Роскомнадзор настаивает на немедленной блокировке Telegram
Новости
А Павел Дуров запрещает своим адвокатам вмешиваться в процесс суда, назвав его «откровенным фарсом».
12 апреля 2018 года в Таганском суде Москвы состоялась беседа по иску о блокировке Telegram. Роскомнадзор ходатайствовал о немедленной блокировке мессенджера в случае удовлетворения иска, а также о привлечении к делу ФСБ в качестве третьей стороны. Второе ходатайство суд удовлетворил, о судьбе первого пока неизвестно.
Представителей Telegram на беседе не было, поскольку компанию о событии заранее не уведомили, и адвокат по этому делу оказался занят в служебной командировке. Представители мессенджера направили ходатайство о переносе даты беседы, но суд его не удовлетворил. Кроме того, оказалось, что компания не является ответчиком по иску — она выступает как заинтересованное лицо.
Что дальше?
Беседа — мероприятие формальное и даже необязательное для посещения обеими сторонами. 13 апреля состоится рассмотрение дела по существу.
Павел Чиков, руководитель организации «Агора», что представляет интересы мессенджера в суде, объявил, что Павел Дуров запретил адвокатам участвовать в завтрашнем процессе, «дабы не легитимировать откровенный фарс своим присутствием». Адвокат Рамиль Ахметгалиев, который представляет Telegram, отметил, что суд в этом процессе нарушил «все элементарные основы, связанные с подготовкой дела». Представитель «Агоры» Дмитрий Колбасин уточнил, что именно считается нарушением:
Суд не привлек Telegram к этому процессу, не предоставил иск Роскомнадзора и материалы дела, не дал никакой возможности подготовиться… Мы расцениваем поведение московского суда как неуважительное отношение к участникам судебного процесса, что прямо противоречит стандартам судейской этики.
Еще дальше
Юрист «Агоры» Дамир Гайнутдинов сообщил, что журналисты Олег Кашин и Александр Плющев направили в Европейский суд по правам человека заявления, связанные с угрозой блокировки Telegram на территории России. Дело в том, что Конвенция о защите прав человека в статье 8 гарантирует со стороны государства уважение к частной и семейной жизни. Само существование закона, предполагающего контроль переписки, нарушает это право. Мещанский суд Москвы отказался принять иски журналистов о незаконности требований Роскомнадзора и ФСБ, указав на то, что никакой закон ведомства не нарушили.
Как отметил юрист «Роскомсвободы» Саркис Дарбинян, в ЕСПЧ обратятся с заявлениями еще четыре десятка пользователей Telegram, которые также не смогли ничего добиться от Мещанского суда.
Сам Telegram подал жалобу в ЕСПЧ на решение о штрафе от Роскомнадзора, указав на нарушение статьи 10 Конвенции, которая гарантирует свободу распространения информации без вмешательства властей.
Ключи раздора
На днях глава Роскомнадзора Александр Жаров заявил, что Telegram все-таки способен передавать ключи шифрования, и технически это реализуемо. То есть компания может выполнить требования российского законодательства хотя бы частично, и будь у Telegram «добрая воля взаимодействия, то они вступили бы в диалог»:
В соответствии с заявлением юристов, которые их [Telegram] сопровождают, они говорят, что не будут соблюдать требования закона. Говорят о том, что это невозможно. На самом деле в этом есть определенная доля лукавства. Потому что, что касается нешифрованных чатов, то специалисты в публичной плоскости говорили, что предоставление ключей возможно <…> В конечном итоге любой мессенджер может изменить свою архитектуру, чтобы соответствовать законодательству страны, в которой работает.
Русская служба «Би-би-си» решила расспросить депутатов, что они понимают под «ключами шифрования», которые Telegram должна передавать ФСБ.
Еще один вариант «ключей» принадлежит руке автора, пожелавшего остаться неизвестным. Фото опубликовал в своем Telegram-канале Павел Чиков.
Хронология
Июнь 2017: глава Роскомнадзора и Павел Дуров дискутируют об обязанностях мессенджера как организатора распространения информации.
Октябрь 2017: ФСБ обещает оштрафовать Telegram, если тот не передаст ключи дешифровки. Мессенджер этого не делает и получает штраф.
Март 2018: Роскомнадзор дает компании 15 дней на передачу ключей шифрования.
Апрель 2018: Telegram поясняет, почему это невозможно, но по истечении 15 суток Роскомнадзор подает иск о блокировке мессенджера.
3К открытий3К показов