Десктопное приложение на Python: UI и сигналы
С помощью Python можно создавать современные десктопные приложения. Рассказываем, как сделать графический интерфейс с помощью кода.
61К открытий64К показов
Считается, что Python не лучший выбор для десктопных приложений. Однако, когда в 2016 году я собирался переходить от разработки сайтов к программному обеспечению, Google подсказал мне, что на Python можно создавать сложные современные приложения. Например blender3d, который написан на Python.
Мы будем использовать PyQt (произносится «Пай-Кьют»). Это фреймворк Qt, портированный с C++. Qt известен тем, что необходим C++ разработчикам. С помощью этого фреймворка сделаны blender3d, Tableau, Telegram, Anaconda Navigator, Ipython, Jupyter Notebook, VirtualBox, VLC и другие. Мы будем использовать его вместо удручающего Tkinter.
Требования
- Вы должны знать основы Python
- Вы должны знать, как устанавливать пакеты и библиотеки с помощью pip.
- У вас должен быть установлен Python.
Установка
Вам нужно установить только PyQt. Откройте терминал и введите команду:
Мы будем использовать PyQt версии 5.15. Дождитесь окончания установки, это займёт пару минут.
Hello, World!
Создайте папку с проектом, мы назовём его helloApp. Откройте файл main.py, лучше сделать это vscode, и введите следующий код:
Этот код вызывает QGuiApplication и QQmlApplicationEngine которые используют Qml вместо QtWidget в качестве UI слоя в Qt приложении. Затем, мы присоединяем UI функцию выхода к главной функции выхода приложения. Теперь они оба закроются одновременно, когда пользователь нажмёт выход. Затем, загружаем qml файл для Qml UI. Вызов app.exec(), запускает приложение, он находится внутри sys.exit, потому что возвращает код выхода, который передается в sys.exit.
Добавьте этот код в main.qml:
Этот код создает окно, делает его видимым, с указанными размерами и заголовком. Объект Text отображается в середине окна.
Теперь давайте запустим приложение:
Вы увидите такое окно:
Обновление UI
Давайте немного обновим UI, добавим фоновое изображение и время:
Внутри типа ApplicationWindow находится содержимое окна, тип Rectangle заполняет пространство окна. Внутри него находится тип Image и другой прозрачный Rectangle который отобразится поверх изображения.
Если сейчас запустить приложение, то текст появится в левом верхнем углу. Но нам нужен левый нижний угол, поэтому используем отступы:
После запуска вы увидите следующее:
Показываем текущее время
Модуль gmtime позволяет использовать структуру со временем, а strftime даёт возможность преобразовать её в строку. Импортируем их:
Теперь мы можем получить строку с текущим временем:
Строка "%H:%M:%S"
означает, что мы получим время в 24 часовом формате, с часами минутами и секундами (подробнее о strtime).
Давайте создадим property в qml файле, для хранения времени. Мы назовём его currTime.
Теперь заменим текст нашей переменной:
Теперь, передадим переменную curr_time из pyhton в qml:
Это один из способов передачи информации из Python в UI.
Запустите приложение и вы увидите текущее время.
Обновление времени
Для того чтобы обновлять время, нам нужно использовать потоки. Для этого я предлагаю использовать сигналы.
Чтобы использовать сигналы нам нужен подкласс QObject. Назовём его Backend.
У нас уже имеется свойства для строки со временем curr_time, теперь создадим свойство backend типа QtObject в файле main.qml.
Передадим данные из Python в qml:
В qml файле один объект QtObject может получать несколько функций (называемых сигналами) из Python.
Создадим тип Connections и укажем backend в его target. Теперь внутри этого типа может быть столько функций, сколько нам необходимо получить в backend.
Таким образом мы свяжем qml и сигналы из Python.
Мы используем потоки, для того чтобы обеспечить своевременное обновление UI. Создадим две функции, одну для управления потоками, а вторую для выполнения действий. Хорошая практика использовать в названии одной из функций _.
Создадим pyqtsignal и назовём его updated, затем вызовем его из функции updater.
В этом коде updated имеет параметр arguments, который является списком, содержащим имя функции “updater”. Qml будет получать данные из этой функции. В функции updater мы вызываем метод emit и передаём ему данные о времени.
Обновим qml, получив сигнал, с помощью обработчика, название которого состоит из “on” и имени сигнала:
Теперь нам осталось вызвать функцию updater. В нашем небольшом приложении, использовать отдельную функцию для вызова сигнала не обязательно. Но это рекомендуется делать в больших программах. Изменим задержку на одну десятую секунды.
Функция bootUp должна быть вызвана сразу же после загрузки UI:
Всё готово
Теперь можно запустить программу. Время будет обновляться корректно. Для того, чтобы убрать рамку, вы можете добавить в qml файл следующую строку:
Так должен выглядеть файл main.py:
Вот содержимое файла main.qml:
Сборка приложения
Для сборки десктопного приложения на Python нам понадобится pyinstaller.
Чтобы в сборку добавились все необходимые ресурсы, создадим файл spec:
Настройки файла spec
Параметр datas можно использовать для того, чтобы включить файл в приложение. Это список кортежей, каждый из которых обязательно должен иметь target path(откуда брать файлы) и destination path(где будет находится приложение). destination path должен быть относительным. Чтобы расположить все ресурсы в одной папке с exe-файлами используйте пустую строку.
Измените параметр datas, на путь к вашей папке с UI:
Параметр console установим в false, потому что у нас не консольное приложение.
Параметр name внутри вызова Exe, это имя исполняемого файла. name внутри вызова Collect, это имя папки в которой появится готовое приложение. Имена создаются на основании файла для которого мы создали spec — main.py.
Теперь можно запустить сборку:
В папке dist появится папка main. Для запуска программы достаточно запустить файл main.exe.
Так будет выглядеть содержимое папки с десктопным приложением на Python:
О том, как использовать Qt Designer для создания UI приложений на Python читайте в нашей статье.
61К открытий64К показов