Обложка: Моя история в IT: от любви к математике до международной IT-корпорации с 5 миллионами клиентов

Моя история в IT: от любви к математике до международной IT-корпорации с 5 миллионами клиентов

Андрей Юдников

Андрей Юдников

основатель и генеральный директор cервиса Ivideon

Моя история профессионального становления началась с немецкого бренда Wella, который в 2003 году приобрела корпорация-гигант Procter & Gamble. Тогда руководство компании пригласило меня работать на руководящую должность в Москву в рамках процесса интеграции. Для многих карьеристов это «золотой» рубеж: известная международная компания, корпоративная машина, расширенная медицинская страховка, широкая база влиятельный корпоративных клиентов и, конечно, признание. Однако мне не хотелось быть пусть и золотым, но «маленьким болтиком» в корпорации. Я проработал 3 года, получив степень MBA в Высшей школе международного бизнеса РАНХиГС при Президенте РФ, и был приглашен в небольшой банк «Держава» на позицию члена правления. Я занимался продажами, внедрял IT-системы и CRM-решения. Это был заключительный этап моей работы в качестве наемного специалиста в корпорации.

О «голожопых» айтишниках в начале 2000-ых

Уже в банке я коммуницировал с огромным количеством бизнесменов, которые стремительно развивали собственное дело. Признаться, и я «бредил» своим проектом, чувствовав, что только компания, сделанная «собственными руками», способна эффективно капитализировать мои ресурсы. Внешняя среда подавала мне сигналы о необходимости трансформироваться: обострились разногласия между двумя собственниками банка, что мешало глобальной и ясной стратегии бизнеса. Один Партнер придерживался эволюции, другой ратовал за революцию. В таком состоянии хаоса на пороге банка оказалась небольшая команда молодых IT-специалистов, которые безуспешно пытались получить кредит на прототип своего бизнеса в сфере видеонаблюдения. К слову, шансы на получение кредита «голожопому айтишнику» были равны нулю в начале 2000-ых.  Ни один банк не предоставлял финансирование IT-cтартаперам, по причине невозможности обеспечить кредит залогом, не имея активов компании. Так же и произошло, как по методичке, с этими ребятами, которым отказал, уже не в первый раз, банк «Держава». Но, по стечению обстоятельств, коллеги познакомили меня с ними, понимая, что я увлекаюсь темой видеонаблюдения и обладаю широкой партнерской связью. Мы начали разговаривать про видеонаблюдение, и я увидел, что их продукт способен сделать рынок видеонаблюдения удобным, массовым и масштабируемым продуктом. Я отлично понимал, что идеи первичного привлечения денег в проект с помощью кредитования у ребят – обречены на провал. Нельзя начинать венчурный бизнес с кредита. Любой банк, который предоставил бы кредит – фактически стал бы держателем этого бизнеса на основании условий кредитования.

Я персонально загорелся их проектом и дал ему жизнь, предложив команде Партнерские взаимоотношения: привлечение инвестиций и стратегическое управление. Так я погрузился в мир IT – сервисов, уже имея налаженную партнерскую экосистему из клиентов банка и знакомых, которые могли меня не только проконсультировать по продукту, но стать потенциальным инвестором в этой стартап-идее.

Путь от стремянки до инвестиций Skolkovo Ventures и Rusnano Sistema SICAR

Ключевым источником IT-знаний стала моя новая команда, с которой мы объездили все профильные выставки от Гонконга до Лас-Вегаса. Мы были участниками, посещали их с целью коммуникации с потенциальными клиентами. Моя зона ответственности в IT-стартапе заключалась в выстраивании взаимоотношений с инвестиционными партнерами, а уже вечером, не чураясь, я брал стремянку, создавал и тестировал первые пилотные проекты. На этом этапе было важно собрать информацию о потребностях клиента и способах развития продукта. После работы мы обсуждали продуктовые планы, покупали необходимую технику, и как разумно тратить бюджет, поскольку компания разрасталась. Я собственными руками, как и мечтал, делал ремонт в первых офисах и был погружен в рабочий процесс, зная все про каждого члена команды: от объема памяти на компьютерах разработчиков до времени, потраченного на дорогу сотрудниками до офиса. Эти скрупулёзные детали мне позволили оптимизировать нагрузку и создать оптимальные условия для продуктивной работы. Именно так я и погрузился в «мир IT и инвестиций», где прошел путь от закрытия сделок с ангелами до глубокого структурирования сделок с серьезными венчурными фондами, например, Skolkovo Ventures и Rusnano Sistema SICAR. В привлечении инвестиций мне сильно помогало экономические образование, а также общая любовь к математическим наукам. Да, меня нельзя назвать IT-разработчиком, но через бизнес-девелопмент я получил глубокие компетенции, которые позволили мне построить интернациональный IT-бизнес видеонаблюдения и видеоаналитики.

Менторы имеют значение

На этапе погружения в сферу я прибегал к поиску менторов. Я благодарен Андрею Фатахову, создателю самого большого бизнеса фотопечати через интернет, сервис NetPrint (cейчас его используют Yandex и Mail). С Андреем мы провели много утренних встреч в 7-8, где за чашкой кофе дискутировали о развитии Ivideon в будущем. Так же моими наставниками были инвестиционные Партнеры, которые находили время обсуждать мои сомнения и заблуждения по поводу развития компании.  Так мне удалось получить глубокую компетенцию в области управленческого и профессионального развития.

Успех бизнесмена всегда уникален, его не повторить

IT-стартаперам не стоит забывать про профильные события отрасли. Систематически я был модератором круглых столов крупной международной выставки «Securika Moscow», в рамках которой знакомился и общался с успешными предпринимателями сферы оборудования для обеспечения безопасности и противопожарной защиты.  Это сильно «погрузило» меня в профессиональную тусовку. Именно на ней я понял необходимость организации англоязычной технической поддержки в компании для масштабирования бизнеса. Как и многие начинающие предприниматели, я читал книги про маркетинг, управление, психологию общения и блоги конкурентов. Но стоит понимать, что успех всегда уникален, его невозможно повторить. Значение имеют только проблемы и ошибки, с которыми сталкиваются бизнесмены. Их можно систематизировать и таким способом минимизировать риски, но и этого недостаточно для успешного бизнеса. Ты можешь быть отличным теоретиком, но только личный контакт и встречи с ключевыми участниками рынка способны наполнить тебя компетенцией, пробудится от заблуждений и выйти на международный рынок.