Откройте окна, запаситесь матрасами и берегите жюри — 10 советов по проведению хакатона
Организация хакатона — дело непростое и хлопотное. Публикуем 10 советов, которые уберегут от граблей и помогут провести запоминающийся хакатон.
2К открытий2К показов
Хакатон — это, прежде всего, люди. И эффективность его проведения для организатора напрямую зависит от настроя участников и их готовности к творческому поиску. Наша компания много раз проводила хакатоны среди сотрудников, совершала ошибки и приобрела полезные знания. Я хочу поделиться опытом проведения хакатонов и обратить внимание на детали, которые следует учесть, чтобы получить максимальный эффект.
Что такое хакатон и как возник этот термин
Термин хакатон возник в 1999 году от слияния слов «хакер» и «марафон». Разработчики тогдашних гигантов OpenBSD и Sun Microsystems устроили (отдельно друг от друга) что-то наподобие форума, куда съехались программисты из разных стран, чтобы пообщаться друг с другом. То есть это был клуб по интересам.
Сейчас клубность, конечно, осталась, все коммуникативные находки тоже. Но сегодня в хакатонах больше конкретики. На них собираются программисты, чтобы создать новый продукт, продвинуть свежие идеи, программы или внести улучшения в приложения, технологии, фреймворки и инструменты разработки. Устраиваются хакатоны по криптографии, ОС, мобильным приложениям, дизайну, user experience, validation и многому другому. Хотя программирование, конечно, остаётся главной задачей.
Чаще всего хакатон длится двое суток или чуть больше. Чтобы помочь участникам сфокусироваться на определённых идеях, заявляется тематика хакатона. Скажем, Sun во время своей конференции JavaOne в 1999 году объявил задачу — написать на языке Java программу для поддержки нового устройства Palm V, которая бы использовала ИК-порт для связи с другими пользователями Palm.
К тому же у участника появляется возможность поработать с технологиями большой компании и попробовать в них свои силы. Чем чёрт не шутит, может быть, твоё технологическое решение понравится компании, и ты получишь предложение о сотрудничестве.
Ну а в целом основные атрибуты хакатонов — это не самая правильная еда и бессонные ночи. И ещё — это очень весело. Всегда чувствуется азарт и челлендж, как в спорте, когда тебе важно победить в том числе и для того, чтобы доказать, что твой проект лучше, чем десятки других. Здоровый дух соперничества никто не отменял.
Как провести хакатон
На данный момент этот блок не поддерживается, но мы не забыли о нём!Наша команда уже занята его разработкой, он будет доступен в ближайшее время.
Делимся 10 советами, которым мы будем следовать.
Главное — смысл
Проводя хакатон, вы должны хорошо понимать, для чего это делаете, как будете использовать полученный опыт и результаты. Потому что программисты не дураки, и если вы организовали хакатон с единственной целью целью — собрать е-mail участников и потом засыпать их спам-письмами, то вас быстро раскусят.
Мы, например, хотим получить новые идеи по развитию нашей платформы. Возможно, свежий взгляд позволит сделать новый поворот в развитии, откроет горизонты, которые нам не видны. Возможно, кто-то из участников станет нашим единомышленником, партнёром или коллегой.
Ценные призы и спонсоры
Вы должны точно знать, чем ваш хакатон интересен участникам. Они потратили своё время и силы, что вы можете предложить взамен?
- Пространство для общения: существует стереотип, что разработчики — социопаты и ни с кем не общаются. Это, конечно, не так. И хакатон даёт специалистам возможность пообщаться в сугубо профессиональной среде, насыщенной духом свободы творчества.
- Возможность попробовать себя в новой роли: на хакатоне участник может протестировать свои возможности, при этом не меняя место работы и ничем не рискуя. Плюс это возможность освоить новые языки программирования или такие хайповые темы, как машинное обучение или Google API, которыми нет возможности заниматься на работе.
- Призы: программисты — люди занятые, у всех есть работа. И каждый участник должен понимать, что время на хакатоне не будет потрачено зря, что в финале его ждёт денежный приз или ещё что-то значимое. За само участие, конечно, не платят. Да и призовые фонды в виде одного iPhone и 5 футболок специалистам не очень интересны. Если хакатон проводят крупные компании, то они предусматривают солидные призы.
Поэтому вам, как организатору, надо начать с привлечения спонсоров, чтобы сделать призовой фонд и создать комфортные условия для участников. Нужна площадка, где всё будет проходить, еда, нужно обеспечить комфорт большой группе людей в течение суток — спальные мешки или что-то ещё. То есть спонсоры нужны не только денежные. И ваша задача — сделать хакатон интересным и для них, а не только для участников-программистов.
Чёткие правила состязания
Нужны чёткие правила проведения хакатона: условия конкурса, критерии оценки работ, процедура награждения победителей. Люди должны получить прозрачную и исчерпывающую информацию о том, что нужно для участия. Необходимо детально прописать в правилах, какие есть ограничения на использование технологий, инструментов, библиотек и какие результаты хакатона принимаются, а какие нет. Представьте себе: человек поучаствовал в хакатоне, двое суток просидел над проектом, а потом оказывается, что ему нельзя было использовать какую-то технологию. Это никому не понравится, поэтому определите все правила заранее.
Мы, например, стараемся никак не ограничивать участников. Единственное условие — использовать нашу платформу (браузерное расширение), отдельное приложение, которое базируется на API, мобильное приложение. В качестве представленного проекта ждём ссылку на репозиторий с рабочим кодом и видео-презентацию проекта.
Авторитетное жюри
Решите, как будет определяться победитель и кто будет в составе жюри, чтобы при подведении итогов не возникало недоразумений. Нужно понимать, кто выиграет и почему. Если у вас есть чёткие критерии оценки, хорошо иметь в составе жюри экспертов, которые могут эти оценки дать.
Тайминг
Помните о расписании мероприятия: у хакатона должно быть начало и конец. То есть вы объявляете точную дату и время открытия и закрытия конкурса. Если это онлайн-хахатон, то нужно поставить чёткую дату и время, когда вы начинаете принимать заявки, чтобы люди понимали, на что им ориентироваться. Распишите весь тайминг. Например, сколько времени отводится на презентацию, чтобы люди обязательно уложились (обычно это 5–7 минут). За пределы этого времени выходить нельзя, потому что выступающего остановят, и он не сможет продемонстрировать полностью свои результаты.
Жеребьёвки, лекции и прочие ивенты
Для офлайн-мероприятий важны ивенты: например, промежуточные жеребьёвки или ещё какие-нибудь активности. Это необходимо, чтобы раззадорить участников. Люди склонны закапываться в работу, особенно программисты, иногда их нужно взбодрить, может быть, даже посреди ночи. Когда ты кодишь 12 часов подряд, мозг вырубается, и ничего хорошего не получается.
Во время хакатонов ближе к полуночи мы проводим жеребьёвку команд, определяем в каком порядке ребята будут презентовать свои проекты. Это важная штука. Не очень хорошо попадать на питч-сессию последними, потому что все уже устанут и будут хуже воспринимать. Во время жеребьёвки команды могут пообщаться, иногда пошутить, намекнув, мол, а мы уже всё сделали. Конечно, в реальности ни у кого ещё ничего не готово, но соперники начинают нервничать.
Можно в перерывах между сессиями делать встречи с менторами или экспертами в той области, в которой ребята работают. Люди могут послушать лекции или задать вопросы экспертам и получить те знания, которые в другом месте они бы не смогли получить.
Бытовые условия
Подумайте про бытовые условия (здесь речь об офлайн-мероприятии), чтобы участникам хакатона было комфортно работать. Следует помнить о проветриваниях: работать и думать 24 часа подряд, а то и 48, не очень-то полезно, а если не будет хватать кислорода, то мозг будет испытывать голодание и тормозить. Так что проветривать помещения нужно очень хорошо.
Интернет должен быть быстрый и надежный, подумайте и о резервном канале на случай сбоя. Если, конечно, у вас не хакатон без интернета, когда хотят проверить, что человек может сделать без него за 24 часа.
Кофе, орешки, углеводы
Не забывайте, что людей два дня надо будет кормить. Проводя хакатоны внутри компании, мы заранее составляем примерное меню и отправляем его участникам. Ну и смотрим, что ребята предлагают сами: это могут быть суши, свежие овощи, вегетарианская еда. Опыт показывает, что лучше отказаться от пиццы, кока-колы и тому подобного. Во-первых, если человек будет сутки или двое питаться пиццей, то ему будет не очень хорошо. Во-вторых, жирная пища вызывает сонливость: её переработка отбирает ресурсы у мозга. А вот быстрые углеводы для работы мозга полезны и они быстро усваиваются — снеки, брейн-бары, шоколад, чай, кофе, соки. Не забудьте про завтраки для тех, кто остаётся работать на ночь: каши, мюсли, соки, полезные злаковые печеньки.
Иногда надо спать
Для тех, кто остаётся на ночь, нужно организовать лежачие места, чтобы можно было расслабиться и отдохнуть. Просто сидеть 12–20 часов подряд очень сложно. Если у вас офлайн-хакатон и люди находятся несколько дней в замкнутом пространстве, то приготовьте хотя бы матрасы, если нет возможности поставить диваны. У людей должна быть возможность принять лежачее положение и расслабиться.
Роли имеют значение
И напоследок важный совет для участников хакатона, который хорошие организаторы обычно включают в памятку. Решите заранее, кого вы возьмёте в команду и у кого какая в ней будет роль, чтобы заранее понимать, в какой ситуации, на кого и как можно положиться. Особое внимание уделите тому, кто и как будет презентовать ваш проект, и лучше организовать несколько репетиций накануне питча, чтобы точно попасть в отведённый временной слот и максимально полно донести свою идею до членов жюри.
В заключение
Отнеситесь к проведению хакатона ответственно, если вы строите планы на дальнейшее сотрудничество с IT-комьюнити. Ваша репутация в дальнейшем будет играть на вас. Разработчики будут вас знать с положительной стороны и передавать по сарафанному радио, что у вас все чётко, честно и душевно.
2К открытий2К показов