Стажёры-консультанты 1С в автоматизации бизнес-процессов

Логотип компании КРОК

Рассказываем, как начать карьеру в автоматизации бизнес-процессов.

Начинающие специалисты боятся связываться с 1С. Думают, он годится только для бухгалтерского учёта и карьерных перспектив там нет. В этой статье постараюсь развеять мифы, сложившиеся вокруг 1С.

1С – давно охватывает полный цикл управления предприятием. Это и производство, и ремонты, и закупки, и продажи, и, конечно, финансовый блок, бюджетирование, казначейство и учёт.

Направление автоматизации бизнес-процессов в КРОК

Нашей Практике 1С в КРОК уже больше 10 лет, начиналась она сразу с крупного корпоративного сектора. Наши заказчики – это ТОП-1000 клиентов на российском рынке. У нас потоковое производство проектов, где каждый проект при этом уникален и, зачастую, либо федерального масштаба, либо уникальный в своей отрасли/функциональной сфере.

Мы занимаемся не только автоматизацией, но и перестройкой бизнес-процессов, методики ведения бизнеса или фокусов. Ориентируемся на высоконагруженные системы. Как интегратор, мы способны обеспечить управление производительностью на всех этапах – от железа до баз данных и приложения – и целиком отвечать за все. Умеем связывать 1С со смежными решениями, делать проекты комплексные, что сейчас наиболее актуально в условиях, когда многие компании переходят с SAP или Oracle.

Мы внедряем не весь 1С, а только ERP-решения (1С:ERP, 1С:УХ), западные аналоги которых больше не доступны в России.

Пайплайн работы консультанта

Стажер подключается к проекту с самого начала и закрепляется за наставником – ведущим консультантом, который отвечает за функциональный блок, например, «Закупки» или «Продажи». Стажер забирает у наставника часть задач и они вместе участвует во внедрении системы на всех этапах. Так у стажера формируется целостная картина производства проекта, появляется понимание предметной/бизнес-области и функционала внедряемой системы. Большую часть знаний и навыков стажер получает на практике с реальным кейсом.

У консультанта 1C на разных этапах проекта идет смена функции: проводить интервью, анализировать данные, проектировать доработки, устраняющие функциональные разрывы, тестировать доработки, обучать пользователей.

Первый этап — моделирование бизнес-процессов.

Стажёры-консультанты 1С в автоматизации бизнес-процессов 1

Ведущий консультант проводит интервью с заказчиком, выясняет особенности бизнеса, анализирует данные, собирает требования к системе и определяет потребности в ее доработке.

На этом этапе стажёр моделирует бизнес-процессы в будущей системе, рисует схемы процессов, описывает последовательность шагов и регистрирует требования к каждому шагу, участвует во встречах с заказчиком и протоколируют их.

Стажёры-консультанты 1С в автоматизации бизнес-процессов 2
Из чего складывается рабочий день консультанта 1С на этапе моделирования

Дальше — этап проектирования и разработки.

Стажёры-консультанты 1С в автоматизации бизнес-процессов 3

На этом этапе ведущий консультант анализирует «старую» систему (если есть) и строит «новую». Проектирует, как новая доработка должна лечь во внедряемую систему, на каких объектах метаданных и так далее. Это уже работа в области системной аналитики.

Стажёр тут занимается написанием несложных технических заданий на доработку для разработчиков, вопросами миграции исторических данных, тестированием локальных доработок нового функционала системы. При этом, помимо ручного тестирования функционала, стажер занимается созданием автотестов, с помощью которых систему можно тестировать автоматически неограниченное количество раз.

Стажёры-консультанты 1С в автоматизации бизнес-процессов 4
Из чего складывается рабочий день консультанта 1С на этапе проектирования и разработки

Затем — этап приемо-сдаточных испытаний (ПСИ).

Стажёры-консультанты 1С в автоматизации бизнес-процессов 5

На этапе тестирования ведущий консультант сдаёт приемочной комиссии заказчика подсистему за счет комплексных испытаний, выявляет и устраняет замечания.

Стажер пишет сценарии функционального и интеграционного тестирования системы, самостоятельно сдает несложные доработки заказчику, присутствует на встречах и все протоколирует.

Стажёры-консультанты 1С в автоматизации бизнес-процессов 6
Из чего складывается рабочий день консультанта 1С на этапе ПСИ

Далее — подготовка к опытно-промышленной эксплуатации (ОПЭ).

Стажёры-консультанты 1С в автоматизации бизнес-процессов 7

На этапе подготовки к внедрению ведущий консультант обучает пользователей и подготавливает необходимые данные для запуска системы.

Стажер пишет план обучения пользователей и записывает видео-инструкции, участвует в обучениях заказчика и протоколирует встречи.

Стажёры-консультанты 1С в автоматизации бизнес-процессов 8
Из чего складывается рабочий день консультанта 1С на этапе ОПЭ

Последний этап — ОПЭ и техническая поддержка пользователей.

Стажёры-консультанты 1С в автоматизации бизнес-процессов 9

На этом этапе старую систему заказчика отключили, перевели всех пользователей в новую.

Ведущий консультант занимается поддержкой пользователей своего функционального блока, занимается устранением замечаний к системе, выявленных на промышленных данных.

Стажер активно помогает пользователям на первой линии технической поддержки, самостоятельно решает обращения.

Стажёры-консультанты 1С в автоматизации бизнес-процессов 10
Из чего складывается рабочий день консультанта 1С на этапе ОПЭ и технической поддержки

Получив такой опыт работы на реальном проекте, стажер становится полноценным сотрудником и переходит в младшие консультанты (примерно за 6 месяцев). Помимо задач на проекте, стажер дополнительно проходит обучения, которые помогают ему с глубоким пониманием решаемых задач.

В других компаниях часто встречаются такие роли, как«системный аналитик», «бизнес-аналитик», «методолог», «тестировщик». У нас всем занимается один специалист — консультант. Он разбирается и в бизнес-процессах, и в технических аспектах.

Необходимые хард и софт-скилы для стажировки

Консультанту 1С требуется обладать широким спектром навыков: как функциональных, так и организационных, и даже эмоциональных.

Быстрее всего в процессы вливаются ребята с хорошей технической базой, поэтому, в университете стоит уделять внимание следующим дисциплинам: языки программирования, базы данных, sql-запросы, внедрение и разработка систем класса ERP, ну и помимо технических курсов, обратить также внимание на финансы и постараться освоить хотя бы основы бух. учета.

Также, в этой области очень важны и софт-скилы. Со стороны заказчика консультант работает с фокус-группой, в которую входят: финансовый директор, ИТ-директор, главный казначей, главный бухгалтер и так далее. Не всегда эти люди будут расположены к общению, всё будет зависеть от впечатления, которое произведёт консультант, от способности доказать свою экспертизу, харизмы и гибкости.

Работа консультанта 1С подразумевает непрерывное обучение и освоение новых знаний и навыков.

Прозрачная система роста

Мы заинтересованы в том, чтобы стажёры развивались по всем направлениям: soft-skills, системный анализ, бизнес-анализ и быстро продвигались по карьерной лестнице до интересующей должности. Для этого мы разработали карту грейдов, в которой приведены требования к каждой позиции и каким образом можно эти требования выполнить (за счет проектного опыта или обучения).

Стажёры-консультанты 1С в автоматизации бизнес-процессов 11
Каждые 3 месяца, стажер, при поддержке наставника, намечает себе цели из карты грейдов и старается их выполнить, параллельно совмещая это с учебой в ВУЗе. Итого, на проектные задачи и обучение в КРОК уходит 30 часов в неделю, при этом, график работы выстраивается гибко, с учетом пар в университете.

Вот вам пример требований для должности младшего консультанта.

Стажёры-консультанты 1С в автоматизации бизнес-процессов 12
Стажёры-консультанты 1С в автоматизации бизнес-процессов 13
Стажёры-консультанты 1С в автоматизации бизнес-процессов 14

Всем этим навыкам стажер обучится за время стажировки в КРОК, в этом ему поможет наставник, линейный руководитель и наша дружная команда.

Стажёры-консультанты 1С в автоматизации бизнес-процессов 15
Так мы празднуем закрытие стажировки

Карьерные возможности

У стажера в нашем отделе есть несколько треков развития:

Стажёры-консультанты 1С в автоматизации бизнес-процессов 16
  1. Развиваться в экспертизу: последовательно расти в роли консультанта по одному или нескольким предметным областям (например, МСФО + РСБУ, либо оперативный учет + производственный учет, либо казначейство и бюджетирование и тд) и постепенно становится профессионалом своего дела, который и классно в бизнесе разбирается и архитектуру будущей системы может спроектировать.
  2. Развиваться в продажи: прокачивать себя в части взаимодействия с клиентами и партнерами, поиска и запуска новых проектов, презентации ключевых преимуществ нашей команды и публичных выступлений. Помогать клиентам познакомиться с командой 1С КРОК, выявлять ожидания бизнес-заказчиков и топ-менеджмента компаний относительно внедрения ERP-системы. Дружить с директорами клиентов и продвигать наше направление внутри КРОК. Со временем получить экспертные знания о рынке и флагманских продуктах (ERP, УХ, ЗУП, ДО) и стать доверенным лицом для заказчиков КРОК в части 1С.
  3. Расти в управленца: набравшись немного опыта как во внедряемом решении, так и в том, как функционирует крупный бизнес, пройдя хотя бы 1 крупный проект полного производственного цикла и изучив методологию внедрения (какие этапы, работы, документы и тд.), а также технические аспекты внедрения высоконагруженных систем, консультант может попробовать себя в управлении проектом.

Расти глубоко в экспертизу, уйти в управление или поддержку продаж решений отдела – решать тебе. Плотная работа с наставником и руководителем, а также отзывы коллег помогут профориентироваться и пройти онбординг в новый трек.

Если ты дорос до эксперта в какой-либо бизнес-области и, при этом, круто разбираешься в технических аспектах внедрения больших систем, то уже не так важно, какую именно систему ты внедряешь, ты становишься ценным специалистом для всего рынка бизнес-приложений.

Перспективы роста на рынке

В России и некоторых странах СНГ почти не существует бизнеса, который бы не использовал хотя бы одной программы 1С, поэтому такие специалисты очень востребованы уже сейчас и нужны везде и будут нужны дальше – в торговле, в производстве, на заводах, в управляющих компаниях и т.д. Все процессы управления так или иначе подлежат автоматизации в крупном бизнесе.

Специалист 1С – это одна из самых быстро растущих по окладу профессий, и, самое главное, – нет потолка. Сначала ты работаешь специалистом, потом управляешь проектам, портфелями проектов, и можешь дорасти до топ-менеджера компании.

аналитик
Стажировка
1C
217