Как стать системным аналитиком. История перехода из технического писателя
Рассказали, как стать системным аналитиком, сменив профессию технического писателя, какие нужны навыки и какую изучить теорию.
Здравствуйте! Меня зовут Екатерина Нестерова, я старший специалист-аналитик компании IT_ONE.
Наблюдая за работой коллеги-аналитика за соседним столом, я — технический писатель с опытом работы 2,5 года — решила поменять профессию. И стала старшим системным аналитиком крупного разработчика программного обеспечения.
Путь от технического
писателя до старшего аналитика занял около 3 лет. Чтобы освоить новую
специальность, мне пришлось не только овладеть профессиональными навыками и
изучить теорию, но и серьезно поработать над собой.
Об этом я бы хотела рассказать в данной статье.
Творческая профессия
Я по образованию инженер — закончила магистратуру Московского технического университета связи и информатики по направлению «Радиотехника». Еще в институте познакомилась с программированием. Во время магистратуры работала и писала диплом в центре робототехники. После окончания вуза, оценив свои навыки, поняла, что могу быть техническим писателем в ИТ. Так, я устроилась на эту должность сначала в одну ИТ-компанию, потом во вторую, где почти 3 года набиралась знаний и опыта, а потом перешла в IT_ONE.
На мой взгляд, в работе технического писателя не так много творчества, и довольно много рутины. Этот специалист фиксирует понятным языком существующее состояние системы для определенной целевой аудитории. Иногда мне это казалось скучным. Процесс работы коллеги-аналитика за соседним столом выглядел более творческим. Мне тоже хотелось не просто описывать то, что уже есть, а создавать ИТ-решения и придумывать способы их интеграции и оптимизации.
Системный аналитик по
сути — это связующее звено между разработчиками программного обеспечения и
заказчиками. Его роль — выяснить запрос заказчика, продумать, как сделать так,
чтобы решение вписалось в существующий функционал системы, донести
проработанное решение до разработчиков и тестировщиков, а также презентовать
доработку.
Старший аналитик обычно самостоятельно сопровождает доработку и решает возникающие вопросы с минимальным участием других аналитиков.
Поэтому для такого специалиста одинаково важны как профессиональные навыки, так называемые hard skills, так и личностные качества, иными словами soft skills: умение легко находить подход к людям, координировать участников команды, проводить презентации.
Обучение в процессе работы
В компании поддержали мое желание — о том, что я хочу развиваться как аналитик, я рассказала еще на собеседовании. Постепенно руководители команды стали подключать меня к выполнению простых аналитических задач. Так я начала осваивать новую профессию прямо во время работы.
Так как разрабатываемая система не имела графического интерфейса, разбиралась как выполнить простые запросы через Postman/Dbeaver и посмотреть процесс обработки в логах через Kibana. Параллельно штудировала теорию на дополнительных курсах — погружалась в подходы к процессу сбора и структурирования требований, изучала построение визуальных моделей с помощью UML-диаграмм, проектирование интеграций между системами через REST-интерфейс и топики Apache Kafka.
Проектирование REST API и построение UML-диаграмм особенно важно для системного аналитика, из общения с коллегами я вижу, что сейчас это используется повсеместно.
Я во многом училась у коллег. При получении новой задачи я сначала смотрела, как справлялись с аналогичным проектом более опытные специалисты, заимствовала их инструменты и схемы реализации решения. Если что-то было непонятно — искала ответы в открытых источниках или обращалась к коллегам.
То, что я постоянно находилась в
сообществе профессионалов, сыграло ключевую роль в моем становлении как
системного аналитика.
Мне повезло, у меня была возможность задавать вопросы и обсуждать сложные задачи внутри рабочей команды. И теперь я сама могу сопровождать кого-то из новичков.
Сложности
REST, UML и другие незнакомые слова и аббревиатуры давались непросто, но самым сложным на пути к профессии мечты для меня оказалось вовсе не освоение новых навыков или изучение теории, а способность к профессиональной коммуникации. Приходилось каждый день обращаться к большому количеству коллег с вопросами — и это не так просто, как может показаться. Много времени и энергии приходилось тратить на то, чтобы правильно сформулировать вопрос и осознать ответ. Особенно много сил отнимали масштабные встречи с коллегами или заказчиками.
Второй серьезной сложностью было отношение к ошибкам, которые сложно избежать начинающему специалисту и с которыми встречаешься гораздо чаще, чем при работе техническим писателем. Так, когда я писала первые постановки, от коллег поступало достаточно много комментариев и замечаний — я была вынуждена переделывать свою работу. Очень ругала себя за то, что не могу сразу разобраться, что коллеги тратят много времени на помощь — это выбивало из колеи. Потом я поняла, что это нормальный рабочий процесс. Ошибаться, чтобы найти хорошее решение — это важная часть процесса как обучения, так и работы. В одиночку нельзя всё предусмотреть — для достойного результата нужна командная работа.
Сложности с запросом обратной связи тоже были. Я не сразу поняла важность обратной связи, и в первое время проявляла мало инициативы. А ведь в новой команде и новой специальности обратная связь особенно важна. Как минимум, чтобы понять, делаешь ли ты то, что ожидают от тебя коллеги и что можно было бы сделать лучше, а что и так хорошо.
Важность баланса
Погружаясь в новую профессию, приходилось справляться с сомнениями, неуверенностью в себе и даже отчаянием в моменты неудач. Хорошо эффективен такой способ самопомощи: устанавливая точки отсчета, отмечать постепенный прогресс, пусть даже небольшой, но стабильный. Лучше всего это делать не в своих мыслях, а, например, на бумаге/наговаривая на диктофон. Так можно посмотреть на ситуацию со стороны, что будет легче для мозга, если он привык обесценивать усилия. Кроме того, я не регулярно, но все же запрашивала обратную связь у коллег, чтобы убедиться в правильном направлении своего профессионального развития.
На собственном опыте я
поняла важную вещь — полезны те старания, которые посильны. Нагрузка сверх меры
— не дает эффекта. Поэтому в ситуации, когда приходится одновременно работать и
учиться, обязательно нужно выделять время на отдых.
К примеру, я пыталась параллельно проходить курс программирования на Kotlin, но проводить еще 2 часа за обучением после окончания работы для меня оказалось непосильным. Поэтому я пока взяла из курса то, что смогла приложить к своей текущей работе: навыки чтения кода и работы с системой управления версиями Git.
При выборе обучения важно опираться, прежде всего, на реальные потребности. Часто нет смысла углубляться в знания, если этого не требуется для реализации рабочих проектов. Например, среди навыков системных аналитиков часто упоминается умение составлять SQL-запросы к базам данных. Я ознакомилась с этим направлением на базовом уровне, чтобы понимать, как это работает. Но на практике пока не использую этот инструмент, поэтому не вижу смысла изучать его глубже.
В освоении профессии системного аналитика мне помогли скрупулезность, любовь к разбору деталей и структурное мышление, сформированное в школе и университете. И самое главное — интерес к ней. Можно пытаться стать IT-специалистом ради большой зарплаты, гибкого графика или других рациональных причин. Но без искреннего интереса к профессии вряд ли удастся стать хорошим специалистом и добиться выдающихся результатов.