Виммельбух, 3, перетяжка
Виммельбух, 3, перетяжка
Виммельбух, 3, перетяжка

Как проектировать интерфейсы для мобилок: подробный гайд

Рассказываем, как создать действительно крутой интерфейс мобильного приложения. Внутри — нюансы и наглядные примеры.

128 открытий2К показов
Как проектировать интерфейсы для мобилок: подробный гайд

Проектирование мобильных приложений — это сложный процесс, требующий сочетания эстетики, функциональности и удобства использования. Здесь важно учитывать следующие аспекты — интуитивно понятная навигация, визуальная иерархия, адаптивность, минимализм и доступность. Сегодня рассмотрим основные принципы создания интерфейсов, которые обеспечивают высокий уровень юзабилити и улучшают пользовательский опыт.

Принципы удобства использования (Usability) в мобильных приложениях

Удобство использования или юзабилити — ключевой элемент успешного проектирования мобильных приложений. Этот принцип нацелен на понятное, простое и приятное взаимодействие пользователей с интерфейсом приложения.

Что такое удобство использования и почему это важно?

Удобство использования — это показатель того, насколько легко и эффективно пользователь может выполнять задачи в приложении. Оно играет решающую роль в удержании аудитории: даже функциональное приложение может быть отвергнуто, если его интерфейс неудобен. Как понять, что все правильно?

  • Требуется больше времени на взаимодействие с приложением;
  • Снижается количество ошибок пользователей;
  • Повышается лояльность благодаря положительному опыту.

Интуитивно понятная навигация и структура приложения

Интуитивность — когда пользователю не нужно учиться работать с приложением. Ключевые элементы:

  • Простая структура. Главное меню должно быть минималистичным, с четким выделением основных функций;
  • Ожидаемое поведение интерфейса. Элементы вроде кнопок или ссылок должны выглядеть так, как предполагает пользователь;
  • Видимость пути. Всегда важно показывать, где находится пользователь и как он может вернуться к началу.

Пример хорошей навигации — использование нижней панели с доступом к ключевым разделам приложения. Плохая навигация — вложенные меню, где нужно нажать на кучу кнопок, чтобы, например, вернуться к началу.

Как проектировать интерфейсы для мобилок: подробный гайд 1
Хорошая навигация на Spotify

Упрощение взаимодействия с учётом ограниченного экрана

Маленькие экраны мобильных устройств требуют продуманного подхода. Что учитываем:

  • Минимум информации на одном экране. Разделение задач на этапы делает взаимодействие удобным;
  • Используем жесты (например, свайпы) для экономии пространства.
  • Делаем контрастный и четкий дизайн, адаптированный для восприятия на малых экранах.

Примеры хорошей и плохой навигации в мобильных интерфейсах

Примеры хорошей навигации:

  • Приложения для путешествий (например, карты), в которых все ключевые функции видны сразу. 
  • Маркетплейсы, где есть кнопки быстрого доступа к категориям.
Как проектировать интерфейсы для мобилок: подробный гайд 2
Так выглядят карты от Apple

Примеры плохой навигации:

  • Приложения, где ключевые элементы «спрятаны» в дополнительных меню (например, цена на продукт или вкладка для скачивания)
  • Непонятные иконки без подписей, из-за которых пользователь теряется (так было, например, в ранних версиях Snapchat).

Принципы юзабилити при проектировании мобильных приложений — это не только создание привлекательного дизайна, но и забота о функциональности и комфорте взаимодействия. Продуманная структура, простота и адаптация к ограничениям экранов формируют положительный пользовательский опыт, который выделит приложение на фоне других.

Адаптивность и отзывчивость интерфейса

Адаптивность и отзывчивость интерфейса — неотъемлемые принципы проектирования мобильных приложений. Рассмотрим основные элементы.

Поддержка различных размеров экранов и ориентаций устройств

Мобильные устройства отличаются разнообразием экранов: от компактных смартфонов до больших планшетов. Чтобы обеспечить универсальность пользовательского интерфейса, важно учитывать:

  • Автоматическую адаптацию к ориентации устройства. Горизонтальная и вертикальная ориентации должны одинаково обеспечивать удобный доступ к функциям;
  • Динамическое масштабирование. Интерфейс приложения должен корректно отображаться как на компактных, так и на больших экранах.

Использование адаптивных элементов интерфейса и сетки

Адаптивные элементы и сетки делают интерфейс мобильных приложений гибким и удобным. Основные рекомендации:

  • Сетки. Использование 12-колоночной системы сеток помогает выровнять элементы и адаптировать их к разным разрешениям экрана;
  • Элементы с пропорциональными размерами. Кнопки, текстовые поля и изображения должны плавно масштабироваться.

Использование гибкой сетки улучшает юзабилити, так как интерфейс выглядит логично и привлекательно.

Как проектировать интерфейсы для мобилок: подробный гайд 3
Вот как выглядит Ozon на десктопе благодаря сетке. Безусловно, мы тут про мобильные приложения говорим, но принцип понятен

Советы по созданию отзывчивого дизайна с помощью автолейаутов и flexbox

Такие инструменты, как автолейаут и flexbox, упрощают процесс создания адаптивного дизайна.

  • Flexbox. С его помощью элементы автоматически перестраиваются, занимая оптимальное место на экране;
  • Автолейауты. Ускоряют размещение элементов интерфейса, особенно в условиях ограниченного пространства.

Эти подходы помогают сделать приложения удобными для всех типов устройств, улучшая их визуальное восприятие и функциональность.

Как обеспечить хорошую читаемость текста и удобное размещение элементов

Для читаемости и удобства взаимодействия важны:

  • Размеры шрифта. Минимальный размер текста — 14 пикселей;
  • Контрастность. Текст и фон должны быть легко различимыми;
  • Расстояние между элементами. Клавиши и другие интерактивные зоны не должны располагаться слишком близко друг к другу (на языке мемов — «коллеги, нужно хочется побольше воздуха»).

Принципы визуальной иерархии

Эффективный пользовательский интерфейс должен не только выглядеть привлекательно, но и помогать юзеру быстро находить нужную информацию. Принципы визуальной иерархии играют ключевую роль в проектировании мобильных интерфейсов, направляя внимание пользователя в нужное русло и упрощая взаимодействие.

Использование размеров, цветов и контрастов для выделения важной информации

Размеры, цвета и контрастность позволяют расставить акценты в интерфейсе мобильных приложений:

  • Размеры. Более крупные элементы привлекают внимание;
  • Цвета. Использование ярких оттенков для ключевых элементов (например, кнопок действий) помогает пользователю легко их идентифицировать;
  • Контраст. Четкий контраст между текстом и фоном улучшает читаемость и повышает удобство использования.

Создание иерархии элементов для привлечения внимания пользователя

Размещение элементов на экране должно учитывать логику взгляда пользователя. Основные принципы:

  • F-образный паттерн. Пользователи читают экраны по горизонтали сверху вниз, что следует учитывать при размещении информации;
  • Визуальные маркеры. Иконки, стрелки и выделения направляют внимание на важные действия.

Эффективная иерархия помогает избежать перегрузки информацией, делая интерфейс более удобным.

Баланс между текстом и визуальными элементами

Сбалансированное использование текста и графики делает мобильные приложения понятными и эстетичными:

  • Минимализм. Четкие заголовки и лаконичные описания помогают удерживать внимание;
  • Графика. Иллюстрации или иконки должны дополнять, а не заменять текстовую информацию;
  • Соотношение. Не менее 40% пространства должно быть отведено под «воздух», чтобы элементы не выглядели сжатыми.

Примеры эффективного использования визуальной иерархии в мобильных приложениях

Хороший пример: в приложении для заказа еды крупные фотографии блюд сопровождаются яркими кнопками «Добавить в корзину». Контраст помогает пользователю быстро сориентироваться.

Плохой пример: сложные таблицы без визуального разделения информации. Это снижает читабельность и затрудняет восприятие.

Как проектировать интерфейсы для мобилок: подробный гайд 4
Сгенерировано нейросетью

Визуальная иерархия — один из основных принципов проектирования мобильных интерфейсов. Грамотное использование размеров, цветов и баланса между текстом и визуальными элементами улучшает опыт взаимодействия пользователя с приложением.

Обратная связь и взаимодействие

Важный аспект проектирования мобильных интерфейсов — организация качественной обратной связи между пользователем и приложением. Это усиливает восприятие, улучшает опыт взаимодействия и повышает уровень юзабилити. Рассмотрим основные принципы.

Предоставление визуальной и тактильной обратной связи при взаимодействии

Пользователи ожидают мгновенной реакции приложения на любое действие, будь то нажатие кнопки или свайп. Важные элементы:

  • Визуальная обратная связь. Изменение цвета кнопок, всплывающие уведомления или выделение активных элементов сигнализируют об успешном действии;
  • Тактильная обратная связь. Легкие вибрации при взаимодействии создают эффект физического присутствия и делают процесс интуитивно понятным. Самый банальный пример — 3D Touch на устройствах Apple, когда, например, ссылка в Safari открывается с вибрацией в новом окне, то же самое с фотографиями в пленке.

Использование анимаций и переходов для улучшения пользовательского опыта

Анимации могут не только украшать интерфейс мобильных приложений, но и облегчать его восприятие:

  • Плавные переходы. Анимации помогают визуально объяснить, что происходит: например, как открывается меню или перемещается элемент;
  • Интерактивные элементы. Кнопки с эффектом нажатия или иконки, которые анимируются при взаимодействии, делают приложение более живым.

Важно соблюдать баланс: чрезмерное количество анимаций перегружает интерфейс и снижает производительность.

Как сделать интерфейс отзывчивым и живым, не перегружая его анимацией

Основной принцип — минимализм:

  • Используйте анимацию для подсказок и подтверждений. Так, плавное появление сообщения об ошибке делает интерфейс более дружелюбным;
  • Адаптируйте анимации для разных устройств, чтобы сохранять производительность.

Совет: избегайте сложных 3D-эффектов и длительных анимаций, которые могут отвлекать от основного действия.

Примеры хорошей обратной связи в популярных приложениях

Положительный пример: в приложении для заметок Google Keep кнопка «Добавить» анимируется, сигнализируя о том, что запись сохранена. Это интуитивно понятно и просто.

Отрицательный пример: в приложениях с перегруженными анимациями и задержкой реакции (например, медленно открывающиеся меню) пользователь теряет концентрацию.

Обратная связь — одна из основных характеристик качественного пользовательского интерфейса. Сбалансированное использование визуальных эффектов, тактильной реакции и анимаций делает мобильные приложения более удобными и отзывчивыми, улучшая общее восприятие и опыт пользователя.

Минимализм и фокус на контенте

Минимализм — ключевой принцип при проектировании мобильных интерфейсов, который способствует улучшению юзабилити и снижению когнитивной нагрузки на пользователя. Рассмотрим основные аспекты минималистичного подхода.

Принцип «чем меньше, тем лучше»: избегайте избыточного функционала и информации

В мире мобильных приложений избыточность отвлекает пользователя от главной цели. Оптимизация предполагает:

  • Отказ от избыточных функций. Приложение должно предлагать только те функции, которые необходимы для выполнения основных задач;
  • Упрощение визуального контента. Минимум текста и графики помогает пользователю быстрее ориентироваться.

Пример: приложение для концентрации внимания Forest, в котором основное внимание уделяется одной функции — вырастить дерево, не прикасаясь к телефону на протяжении определенного количества минут. Простая навигация и отсутствие лишних элементов позволяют сосредоточиться на главной цели.

Как проектировать интерфейсы для мобилок: подробный гайд 5

Минимизация элементов интерфейса для сохранения фокуса на контенте

Интерфейс мобильных приложений должен подчеркивать контент, а не доминировать над ним. Это достигается за счет:

  • Простой структуры экранов с акцентом на содержимое;
  • Использования цветовых акцентов для выделения ключевых действий;
  • Минимизации отвлекающих элементов: сложных иконок, избыточных меню, всплывающих окон.

Совет: оставьте только те элементы, которые действительно необходимы для взаимодействия. Например, в Instagram* вся структура построена вокруг контента: фотографии и видео остаются в центре внимания, а, например, мессенджер выведен в отдельную вкладку и не отображается в главном меню снизу.

*Корпорация Meta признана экстремистской в РФ

Уменьшение когнитивной нагрузки на пользователя

Пользовательский опыт становится приятнее, если приложение избавляет от необходимости запоминать сложные маршруты или действия. Для этого:

  • Убирайте ненужные этапы взаимодействия;
  • Делайте навигацию интуитивно понятной;
  • Используйте лаконичные инструкции и понятные иконки.

Примеры минималистичного подхода в мобильных приложениях

Хороший пример: Тот же Google Keep, где интерфейс полностью сосредоточен на создании и хранении заметок. Никаких лишних настроек или сложных функций.

Как проектировать интерфейсы для мобилок: подробный гайд 6

Плохой пример: приложения с избыточной анимацией или всплывающими окнами, которые отвлекают от контента.

Минималистичный подход к проектированию мобильных интерфейсов помогает пользователю сосредоточиться на выполнении основных задач и улучшает общее восприятие. Принципы минимализма — это отказ от лишнего, простота и удобство, что делает приложения более понятными и функциональными.

Доступность (Accessibility)

Доступность интерфейсов в мобильных приложениях — это не только забота о пользователях, но и важный фактор, повышающий юзабилити. Разработка доступных приложений расширяет аудиторию и делает взаимодействие удобным для всех, включая людей с ограниченными возможностями.

Обеспечение доступности интерфейса для пользователей с ограниченными возможностями

Чтобы интерфейс мобильных приложений был доступным, необходимо учитывать потребности людей с различными нарушениями, в том числе:

  • Зрение (частичная или полная потеря, дальтонизм);
  • Слух;
  • Опорно-двигательный аппарат (ограниченные возможности взаимодействия с экраном);
  • Когнитивные особенности (дислексия, проблемы с вниманием).

Использование контрастных цветов, доступных шрифтов и альтернативных текстов

Контрастные цветовые схемы и крупные, легко читаемые шрифты облегчают взаимодействие. Основные советы:

  • Используйте шрифты без засечек (sans-serif), по типу Arial или Roboto;
  • Выбирайте контрастные сочетания текста и фона, которые соответствуют стандартам WCAG (например, чёрный текст на белом фоне);
  • Добавляйте альтернативные тексты к изображениям для работы с экранными дикторами. Это особенно важно для визуальных приложений.

Пример: в Uber значки и шрифты адаптированы для режима высокой контрастности, что делает их удобными для пользователей с нарушениями зрения.

Важность поддержки экранных дикторов и жестов

Современные интерфейсы мобильных приложений должны быть оптимизированы для работы с технологиями вспомогательного ввода, такими как:

  • Экранные дикторы (например, VoiceOver на iOS или TalkBack на Android);
  • Управление жестами, позволяющее заменить физические кнопки.

Для этого важно структурировать интерфейс так, чтобы дикторы правильно озвучивали элементы: кнопки, заголовки, поля ввода.

Как улучшить доступность с минимальными усилиями

Достичь высокой доступности можно даже с небольшими изменениями:

  1. Используйте встроенные библиотеки платформ для включения функций доступности;
  2. Проверяйте интерфейс с помощью симуляторов (например, Google Accessibility Scanner);
  3. Стремитесь к простоте и интуитивности, чтобы сократить время на адаптацию.

Основной принцип доступности — обеспечение равных возможностей для всех пользователей. Удобный и доступный пользовательский интерфейс не только улучшает опыт, но и делает мобильные интерфейсы соответствующими современным стандартам.

Следите за новыми постами
Следите за новыми постами по любимым темам
128 открытий2К показов