Как выбрать СЭД и не прогадать — опытом делятся эксперты рынка
Эксперты рассказали, как выделить важные критерии СЭД. А также объяснили, на что стоит обратить внимание, если вы представляете заказчика.
Мы, как вендор, вместе с партнёрами часто заполняем скоринговые таблицы. По ним которым пытаются сравнить СЭД и выбрать лучшее решение.
На практике компании используют только пять функций платформы — при том, что сравнительных параметров 30 или даже 50. Мы попросили наших партнёров выделить действительно важные критерии. Спросили, на что они обратили бы внимание, если бы представляли заказчика.
![Аватарка эксперта Пётр Арбузов](https://media.tproger.ru/uploads/2021/09/arbuzov-petr.png)
Пётр Арбузов
Руководитель проектного офиса компании BTLab
Если бы мне предстояло выбрать СЭД для внедрения в компании, то я бы оценил систему по трём параметрам:
Функциональность
Сегодня разрабатывать платформу с нуля очень дорого и трудоёмко. И не имеет особого смысла. Готовые функциональные модули, доступные от вендоров, покрывают актуальные потребности бизнеса и поддерживают развитие на несколько лет вперёд.
Наличие web-интерфейсов, мобильного приложения и адаптивная вёрстка — обязательные условия для любой современной СЭД, обеспечивающие удобную работу на разных видах устройств.
Соответствие IT- инфраструктуре, используемый стек технологий, наличие Low-Code
Крайне важно, чтобы платформа отвечала IT-инфраструктуре компании. При этом необходимо избегать создания внутри инфраструктуры «зоопарка» разных систем, производителей и технологий.
У разных технологий свой порог вхождения, у разных платформ — свой уровень сложности автоматизации. Некоторые системы можно освоить за несколько месяцев, а на некоторые уйдёт всего неделя. Упростить работу с платформой, ускорить процесс разработки и сократить стоимость проекта позволяет Low-Code. При выборе СЭД внимательно изучите предлагаемые наборы инструментов, убедитесь в корректности их работы.
Нередко Low-Code является лишь фикцией, маркетинговым ходом. Рекомендуется выбирать программные продукты, способные работать под управлением разных ОС и СУБД. Убедитесь, что нет ограничений платформы при доработке. Проверить это можно тестовыми задачами или через чек-листы по обязательным параметрам.
Партнёрская сеть
При работе с монополистами приходится платить повышенную цену за доработки. И уйти от них довольно сложно. Поэтому настоятельно рекомендуем отдавать предпочтение поставщикам продукта, имеющим развитую партнёрскую сеть. И не забудьте проверить реальность партнёрской сети — живы ли интеграторы. Нередко они получают статус номинально и не занимаются развитием. Важно проанализировать статус и опыт интегратора.
Не менее важно после выбора грамотно внедрить решение. Вот советы, как это сделать
![Аватарка эксперта Максим Баранчиков](https://media.tproger.ru/uploads/2021/09/Baranchikov.png)
Максим Баранчиков
Руководитель департамента СЭД компании «Вебзавод», ранее работал и развивал СЭД на стороне клиента
Внедрение СЭД, как и любой другой системы, может быть итерационным и идти последовательно. Поэтому я бы выбирал систему по следующим параметрам:
Функциональные возможности «из коробки»
Чтобы понять, подходит выбранная система или нет, нужно проанализировать, чем можно начать пользоваться сразу после установки базовой версии «из коробки», а чем в перспективе. Подумайте, какие инструменты снизят финансовые затраты и трудозатраты по настройке того или иного решения.
Не стоит забывать и про присоединение к системе новых пользователей и бизнес-подразделений в будущем. Список критериев поможет выбрать решение, которое подходит в каждом отдельном случае. Особое внимание стоит уделить наличию инструментов Low-Code. Они снизят сложность входа IT-специалистов, упростит настройку решений, обеспечит удобство интерфейса.
Стоимость внедрения и владения
Полную оценку стоимости владения и внедрения дают крупные интеграторы. В стоимость включаются затраты на базовое приобретение продукта, его настройка, адаптация и техподдержка. Оптимально заказчик должен понимать стоимость владения на 2–3 года вперёд при условии базовой функциональности, его реализации и техподдержки. В будущем при появлении новых потребностей стоимость дополнительных модулей рассчитывается отдельно.
Я бы посоветовал быть аккуратным с дешёвыми проектами с набором сомнительных решений. Впоследствии эти решения превращаются в «костыли», которые повышают стоимость проекта до уровня более дорогих, но при этом не дотягивают по качеству и функциональности.
Масштабируемость вертикально и горизонтально
В хорошей СЭД должна быть возможность развития каждого конкретного блока, добавления новых интеграций и функциональных блоков.
Итак, проплачивая платформу, Вы должны получить максимум решений «здесь и сейчас». В ваш IT-бюджет должны ежегодно закладываться капитальные и операционные затраты на владение СЭД. Выбирайте платформу с возможностью масштабирования. При правильном решении можно от базовой платформы дойти до суперразветвлённой сети.
![Аватарка эксперта Игорь Катков](https://media.tproger.ru/uploads/2021/09/katkov.png)
Игорь Катков
Руководитель отдела бизнес-анализа компании Digital Design
Мой топ критериев будет отличаться от того, что предложили ранее коллеги:
Скорость прототипирования и внесения изменений
Зачастую крупные компании, планирующие внедрение СЭД, задумывают достаточно большие и сложные проекты. Однако нередко в процессе реализации меняются бизнес-процессы или сменяется руководство, и старое техническое задание перестаёт соответствовать новым требованиям. Инструменты Low-Code позволяют быстро создавать прототипы, проверять гипотезы, чтобы в дальнейшем масштабировать найденное решение на всю систему.
Расширяемость платформы за пределы СЭД
Мы наблюдаем тренд на сокращение количества IT-систем, используемых внутри компании. При такой тенденции меньше требуется интеграторов, меньше IT- специалистов, соответственно, сокращаются затраты. Например, в компании большая часть финансовых процессов выносится в 1С, автоматизация бизнес-процессов — в СЭД, а общие данные из 1С и СЭД стекаются в систему отчётности.
Именно поэтому рекомендуется искать такое решение, которое впоследствии окажется больше, чем система электронного документооборота. Отличный пример — Docsvision.
Возможность упрощения интерфейса
Требования к системе выдвигают одни сотрудники компании, а бюджет выделяют другие. Как правило, техническое задание поступает от IT-блока и одного-двух человек из функционального блока. При этом, например, для делопроизводителей условная карточка входящего документа на 150 полей — нормальное явление, а для руководителя это слишком громоздко.
Как показывает практика, на этапе опытной эксплуатации СЭД топ-менеджмент приветствует максимальное упрощение.
При выборе систем важнопонимать, что чем быстрее внедряются минимальные блоки в СЭД, тем легчевпоследствии вносить изменения в регламенты, менять процессы. Хорошая платформазакроет любые потребности — от системы электронного бухгалтерского иликадрового документооборота до общего центра обслуживания холдинговых структур.Максимально интуитивный интерфейс СЭД будет давать простое понимание того, чтопроисходит в системе.
Выбор платформы для автоматизации электронного документооборота внутри компании — это начало пути. В дальнейшем предстоит реализовать проект внедрения СЭД, которой будут пользоваться сотрудники и поддержит топ-менеджмент. Чтобы помочь IT-специалистам реализовать задуманное и решить поставленные бизнес-задачи, мы сформировали дорожную карту с пошаговым алгоритмом. Надеемся, что он будет вам полезен!
592 открытий592 показов