— Я генеральный директор и основатель EcmaSoft. Мы вышли на рынок в 2007 году и находимся в Санкт-Петербурге, Россия. Наша основная задача — разработка мобильных приложений. Также мы предоставляем услуги в веб-разработке.
— Какие факторы определяют сроки создания мобильного приложения?
— Два наиболее важных фактора — степень сложности приложения и количество разработчиков, необходимых для реализации проекта. Когда нужно максимально быстро сделать проект, мы используем 2-3 разработчика для одной платформы, это помогает сократить время разработки на 30-60%. Еще один фактор — информация и ресурсы, которые мы получаем от клиента. Если мы делаем все сами, от дизайна до API, это уменьшает вероятность задержек. Если клиент дает нам какие-то материалы, мы должны изучить их, понять, подходят ли они для реализации. Также в этом случае нам приходится ждать, пока клиент внесет исправления на основе наших предложений. Время, затрачиваемое клиентом на ревью и тестирование конечного продукта вместе с обзором Apple Store, также может повлиять на сроки выпуска приложения.
— Сколько времени в процентном соотношении уходит на разработку фронтенда и бэкенда для мобильного приложения?
— Разработка фронтенда занимает примерно 60% времени, бэкенда — 40%. Но это во многом зависит как от сложности самого приложения, так и от того, какие фреймворки или CMS используются для разработки серверной части.
— Какой бизнес-модели придерживается ваша компания: использование своей команды в офисе или привлечение сторонних поставщиков / аутсорсинг?
— У нас есть высококвалифицированная команда из двенадцати человек с опытом, необходимым для реализации каждого этапа проекта. Услуги, которые мы предоставляем по разработке мобильных приложений, включают в себя бизнес-анализ, создание вайрфреймов, создание прототипов, дизайн UI и UX, разработку iOS- и Android-приложений, создание API и тестирование конечного продукта. У нас есть все необходимые устройства для тестирования приложений: все версии iPhone и iPad, а также наиболее популярные Android-девайсы.
— Какие у вас основные преимущества по сравнению с другими компаниями на рынке?
— Уникальный высокий уровень качества, который достигается благодаря нашему огромному опыту, и отсутствие задержек в реализации проекта — нам не нужно полагаться на фрилансеров и сторонних подрядчиков.
— Какие отрасли бизнеса нуждаются в ваших услугах? Обращаются ли к вам клиенты повторно?
— Мы работаем с широким спектром отраслей, но основными являются игры, e-commerce и розничная торговля, спорт и фитнес, планирование мероприятий. Многие наши клиенты обращаются к нам повторно. Мы часто работаем со стартапами. Также нередко бывает, что клиент приходит после просмотра нашего портфолио, чтобы заказать что-то похожее для своего бизнеса. Иногда приходят клиенты, которые хотят создать клоны успешных приложений. Но в основном большинство клиентов уже имеют работающий продукт, и им нужно добавить поддержку мобильных платформ.
— Каковы основные критерии, которые стоит учитывать перед выбором правильной платформы для мобильного приложения?
— Основной критерий — целевая аудитория. Клиент должен знать, какие устройства и приложения в основном использует его аудитория, и инвестировать в разработку для этой платформы. Также необходимо учитывать, на каких платформах сделаны приложения прямых конкурентов нашего клиента. Затем нам нужно сформулировать цель проекта, придумать модели продаж, учитывая, какой бюджет клиент может потратить на его продвижение. Последнее, но не менее важное, — это сроки запуска приложения. Основываясь на этом, мы выбираем, на каких платформах приложение будет реализовано, а также решаем, будем ли мы разрабатывать его под обе платформы одновременно или одну после другой.
— На какой платформе, Android или iOS, вы советуете своим клиентам начинать работать, когда они приходят к вам со своими идеями, и почему?
— Наши предложения зависят от целевой аудитории продукта и анализа целей, поставленных перед приложением. Если бюджет проекта невысок, но клиент хочет, чтобы приложение было платным, лучше начать с iOS, так как там аудитория более платежеспособна. Также я часто рекомендую начинать разработку сначала на одной платформе, чтобы решить все проблемы и довести приложение до совершенства, а потом просто скопировать функциональность на другую платформу.
— Android или iOS, Native или Hybrid — какую платформу лучше всего использовать для создания приложения? Что порекомендуете?
— Я рекомендую не становиться на какую-то одну сторону по этому вопросу. Каждый случай уникален, и оба подхода имеют свои положительные и отрицательные стороны. Конечно, нативное приложение лучше с точки зрения качества работы. Основные преимущества нативного приложения: доступ к функциям устройства, лучший пользовательский интерфейс в iOS, больше возможностей работы с собственным кодом, особенно с анимациями, переходами, доступом к базе данных и функциям устройств. В то же время гибридные приложения позволяют сэкономить на времени и стоимости разработки.
— Какую платформу и технологии вы предпочитаете использовать в разработке своих веб-приложений?
— Мы используем PHP-фреймворк Yii или Ruby on Rails — это очень гибкие инструменты, которые применимы для любого типа приложений от небольших интернет-магазинов до сложных веб-сервисов.
— Каким образом формируется конечная стоимость проекта и как происходит оплата?
— Мы используем прозрачную систему оплаты. Стоимость рассчитывается с учетом времени, затраченного на разработку, и тарифов наших специалистов. Мы также рекомендуем нашим клиентам разделить работу на этапы и оплачивать их по отдельности.
— Есть ли у вас какие-то требования к минимальному бюджету для проекта?
— У нас нет определенного минимального бюджета. Как я упоминал ранее, мы оцениваем стоимость проекта на основе часов, которые мы должны потратить на все этапы проекта.
— Какую бизнес-модель вы предлагаете своим клиентам для получения дохода с приложений? Почему?
— Все зависит от категории проекта. Лучшая модель, на мой взгляд, — это модель условно-бесплатного ПО, нацеленного на привлечение клиентов. При этом в приложение можно добавить рекламу и продавать какие-то дополнения с помощью in-app purchase.