Как проектировать интерфейсы для мобилок: подробный гайд
Рассказываем, как создать действительно крутой интерфейс мобильного приложения. Внутри — нюансы и наглядные примеры.
128 открытий2К показов
Проектирование мобильных приложений — это сложный процесс, требующий сочетания эстетики, функциональности и удобства использования. Здесь важно учитывать следующие аспекты — интуитивно понятная навигация, визуальная иерархия, адаптивность, минимализм и доступность. Сегодня рассмотрим основные принципы создания интерфейсов, которые обеспечивают высокий уровень юзабилити и улучшают пользовательский опыт.
Принципы удобства использования (Usability) в мобильных приложениях
Удобство использования или юзабилити — ключевой элемент успешного проектирования мобильных приложений. Этот принцип нацелен на понятное, простое и приятное взаимодействие пользователей с интерфейсом приложения.
Что такое удобство использования и почему это важно?
Удобство использования — это показатель того, насколько легко и эффективно пользователь может выполнять задачи в приложении. Оно играет решающую роль в удержании аудитории: даже функциональное приложение может быть отвергнуто, если его интерфейс неудобен. Как понять, что все правильно?
- Требуется больше времени на взаимодействие с приложением;
- Снижается количество ошибок пользователей;
- Повышается лояльность благодаря положительному опыту.
Интуитивно понятная навигация и структура приложения
Интуитивность — когда пользователю не нужно учиться работать с приложением. Ключевые элементы:
- Простая структура. Главное меню должно быть минималистичным, с четким выделением основных функций;
- Ожидаемое поведение интерфейса. Элементы вроде кнопок или ссылок должны выглядеть так, как предполагает пользователь;
- Видимость пути. Всегда важно показывать, где находится пользователь и как он может вернуться к началу.
Пример хорошей навигации — использование нижней панели с доступом к ключевым разделам приложения. Плохая навигация — вложенные меню, где нужно нажать на кучу кнопок, чтобы, например, вернуться к началу.
Упрощение взаимодействия с учётом ограниченного экрана
Маленькие экраны мобильных устройств требуют продуманного подхода. Что учитываем:
- Минимум информации на одном экране. Разделение задач на этапы делает взаимодействие удобным;
- Используем жесты (например, свайпы) для экономии пространства.
- Делаем контрастный и четкий дизайн, адаптированный для восприятия на малых экранах.
Примеры хорошей и плохой навигации в мобильных интерфейсах
Примеры хорошей навигации:
- Приложения для путешествий (например, карты), в которых все ключевые функции видны сразу.
- Маркетплейсы, где есть кнопки быстрого доступа к категориям.
Примеры плохой навигации:
- Приложения, где ключевые элементы «спрятаны» в дополнительных меню (например, цена на продукт или вкладка для скачивания)
- Непонятные иконки без подписей, из-за которых пользователь теряется (так было, например, в ранних версиях Snapchat).
Принципы юзабилити при проектировании мобильных приложений — это не только создание привлекательного дизайна, но и забота о функциональности и комфорте взаимодействия. Продуманная структура, простота и адаптация к ограничениям экранов формируют положительный пользовательский опыт, который выделит приложение на фоне других.
Адаптивность и отзывчивость интерфейса
Адаптивность и отзывчивость интерфейса — неотъемлемые принципы проектирования мобильных приложений. Рассмотрим основные элементы.
Поддержка различных размеров экранов и ориентаций устройств
Мобильные устройства отличаются разнообразием экранов: от компактных смартфонов до больших планшетов. Чтобы обеспечить универсальность пользовательского интерфейса, важно учитывать:
- Автоматическую адаптацию к ориентации устройства. Горизонтальная и вертикальная ориентации должны одинаково обеспечивать удобный доступ к функциям;
- Динамическое масштабирование. Интерфейс приложения должен корректно отображаться как на компактных, так и на больших экранах.
Использование адаптивных элементов интерфейса и сетки
Адаптивные элементы и сетки делают интерфейс мобильных приложений гибким и удобным. Основные рекомендации:
- Сетки. Использование 12-колоночной системы сеток помогает выровнять элементы и адаптировать их к разным разрешениям экрана;
- Элементы с пропорциональными размерами. Кнопки, текстовые поля и изображения должны плавно масштабироваться.
Использование гибкой сетки улучшает юзабилити, так как интерфейс выглядит логично и привлекательно.
Советы по созданию отзывчивого дизайна с помощью автолейаутов и flexbox
Такие инструменты, как автолейаут и flexbox, упрощают процесс создания адаптивного дизайна.
- Flexbox. С его помощью элементы автоматически перестраиваются, занимая оптимальное место на экране;
- Автолейауты. Ускоряют размещение элементов интерфейса, особенно в условиях ограниченного пространства.
Эти подходы помогают сделать приложения удобными для всех типов устройств, улучшая их визуальное восприятие и функциональность.
Как обеспечить хорошую читаемость текста и удобное размещение элементов
Для читаемости и удобства взаимодействия важны:
- Размеры шрифта. Минимальный размер текста — 14 пикселей;
- Контрастность. Текст и фон должны быть легко различимыми;
- Расстояние между элементами. Клавиши и другие интерактивные зоны не должны располагаться слишком близко друг к другу (на языке мемов — «коллеги, нужно хочется побольше воздуха»).
Принципы визуальной иерархии
Эффективный пользовательский интерфейс должен не только выглядеть привлекательно, но и помогать юзеру быстро находить нужную информацию. Принципы визуальной иерархии играют ключевую роль в проектировании мобильных интерфейсов, направляя внимание пользователя в нужное русло и упрощая взаимодействие.
Использование размеров, цветов и контрастов для выделения важной информации
Размеры, цвета и контрастность позволяют расставить акценты в интерфейсе мобильных приложений:
- Размеры. Более крупные элементы привлекают внимание;
- Цвета. Использование ярких оттенков для ключевых элементов (например, кнопок действий) помогает пользователю легко их идентифицировать;
- Контраст. Четкий контраст между текстом и фоном улучшает читаемость и повышает удобство использования.
Создание иерархии элементов для привлечения внимания пользователя
Размещение элементов на экране должно учитывать логику взгляда пользователя. Основные принципы:
- F-образный паттерн. Пользователи читают экраны по горизонтали сверху вниз, что следует учитывать при размещении информации;
- Визуальные маркеры. Иконки, стрелки и выделения направляют внимание на важные действия.
Эффективная иерархия помогает избежать перегрузки информацией, делая интерфейс более удобным.
Баланс между текстом и визуальными элементами
Сбалансированное использование текста и графики делает мобильные приложения понятными и эстетичными:
- Минимализм. Четкие заголовки и лаконичные описания помогают удерживать внимание;
- Графика. Иллюстрации или иконки должны дополнять, а не заменять текстовую информацию;
- Соотношение. Не менее 40% пространства должно быть отведено под «воздух», чтобы элементы не выглядели сжатыми.
Примеры эффективного использования визуальной иерархии в мобильных приложениях
Хороший пример: в приложении для заказа еды крупные фотографии блюд сопровождаются яркими кнопками «Добавить в корзину». Контраст помогает пользователю быстро сориентироваться.
Плохой пример: сложные таблицы без визуального разделения информации. Это снижает читабельность и затрудняет восприятие.
Визуальная иерархия — один из основных принципов проектирования мобильных интерфейсов. Грамотное использование размеров, цветов и баланса между текстом и визуальными элементами улучшает опыт взаимодействия пользователя с приложением.
Обратная связь и взаимодействие
Важный аспект проектирования мобильных интерфейсов — организация качественной обратной связи между пользователем и приложением. Это усиливает восприятие, улучшает опыт взаимодействия и повышает уровень юзабилити. Рассмотрим основные принципы.
Предоставление визуальной и тактильной обратной связи при взаимодействии
Пользователи ожидают мгновенной реакции приложения на любое действие, будь то нажатие кнопки или свайп. Важные элементы:
- Визуальная обратная связь. Изменение цвета кнопок, всплывающие уведомления или выделение активных элементов сигнализируют об успешном действии;
- Тактильная обратная связь. Легкие вибрации при взаимодействии создают эффект физического присутствия и делают процесс интуитивно понятным. Самый банальный пример — 3D Touch на устройствах Apple, когда, например, ссылка в Safari открывается с вибрацией в новом окне, то же самое с фотографиями в пленке.
Использование анимаций и переходов для улучшения пользовательского опыта
Анимации могут не только украшать интерфейс мобильных приложений, но и облегчать его восприятие:
- Плавные переходы. Анимации помогают визуально объяснить, что происходит: например, как открывается меню или перемещается элемент;
- Интерактивные элементы. Кнопки с эффектом нажатия или иконки, которые анимируются при взаимодействии, делают приложение более живым.
Важно соблюдать баланс: чрезмерное количество анимаций перегружает интерфейс и снижает производительность.
Как сделать интерфейс отзывчивым и живым, не перегружая его анимацией
Основной принцип — минимализм:
- Используйте анимацию для подсказок и подтверждений. Так, плавное появление сообщения об ошибке делает интерфейс более дружелюбным;
- Адаптируйте анимации для разных устройств, чтобы сохранять производительность.
Совет: избегайте сложных 3D-эффектов и длительных анимаций, которые могут отвлекать от основного действия.
Примеры хорошей обратной связи в популярных приложениях
Положительный пример: в приложении для заметок Google Keep кнопка «Добавить» анимируется, сигнализируя о том, что запись сохранена. Это интуитивно понятно и просто.
Отрицательный пример: в приложениях с перегруженными анимациями и задержкой реакции (например, медленно открывающиеся меню) пользователь теряет концентрацию.
Обратная связь — одна из основных характеристик качественного пользовательского интерфейса. Сбалансированное использование визуальных эффектов, тактильной реакции и анимаций делает мобильные приложения более удобными и отзывчивыми, улучшая общее восприятие и опыт пользователя.
Минимализм и фокус на контенте
Минимализм — ключевой принцип при проектировании мобильных интерфейсов, который способствует улучшению юзабилити и снижению когнитивной нагрузки на пользователя. Рассмотрим основные аспекты минималистичного подхода.
Принцип «чем меньше, тем лучше»: избегайте избыточного функционала и информации
В мире мобильных приложений избыточность отвлекает пользователя от главной цели. Оптимизация предполагает:
- Отказ от избыточных функций. Приложение должно предлагать только те функции, которые необходимы для выполнения основных задач;
- Упрощение визуального контента. Минимум текста и графики помогает пользователю быстрее ориентироваться.
Пример: приложение для концентрации внимания Forest, в котором основное внимание уделяется одной функции — вырастить дерево, не прикасаясь к телефону на протяжении определенного количества минут. Простая навигация и отсутствие лишних элементов позволяют сосредоточиться на главной цели.
Минимизация элементов интерфейса для сохранения фокуса на контенте
Интерфейс мобильных приложений должен подчеркивать контент, а не доминировать над ним. Это достигается за счет:
- Простой структуры экранов с акцентом на содержимое;
- Использования цветовых акцентов для выделения ключевых действий;
- Минимизации отвлекающих элементов: сложных иконок, избыточных меню, всплывающих окон.
Совет: оставьте только те элементы, которые действительно необходимы для взаимодействия. Например, в Instagram* вся структура построена вокруг контента: фотографии и видео остаются в центре внимания, а, например, мессенджер выведен в отдельную вкладку и не отображается в главном меню снизу.
*Корпорация Meta признана экстремистской в РФ
Уменьшение когнитивной нагрузки на пользователя
Пользовательский опыт становится приятнее, если приложение избавляет от необходимости запоминать сложные маршруты или действия. Для этого:
- Убирайте ненужные этапы взаимодействия;
- Делайте навигацию интуитивно понятной;
- Используйте лаконичные инструкции и понятные иконки.
Примеры минималистичного подхода в мобильных приложениях
Хороший пример: Тот же Google Keep, где интерфейс полностью сосредоточен на создании и хранении заметок. Никаких лишних настроек или сложных функций.
Плохой пример: приложения с избыточной анимацией или всплывающими окнами, которые отвлекают от контента.
Минималистичный подход к проектированию мобильных интерфейсов помогает пользователю сосредоточиться на выполнении основных задач и улучшает общее восприятие. Принципы минимализма — это отказ от лишнего, простота и удобство, что делает приложения более понятными и функциональными.
Доступность (Accessibility)
Доступность интерфейсов в мобильных приложениях — это не только забота о пользователях, но и важный фактор, повышающий юзабилити. Разработка доступных приложений расширяет аудиторию и делает взаимодействие удобным для всех, включая людей с ограниченными возможностями.
Обеспечение доступности интерфейса для пользователей с ограниченными возможностями
Чтобы интерфейс мобильных приложений был доступным, необходимо учитывать потребности людей с различными нарушениями, в том числе:
- Зрение (частичная или полная потеря, дальтонизм);
- Слух;
- Опорно-двигательный аппарат (ограниченные возможности взаимодействия с экраном);
- Когнитивные особенности (дислексия, проблемы с вниманием).
Использование контрастных цветов, доступных шрифтов и альтернативных текстов
Контрастные цветовые схемы и крупные, легко читаемые шрифты облегчают взаимодействие. Основные советы:
- Используйте шрифты без засечек (sans-serif), по типу Arial или Roboto;
- Выбирайте контрастные сочетания текста и фона, которые соответствуют стандартам WCAG (например, чёрный текст на белом фоне);
- Добавляйте альтернативные тексты к изображениям для работы с экранными дикторами. Это особенно важно для визуальных приложений.
Пример: в Uber значки и шрифты адаптированы для режима высокой контрастности, что делает их удобными для пользователей с нарушениями зрения.
Важность поддержки экранных дикторов и жестов
Современные интерфейсы мобильных приложений должны быть оптимизированы для работы с технологиями вспомогательного ввода, такими как:
- Экранные дикторы (например, VoiceOver на iOS или TalkBack на Android);
- Управление жестами, позволяющее заменить физические кнопки.
Для этого важно структурировать интерфейс так, чтобы дикторы правильно озвучивали элементы: кнопки, заголовки, поля ввода.
Как улучшить доступность с минимальными усилиями
Достичь высокой доступности можно даже с небольшими изменениями:
- Используйте встроенные библиотеки платформ для включения функций доступности;
- Проверяйте интерфейс с помощью симуляторов (например, Google Accessibility Scanner);
- Стремитесь к простоте и интуитивности, чтобы сократить время на адаптацию.
Основной принцип доступности — обеспечение равных возможностей для всех пользователей. Удобный и доступный пользовательский интерфейс не только улучшает опыт, но и делает мобильные интерфейсы соответствующими современным стандартам.
128 открытий2К показов