Сравнение подходов DevOps в России и Европе: что работает лучше

Чем отличаются подходы DevOps в России и Европе, и что лучше выбрать для себя — рассказываю в статье. Вы узнаете о структуре управления, почему язык играет важную роль, как инклюзивность влияет на команды и почему выбор инструментов сильно зависит от региона.

45 открытий179 показов
Сравнение подходов DevOps в России и Европе: что работает лучше

В сегодняшнем мире все процессы стремятся к автоматизации, оптимизации и ускорению. Можно смело сказать, что в крупных и небольших IT-компаниях без них уже никак. В разных частях света DevOps развивается со своими особенностями: где-то активнее, где-то медленнее. При релокации или эмплойменте в иностранные компании это необходимо учитывать. Чем отличаются подходы DevOps в России и Европе, и что лучше выбрать для себя — рассказываю в статье.

Об истории DevOps

Методология DevOps появилась благодаря популярности Agile. Ее основная черта — гибкость разработки, дающая ряд преимуществ командам IT. После интенсивного внедрения agile-подхода в разработке существенно увеличилась производительность. Однако при этом появились новые узкие места (bottlenecks) — тестирование и эксплуатация. Культура DevOps — это решение по интеграции участников процесса, ответственных за конечный результат, в общие команды. Это позволяет устранить подобные «бутылочные горлышки».

Изначально DevOps-подход начали внедрять крупные компании. Затем практика стала востребованной среди малого и среднего бизнеса. Основными преимуществами методологии считаются гибкость управления процессом разработки и непрерывность внедрения его результатов. Роли в этом случае взаимодействуют как единый конвейер, на котором в одном месте продукт разрабатывается, тут же тестируется и сразу же поступает к использованию. После выпуска разработанной версии продукта, команда сразу приступает к разработке следующей. Компаниям такой подход позволяет выпускать большее число версий продукта, и, следовательно, зарабатывать.

Методология DevOps — явление не такое уж молодое и вполне себе устоявшееся. Про него знают все, кому это может пригодиться. В России его внедрили уже везде, где только возможно, с разной степенью успешности. В гигантах типа Тинькофф, МТС, Сбер, Яндекс, ВК и других этот подход был изучен буквально под микроскопом.

DevOps обычно присутствует на уровне команд или сотрудников, ответственных за алгоритмы и результаты взаимодействия или процессов. Во всем мире методики и подходы различаются, в зависимости от части света и масштабов компании. Для наглядности можно сравнить Россию и ее ближайших соседей — страны Европы.

Чем отличается DevOps России и Европы

Из основных пунктов можно выделить четыре:

Структура управления

DevOps подразумевает, что в команде собраны все участники, ответственные за продукт, — разработчики, администраторы, тестировщики. Этот подход объединяет ранее независимые команды (отделы, департаменты), делегируя им общую ответственностью за результат. До этого она (ответственность) размывалась между командами, у каждой из которых были свои приоритеты и KPI, что существенно замедляло развитие продукта или сервиса.

Бизнес традиционно имеет вертикальную структуру управления с четкой иерархией. В России это происходит по умолчанию, в то время как на Западе — наоборот. С внедрением DevOps-подхода команды, помимо большей свободы, получают больше ответственности за разрабатываемый сервис.

Например, на Западе тимлид — самый опытный эксперт-разработчик команды, но с крайне ограниченными руководящими полномочиями. В его задачи входит больше менторство, нежели управление. Команда считается самоуправляемой, а дискуссии, обсуждения, голосования и летучки (дейлики) передаются не тим-лиду, а scrum-мастеру или agile-коучу. В команде нет единого центра силы: техническую экспертизу составляет один эксперт, организационную — другой.

В России тим-лид часто выполняет в том числе и организаторские функции, что выводит его уже в непосредственные руководители. О командах нельзя точно сказать, что в России встречаются только такие, потому что есть как более вертикальные команды на Западе, так и, наоборот, горизонтальные у нас.

Язык

В российском IT-сообществе преобладает русскоязычный контент. Это делает сообщество самодостаточным и от этого более закрытым. Некоторые тренды находятся вне зоны интересов и не переводятся, так как не актуальны на российском рынке. Это приводит к деформации и даже к неполноте восприятия. Другие веяния наоборот, лучше подходят для российского рынка и более развиты. На них выше спрос и больше специалистов.

В Европе, где от одной границы государства до другой, в среднем, не больше 1000 км, знание только родного языка не может быть достаточным. Внешние коммуникации на английском языке — необходимость. В Европе на нем же проходит существенная часть конференций и митапов в IT-секторе. Если Запад без вариантов выходит в глобальный IT-мир, то российские компании могут выбирать как международные, так и местные решения. Зачастую из-за подобного выбора предпочтения отдаются самым простым решениям: «Зачем вчитываться в оригинальную документацию на английском? Кому это надо?»

У российских компаний сформировалась привычка использовать документацию и интерфейс на русском языке. Без этого продукт на локальном рынке обречен, особенно если у него есть хоть какие-нибудь русскоязычные конкуренты. На Западе это не серьезная проблема.

Это, безусловно, влияет на скорость внедрения инноваций. Все современные тренды — на английском. И когда большая часть сообщества уже ознакомилась и приняла новую реальность, у нас только начинаются переводы. За ними следуют чтение, обсуждение и остальные пять стадий принятия неизбежного.

Инклюзивность

Отличие частично вытекает из предыдущего пункта. За границей состав команд может включать людей из разных стран, имеющих свою культуру и мировоззрение. Для западных компаний это важно — они гордятся толерантностью и инклюзивностью. Эти качества становятся частью как внутренней культуры компании, так и саморекламы и PR. Например, принадлежность кандидата к тому или иному полу или его самоидентификация могут стать преимуществом при найме. В России инклюзивность, как характеристика бизнеса, не важна и на нее не делается упор. У нас команды строятся, в основном, из соотечественников или жителей ближайших стран, владеющих русским языком. Это ограничивает культурное разнообразие. При этом явным приоритетом соискателя в глазах компании выступает именно его профессионализм.

Инфраструктура

В Европе и в США DevOps ориентирован на облачные решения. В России тренд тоже прослеживается, но предпочтение пока отдается хостингам виртуальных или железных серверов. У этого есть несколько причин:

  1. Российские облачные сервисы менее развиты в сравнении с Западом.
  2. Утилиты для работы с облаками для российских провайдеров имеют ограничения. Например, Terraform был заблокирован для пользователей из России. Конечно, ограничения можно обойти, однако это не добавляет подобным инструментам популярности в нашей стране.
  3. Российский бизнес относится с недоверием к внешним провайдерам. Наиболее чувствительная информация хранится и обрабатывается во внутреннем контуре, используя необходимые решения on-premise. Запад в этом случае сильно ориентирован на аутсорс внутренних процессов и задач — бухгалтерии, маркетинга. 
  4. Использование облачных сервисов позволяет передать вовне отдел эксплуатации. Это позволяет разработчикам большую часть вопросов администрирования решать программными методами. 

Особенности страны и менталитета, доступность инструментов во многом определяют предпочтения команд в России и Европе. Так, например, россияне предпочитают виртуальные серверы, в то время как на Западе приоритет — облачный Kubernetes. В России Ansible более популярен, чем Helm, на Западе — наоборот.

Еще одно отличие заключается в функционале DevOps-инженера. В России специалисты чуть больше Ops, за рубежом — более Dev.

Что общего в DevOps России и Европы

Сейчас некоторые инструменты DevOps, используемые в работе, стали недоступны для россиян по известным причинам. Если какой-то продукт уходит с рынка, то зачастую в России его довольно быстро, тем или иным способом, пытаются заместить. При этом решение открытое, и его легко могут использовать специалисты из России. Несмотря на то, что это другие инструменты, они идентичны, но с некоторыми мелкими нюансами.

На текущий момент есть острая нехватка аналогов Slack (с его мощными интеграциями и сервисами), публичных сервисов типа GitHub/Gitlab/Bitbucket. Они обязательно появятся, по этим направлениям уже есть наработки.

Аналогами западных облачных сервисов выступают Yandex Cloud, VK Cloud, Selectel и другие. Уверенное большинство отечественных компаний мигрировало туда, несмотря на довольно высокую стоимость и ограниченное количество решений. Подобный переход возможен, и это указывает на определенную зрелость IT в целом и DevOps в частности.

Несмотря на различия подходов к DevOps, суть остается неизменной — гибкость, эффективность и достижение высоких результатов. Главное — адаптировать методологию под свои задачи и уверенно двигаться вперед. В целом, как и во многих других ситуациях и инновационных сферах, нельзя однозначно сказать, что где-то хорошо или плохо. Каждая страна и отдельная команда в ней нарабатывает свой собственный опыт. Везде есть нюансы и особенности. Это дает вариативность и позволяет выбрать место работы по душе.

Следите за новыми постами
Следите за новыми постами по любимым темам
45 открытий179 показов