Обложка статьи «За чем следить айтишнику в 2021 году?»

За чем следить айтишнику в 2021 году?

В 2020 году мы больше обычного оставляли цифровые следы, а компании смогли собрать еще больше данных. Это отразится на технологических трендах 2021 года. О том, что ожидает ИТ-рынок в наступающем году, рассказывает Developer advocate Yandex.Cloud Антон Черноусов.

Антон Черноусов

Антон Черноусов, developer advocate Yandex.Cloud

Тренд №1. Бытовая автоматизация

В середине 70-х в Японии зародилась система Just-In-Time (точно в срок). Ее суть в эффективной реализации производственных единиц в соответствии со спросом. Сегодня эта система существует уже не за счет жесткого планирования, а за счет искусственного интеллекта.

Интернет-магазины и сервисы доставки используют массивы данных, обогащают потребительскую базу, чтобы агрегировать опыт пользователей и предсказывать их поведение и потребление с помощью data science. Потребитель может подписаться на конкретный товар или получить его в рекомендуемых в соответствии со своим действиями в конкретном сервисе. На российском рынке крупные игроки, развивающие ИТ в этом направлении, уже сформулированы – это в том числе Яндекс.Лавка, СберМаркет.ру, Самокат. Однако в ближайшем будущем на деление долей этого рынка могут повлиять и новые сценарии автоматизации доставки и продажи бытовых предметов.

Тренд №2. Продолжение эпохи IoT

Интернет вещей уже не первый год развивается в сторону health-care — умные часы, фитнес-браслеты, пульсометры становятся доступнее. Эти носимые устройства ежедневно собирают данные о здоровье пользователя в облаке, что впоследствии может привести к созданию цифровой карточки пациента. В эту карточку также можно будет добавить информацию из умных домашних измерителей. Например, данные станций по измерению чистоты воздуха и звука.

Развитие IoT-устройств для медицинских целей может стать началом эры «интернета поведения» (IoB). К интернету будут подключаться люди с помощью подкожных чипов, которые фиксируют температуру тела, уровень сахара или лейкоцитов в крови. Цифровую карточку пациента, созданную с помощью IoT, смогут использовать работодатели. У компаний может появиться возможность отправлять сотрудников на больничный из-за зафиксированного повышения температуры или рекомендовать пройти диспансеризацию.

Тренд №3. ИИ полностью заменит битву игровых спортсменов и тренеров

В киберспорте уже известно несколько случаев, когда люди проигрывали искусственному интеллекту— компьютеры уже побеждали нас в шахматы, го, покер и даже Dota 2. Вспомним, например, знаменитый матч алгоритма AlphaGo от Google DeepMind и спортсмена Ли Седоля. Победив корейского профессионала, разработчики AlphaGo не остановились и начали тренировать новые версии. Только если раньше в алгоритме использовались новейшие методами машинного обучения в сочетании с интенсивным изучением партий людей, то теперь ИИ все чаще тренируют против себя.

В эту сторону движется не только AlphaGo. Партии между двумя алгоритмами набирают популярность и становятся более зрелищными, даже вызывают эмпатию у пользователей. Не исключено, что игровой помощник в будущем может стать и лучшим тренером.

Тренд №4. Deepfake как новый способ нативной рекламы

Технология deepfake остается сравнительно новой для рынка видеопродакшна и продолжает менять рынок рекламы. Теперь компании могут не тратиться на гонорар актера для промо-ролика, а получить согласие на использование его сгенерированного видеообраза. Так, компания KFC использовала искусственно сгенерированный образ виртуального полковника Сандерса.

Параллельно обороты набирает и рост стриминговых сервисов (за первые шесть месяцев 2020-го Netflix набрал почти 27 млн новых подписчиков), они аккумулируют все больше пользовательских данных. В будущем эти данные могут использовать как раз для кастомизированной рекламы с использованием deepfake. Производитель будет знать, какой постер или марку виски нужно показать зрителю в конкретный момент проморолика.

Тренд №5. Поэтапное внедрение бессерверных технологий

Serverless выходит на стадию уверенного и планомерного роста. Бессерверные модели не требуют того, чтобы разработчики поддерживали операционные системы и отвечали за все риски, связанные с этим. Вместо этого разработчики могут создавать универсальный код, а затем загружать его в бессерверную платформу и наблюдать за его выполнением.

Serverless-технологии наиболее выгодны стартапам, мигрирующим в облако – затраты молодой компании будут напрямую зависеть от требуемых нагрузок. Более зрелые компании не будут переписывать целые приложения на serverless, однако при переезде в облачную инфраструктуру они смогут постепенно оптимизировать отдельные части своих решений, например, очереди или облачные магазины.