Что происходит на рынке и как нам с этим справляться — отвечают эксперты

Аватарка пользователя Андрей Коротков

Рассказываем, в каком состоянии сейчас рынок IT и как в него влиться.

С одной стороны, на рынке не хватает миллиона айтишников, и на сайтах тысячи и тысячи вакансий. С другой — конкуренция в некоторых специальностях огромная, и конкурс на место достигает пары сотен (особенно среди джунов). Что сейчас происходит на рынке и как адаптироваться к условиям — рассказываем вместе с экспертами: действующими айтишниками, лидами и руководителями.

Какая ситуация на рынке IT

На текущий момент IT-рынок остается перегретым. Предпосылками этого являются активное развитие технологий, фокус компаний в России на импортозамещение, ограниченное количество квалифицированных специалистов в этой области.

Так, по данным hh.ru, прирост количества резюме в сфере информационных технологий в 2024 году был больше по отношению к 2022 году, нежели к 2023-му. Делаем вывод, что общее количество резюме на сайте для поиска работы в 2023 году значительно выросло. Это говорит о том, что для соискателей ИТ по-прежнему остается востребованной благодаря высокому уровню оплаты, возможностям удаленной работы и различным бенефитам.

Увеличение количества резюме происходит в основном за счет молодых специалистов уровня джуниор, которые, либо имеют минимальный практический опыт работы на реальном проекте, либо не имеют его совсем.

Что происходит на рынке и как нам с этим справляться — отвечают эксперты 1

С динамикой вакансий ситуация немного иная — их количество, по данным hh.ru, в 2023 году было выше, чем в 2022-м, но ниже, чем в 2021-м. Если смотреть по профессиональным уровням, чаще всего сейчас работу ищут специалисты уровня мидл. А количество вакансий уровня джуниор, наоборот, сокращается.

Что происходит на рынке и как нам с этим справляться — отвечают эксперты 2

В целом, если сравнивать с другими профессиональными сферами, то «Информационные технологии» на текущий момент остаются в числе самых популярных отраслей с наибольшим количеством резюме и вакансий. Исходя из наших наблюдений, кандидаты с опытом тщательно подходят к определению своего места работы, выбирая из нескольких предложений от компаний.

Рынок однозначно перегрет, и главная метрика — это то, что найти хороших ИТ-специалистов по-прежнему сложно. При этом действуют разнонаправленные факторы, которые запускают процесс изменений.

Негативные факторы

  • Демографическая ситуация остается сложной и судя по уровню рождаемости, будет усугубляться.
  • Количество выпускников вузов снизилось за 15 лет более чем вдвое. Снижается доля абитуриентов, выбирающих высшее образование.
  • Это субъективно, но кажется, что длительный перегрев плохо сказался на мотивации части специалистов сеньор-уровня. Когда тебя каждый день пытаются схантить на большие деньги, а работодатель сдувает пылинки и автоматически индексирует заработную плату, это не может не расхолаживать. В итоге производительность снижается, и это тоже косвенно ухудшает ситуацию на рынке.
  • На фоне высокого кадрового голода зарплаты «синих воротничков» растут, и часть молодежи выбирает простой способ заработка без особых требований на входе. Например, конкуренция за курьеров сейчас не ниже, чем за сеньоров в ИТ. Рекрутеры отзваниваются откликнувшемуся кандидату в течение 30 минут, но за это время у кандидата может уже быть 2–3 встречных приглашения на интервью.
  • Отъезд за границу части ИТ-специалистов. Первое время многие продолжили работать удаленно, но часть компаний ввели запрет на работу из-за рубежа. Затем падение курса рубля заставило тех, кто продолжал работать на Россию, искать работу на международных рынках.

Позитивные факторы

  • Онлайн-школы продолжают выпускать на рынок множество джунов. Государство тоже бесплатно учит безработных и школьников востребованным специальностям. В результате на позицию тестировщика мы получаем 1500 откликов.
  • Компании инициируют горизонтальные переходы внутри, давая людям из технической поддержки и продаж попробовать себя в роли проджектов, продактов, аналитиков, тестировщиков и программистов. В моей практике свитчеры часто становились классными специалистами в новой роли за счет глубокого понимания продукта и навыков предыдущей должности.
  • В прошлом году произошли сокращения в крупных международных ИТ-компаниях, и пока тренд не меняется. Вакансий за рубежом стало меньше, компании позволяют себе отбирать лучших.
  • Разработка Low-code платформ и развитие AI позволяют надеяться, что рутинная работа может быть автоматизирована, и это приведет к росту производительности труда действующих ИТ-специалистов. 

К чему привела такая ситуация на рынке IT

К фрагментации рынка. Например, есть индекс HH, который показывает количество резюме, приходящихся на одну вакансию, и в ИТ он составляет 7,6 — «умеренный уровень конкуренции за рабочие места, здоровое соотношение между работодателями и соискателями». Для сравнения, в продажах ситуация почти в 3 раза хуже!

Но это классический пример средней температуры по больнице: мы захлебываемся от потока джунов, но начиная от уровня мидл у нас уже проблемы с поиском. В конце прошлого года мы запустили у себя стажировки программистов-выпускников одной из онлайн-школ. Через тестовое задание прошло около 850 человек, и только 12 из них получили возможность устроиться к нам.

Другая фрагментация — по специальностям. Самый простой вход в ИТ — это ручное тестирование, и здесь явный кризис перепроизводства. На другой чаше весов, например, DevOps-специалист уровня сеньор: поиск может идти месяцами, а зарплаты приближаются к уровню топ-менеджмента.

География тоже влияет: искать кого-то в Москве в офис намного сложнее, чем удаленного специалиста из регионов или из-за рубежа.

Конкуренция среди сеньоров такова, что специалисты могут найти себе работу за день. За них идет большая борьба на рынке ИТ. Когда я работал программистом, после лет трех опыта, стоило только мне опубликовать резюме, уже на следующий день я получал 20–30 запросов от HR-специалистов. Когда профессионал достигает определенных высот, он уже выбирает работодателя. Среди мидлов, и тем более джунов — максимальная конкуренция. Это, как правило, выпускники курсов, и на одно место приходится до 200 откликов от джунов, по нашему опыту.

Когда рынок требовал кадры, случился бум школ, курсов, появились вузовские программы по актуальным направлениям. Однако уровень обучения был неоднородным. В итоге на рынке IT среди начинающих айтишников много молодых специалистов, у которых не хватает не только опыта, но и теоретической базы. Работодатели скептически относятся к ним и не готовы обучать практически с нуля.

По статистике, более 40% специалистов уходят с первого места работы в течение года, поэтому не все работодатели готовы инвестировать в обучение джунов. Кроме того, декларируемая простота входа в ИТ привела в отрасль людей, которым эта сфера просто не подходит. Попав на реальный проект, они быстро понимают, что не смогут работать в ИТ.

Среди мидлов тоже сложилась здоровая конкуренция. Особенно востребованы специалисты с опытом работы более 5 лет.

Среди сеньоров, особенно с уникальной экспертизой, конкуренция минимальна. Это связано не с перегревом рынка, а с тем, что таких специалистов всегда мало, и они на вес золота.

Что делать специалистам, чтобы преодолеть конкуренцию и поднять свою ценность на рынке?

Рынку IT в первую очередь нужны опытные специалисты, способные реализовывать сложные ИТ-проекты. Уже сейчас мы видим рост требований к техническим навыкам соискателей, их опыту. Становится сложнее пройти собеседование. Среди начинающих специалистов конкуренция будет расти и дальше.

Джунам придется снизить свои ожидания, в том числе зарплатные. Не стоит думать, что сразу после вуза или курсов человек становится востребованным специалистом.

ИТ-отрасль всегда привлекала своими высокими доходами, перспективами, уровнем защищенности сотрудников. Это побуждает людей из других ниш обучаться ИТ-профессиям. Однако нередко можно видеть, что зарплатные ожидания выпускников курсов не соответствуют их реальным знаниям и опыту. Но потом все эти старания окупаются.

Советы для джунов:

  • Приобретение новых знаний и навыков – участвуйте в тренингах, буткемпах и курсах, чтобы расширить свои знания в области и овладеть новыми инструментами.
  • Коммерческий опыт разработки — не забывайте о том, что одно из главных достоинств кандидатов в начале карьеры — это коммерческий опыт работы и решение реальных проблем.

Советы для мидлов:

  • Опыт менторства — попробуйте на себе роль наставника для более молодых разработчиков. Это поможет закрепить знания и позволит другим развиваться под вашим руководством.
  • Участие в конференциях и мероприятиях в качестве спикера — примите участие в мероприятиях, связанных с вашей областью. На них вы сможете установить контакт с профессионалами и получить навык выступления.
  • Постоянное обучение — оставайтесь в курсе последних тенденций и новых технологий, проходя обучение, чтобы поддерживать профессиональный рост.

Советы для сеньоров:

  • Навык лидерства — поднимитесь на новый уровень и станьте лидером команды или проекта. Разработайте навыки управления и руководства, чтобы успешно вести проекты и взаимодействовать с другими разработчиками.
  • Углублённые знания — станьте экспертом в определённой области. Глубокое изучение и понимание специфических технологий и методологий позволит вам разработать свой профессиональный бренд и повысить свою ценность на рынке.
  • Работа над сложными проектами — участвуйте в проектах, требующих серьезного анализа и решения сложных проблем. Как минимум это останется с вами как «выдающийся кейс», которым можно будет поделиться с профессиональным сообществом.

В целом, независимо от грейда, важно продолжать развиваться и стремиться к постоянному улучшению своих навыков и знаний. Это поможет вам стать более ценным специалистом на рынке IT и открыть новые возможности для карьерного роста.

Для джунов я бы посоветовал придерживаться мнения, что никакой конкуренции нет. Если все время думать, что ничего не получится, то ничего и не достигнешь. Это в чем-то опасная позиция.

Что бы я делал на месте джуниора: развивал проекты, заявлял о себе, делал что-то прикладное. Сейчас есть много площадок, где можно представить свои продукты, возможно даже набрать аудиторию и найти таким образом заказчиков (и можно хакнуть весь этот процесс через создание пет-проектов).

Далее посоветовал бы развивать кросс-дисциплины. Например, если это Python-разработчику, нужно уметь хорошо работать с докером, с Unix-системами, уметь настраивать простейшие пайплайны. <…>

Еще можно смотреть на YouTube, на форумах истории ребят, которые уже прошли те же шаги и достигли профессиональных успехов.

В качестве примера успешных резюме нам показывали работы индийских джунов. Они достигли такого уровня мастерства, что умеют выжать 2–3 страницы убористого текста, имея за плечами только учебу и пет-проекты.

Коллеги, которые пробовали нанимать не ИТ-специалистов в США, сталкивались с проблемой, что все кандидаты идеально умеют проходить собеседования и продавать себя. У нас нет такой культуры, и, видимо, нашим специалистам пора учиться упаковывать себя как продукт. Запрос на это растет, и появляются хорошие курсы, помогающие тренировать этот навык.

Что в итоге?

Среди джунов и иногда мидлов действительно есть конкуренция. На одну вакансию могут претендовать сотни специалистов. Есть несколько способов поднять свою ценность:

  • делать как можно больше пет-проектов;
  • меньше думать о конкуренции, больше — о собственном развитии;
  • научиться «продавать» себя.
460