Баг, который стал фичей: 8 историй
Восемь реальных историй из мира IT, где баги и сбои неожиданно стали полезными функциями, любимыми фичами и даже зачатками новых трендов.
2К открытий8К показов

Иногда то, что кажется ошибкой, оказывается находкой. В программировании и технологиях баги нередко становятся началом чего-то нового — неожиданной функции, любимой пользователями «фишки» или даже целого направления в индустрии. Мы собрали восемь историй, в которых сбои, глюки и случайности обрели вторую жизнь.
А в ваших компаниях баг становился фичей?
Было дело
Никогда
Кнопка «Like» в Facebook*: почти похоронили, прежде чем выстрелила
Сегодня «лайк» — это цифровой рефлекс. Но в 2007-м внутри Facebook* в идее сомневались почти все. В команде был инженер Джастин Розенштейн, он и предложил кнопку, которая бы позволяла реагировать на посты одним нажатием. Сначала хотели назвать её Awesome (жми, если круто). Но потом кто-то предложил более нейтральное Like. Скепсис был высок: менеджеры тормозили идею, обсуждения тянулись годами, пока в один момент кто-то не решился просто выкатить кнопку в прод.
В феврале 2009-го «Like» заработал на всей платформе. И эффект был мгновенный — больше вовлечённости и контента. Через год Facebook* вытащил кнопку на внешние сайты: теперь ты мог лайкать статью на стороннем ресурсе, и это улетало в соцсеть. Лайк стал универсальной валютой внимания, а сама кнопка — самым тиражируемым UI-элементом в интернете.
Урок: даже техническая метка может стать глобальным символом одобрения.
*Компания Meta признана экстремистской на территории РФ
Ретвиты в Twitter**: придумали пользователи, а не разработчики
Twitter** в 2006-м выглядел скудно: 140 символов, никаких картинок, и даже функции «поделиться твитом» не было. Пользователи сами начали выкручиваться — копировали чужие твиты и вручную добавляли префикс «RT @username».
Что сделал Twitter**? Сначала ничего. Команда с недоверием смотрела на это самодельное изобретение. Будто это странно выглядит, рушит эстетичный фид, а ещё может усилить распространение негатива.
Но потом цифры победили эстетику. RT-формат подхватила масса — это был народный функционал. И Twitter** пришлось догонять свой же комьюнити. В 2009-м разработчики сделали официальную кнопку «Retweet». Уже через пару лет без неё невозможно было представить платформу.
К слову, и сегодня в твиттер**-экосистеме «ретвит» — это не просто фича. Это способ продвигать мемы, новости, протесты, кампании. Всё началось с пользовательского хака — и превратилось в одну из самых влиятельных кнопок в интернете.
Урок: пользовательский хакинг иногда лучше любого UX-ресерча.
**Запрещен на территории РФ
typeof null === "object" — баг, которому 28 лет, и он всё ещё с нами
JavaScript писали в адских условиях: у Брендана Айка было всего 10 дней в 1995 году, чтобы запилить язык для браузера Netscape. Никакого «спринта», никакой архитектурной выверенности — просто надо было быстро сварганить что-то, что напоминает и Java, и скрипт.
В этой спешке в typeof
закралась ошибка: typeof null
начал возвращать "object"
. Почему? Потому что в ранней реализации значения в JavaScript представлялись в памяти с помощью тегов. Если тип — объект, у него был специальный тег (000). Проблема в том, что null
хранился как ноль, а 0 в бинарной записи — это тоже 000. Крайний случай не проверили.
Айк позже признавал: да, это ошибка. Но баг стал настолько фундаментальным, что его решили не трогать, чтобы не поломать совместимость со всем количеством сайтов, библиотек и фреймворков. Спустя почти три десятилетия он всё ещё с нами. Люди пишут костыли вроде value === null
или Object.prototype.toString.call(value) === ‘[object Null]’
, а баг — живет.
Урок: Иногда баг — это не баг, а историческое наследие. Скелет в шкафу, вокруг которого строят фреймворки.
Глючная физика в GTA: когда баг становится аттракционом
Если вы хотя бы раз играли в GTA IV или V, вы знаете: на ровном месте машина может улететь в воздух, мотоцикл — в стратосферу, а NPC — разложиться на асфальте. Всё это — не баги (но когда-то ими были).
Всё началось с движка Euphoria, который Rockstar подключили в GTA IV. Это процедурная система физики и анимации — каждый раз персонаж падает или реагирует на столкновение по-разному. Не скриптовано, а реально: траектория, инерция, вес, центр тяжести. Но оказалось, что если чуть-чуть не дотянуть параметры или немного ошибиться в расчетах — мы будем иметь то, что имеем. Пользователи заметили это и начали тестировать движок на слом. Видео с багами собирали миллионы просмотров. Получилось, что баг физики стал частью эстетики серии GTA.
Урок: глупость + баг = YouTube-флешмоб.
YouTube: платформа для свиданий? Почти…
Да, YouTube изначально не задумывался как «видеохостинг №1 в мире». Его создатели в 2005 году хотели сделать сайт знакомств с видеоанкетами. Он даже запускался под лозунгом: «Tune in, Hook up» — что-то вроде «Подключайся, знакомься». Создатели сами грузили первые профили, чтобы смоделировать активность. Только вот настоящие пользователи не спешили заливать анкеты.
Зато начинали заливать… видео. Случился момент, когда баг оригинальной идеи стал фичей: команда YouTube поняла, что людям нужен не видеотиндер, а простой способ делиться роликами. Спустя год сервис купил Google за $1,65 млрд.
Сегодня YouTube — не площадка для «hook up», но миллионы людей всё ещё смотрят ролики, чтобы найти… если не любовь, то хотя бы что-то интересное.
Урок: баг концепции может стать бизнес-стратегией.
Вибрация в геймпадах: баг, который встряхнул всю индустрию
Сегодня вибрация в контроллере — это стандарт. Упала ракета? Загорелся экран? Пульсирует джойстик. Но изначально этой функции не было. А то, что она появилась, — скорее побочный эффект, чем заранее спланированная геймдизайнерская находка.
История уходит в 90-е, к компании Nintendo. В те времена японские инженеры экспериментировали с устройством под названием Rumble Pak — дополнительным модулем, который вставлялся в контроллер Nintendo 64. Но изначально он использовался не как фича, а вызывал сбой в системе. Контроллер вел себя нестабильно: дергался, шумел, давал отдачу. И всё это — из-за того, что моторчик «неправильно» взаимодействовал с платой. Кто-то бы списал это на дефект. Но не Nintendo.
Они добавили виброотдачу на выстрелы, взрывы и резкие повороты. Так вместо бага получилось новое ощущение от игры — буквально на кончиках пальцев. Игрок не просто видел экшен, он его чувствовал.
Rumble Pak вышел в 1997 году в комплекте с Star Fox 64 — и стал вирусным. Спустя пару лет все крупные консоли уже добавляли вибро как must-have.
Урок: эффект «погружения» может родиться из инженерной ошибки.
Бесконечные деньги в Diablo: экономика ада на баге
Когда Diablo вышел в 1996 году, он быстро захватил сердца игроков: ад, скелеты, лут, все как надо. Но уже через пару месяцев игру сломали — и не демоны.
Оказалось, что внутриигровая экономика уязвима до боли: можно было дюпать (дублировать) золото бесконечно. И никакого хакерства — просто баг в интерфейсе торговли.
Как это работало?
- Игрок кидал золото на землю.
- Одновременно открывал инвентарь.
- Игра не успевала обработать оба действия, и золото не исчезало, а копировалось. Повтор — и ты уже магнат, с золотом выше трона Баала.
Проблема стала массовой: игроки скупали всё, ломали баланс, создавали армию богачей. В сетевой игре это вызывало настоящую инфляцию — все были с топовым шмотом, никто не хотел фармить по-честному. Blizzard пришлось срочно выкатывать патчи, а в Battle.net — банить багеров.
Урок: внимательно наблюдай за багами — в них поведенческая экономика.
Auto-Tune — как баг стал музыкальным стилем
Auto-Tune, известный в первую очередь как инструмент для коррекции вокала, стал не просто незаменимым музыкальным инструментом, а настоящим культурным феноменом. Интересно, что его массовое использование в музыкальной индустрии началось благодаря случайности.
Когда в 1997 году инженер звука Андреас Керн в компании Antares Audio Technologies разрабатывал программу для коррекции мелодии, он не планировал, что её использование изменит музыкальный ландшафт. Изначально цель Auto-Tune заключалась в том, чтобы исправить небольшие отклонения в тоне голоса при записи. Однако в процессе тестирования инженеры заметили, что программное обеспечение не только исправляет ошибки в нотах, но и начинает создавать уникальное роботизированное звучание, если применять слишком сильное воздействие.
Интересно, что такую аномалию никто не ожидал, и, возможно, это было связано с ограничениями самой технологии на тот момент. Однако именно эта особенность привлекла внимание музыкантов и продюсеров. Вскоре Cher впервые использовала эту технологию в своей песне Believe (1998), придавая вокалу необычное, искаженное звучание. Это было воспринято как новаторский ход, и песня стала международным хитом.
После Auto-Tune стал не просто инструментом для коррекции, а важным элементом для создания нового музыкального стиля. В начале 2000-х годов использование автотюна в поп- и хип-хоп-музыке приобрело широкую популярность, и технологию начали активно использовать Kanye West, T-Pain, Lil Wayne т.д..
Урок: что для тебя — баг, для другого — искусство.
А забрать все самые топовые нейронки для айтишников можно в нашем большом гайде с 70+ ИИ-инструментами
2К открытий8К показов