Как давать обратную связь начинающим разработчикам: 7 советов от Яндекс Практикума
Ругать или хвалить начинающих разработчиков не так-то просто. Делимся 7 советами, как корректно давать обратную связь.
4К открытий7К показов
Если вы взаимодействуете с начинающими разработчиками, то вам необходимо быть не только крутым экспертом в программировании или анализе данных, но и уметь давать обратную связь. На самом деле, это не так просто, как кажется. От выбранных слов, интонации и расставленных акцентов фидбэк может восприниматься по-разному, а ваша задача — дать такой фидбэк, который поможет начинающему разработчику в совершенствовании навыков и не расстроит его.
Яндекс Практикум давно реализует программу сопровождения, куда прямо сейчас ищет код-ревьюеров и наставников. Если вы хотите помогать тем, кто только начинает путь в IT, оставляйте заявку на сайте.
Мы спросили у тех, кто уже давно работает с новичками, несколько советов о том, как корректно давать обратную связь: рекомендуем к ним прислушаться.
Аргументируйте
Указывая на недочёт в коде, объясните, какую проблему он может вызвать и почему его стоит исправить. Допустим, разработчик использовал лишний тег. Комментарий: «Здесь тег не нужен», — мало говорит о проблеме. Почему не нужен? Нужен другой тег или не нужен вообще? А что будет, если оставить?Постарайтесь дать максимально подробный комментарий, по возможности сопроводив его ссылками на дополнительные материалы. Это придаст вашим словам большей авторитетности, поможет джуну разобраться в ситуации и позволит избежать негативного восприятия вас, как гуру своего дела, демонстрирующего своё превосходство перед теми, кто только учится.Так выглядит пример удачной аргументации:
Не переходите на личности
Вы оцениваете дело, а не личность студента. Выражения вроде «хороший кодер так не напишет» или «у тебя плохо с SQL» не несут конструктивной критики и только вгоняют в тоску. Укажите на конкретные ошибки и дайте чёткие рекомендации по тому, как их исправить. Самое главное — помочь джуну разобраться в теме, не переходя на личности и не осуждая его за ошибки.Если же конфликтная ситуация всё-таки состоялась, исключите интриги и обсуждения за спиной. Ваша задача — вместе найти решение конфликта и провести рефлексию о его причинах, чтобы избежать подобной ситуации в будущем.Вот, как можно сказать об ошибках и предложить помощь:
Тренируйте насмотренность
Показывайте начинающим разработчикам альтернативные решения, находите сильные и слабые стороны в каждом. Это покажет многогранность удачных вариантов и поможет избежать страха пробовать новые подходы.Но не спешите давать студентам готовые решения! Без них не обойтись новичкам, которые впервые видят код и только пробуют что-то написать. Но тем, кто продолжает обучение, лучше дать возможность предложить свои варианты: конечно, в этом случае вам не придётся искать ошибки в коде, но и студенты вряд ли разберутся в теме, если не смогут устоять перед комбинацией Ctrl + C, Ctrl + V.Сказать о том, что существует более удачное решение, можно так:
Дозируйте информацию
Давайте обратную связь чаще и понемногу. Сообщив джуну сразу обо всех ошибках, вы только надорвёте его мотивацию и уверенность. Старайтесь объединять вместе связанные друг с другом комментарии и делиться ими порционно: тогда он сможет сконцентрироваться на конкретной проблеме и качественнее её проработать, прежде чем приступить к другой. Вам же будет проще отслеживать изменения.
Не забывайте хвалить
Запомните: обратная связь — это не критика, а инструмент развития. Задача код-ревьюера состоит в том, чтобы помочь начинающему разработчику освоить новые навыки и инструменты, а задача наставника — давать сбалансированный фидбэк между замечаниями и заслуженной похвалой, который будет мотивировать на результат.При этом замечания лучше делать лично, и вместо «недостатков» говорить о «зонах роста» — тогда обратная связь будет лучше восприниматься. Хвалить же старайтесь публично, чтобы воодушевить джуна на новые достижения и показать пример другим.Хвалить тоже нужно правильно. Например, так:
Говорите на одном языке
Обратная связь одному студенту может отличаться от обратной связи другому. И не только содержанием, ошибками и рекомендациями, а стилистикой беседы. Конечно, вы не должны мимикрировать под каждого человека, но уметь находить подход к разным людям пойдёт только на пользу.Если ваш студент — проактивный миллениал, выросший на мультиках про Рика и Морти, он с большей вероятность будет понимать современный сленг и настроен на непринуждённый диалог. Строгий диалог здесь будет некстати.
Запрашивайте фидбэк
Секрет успешной коммуникации — в умении слушать друг друга. Не забывайте проводить performance review внутри команды. Начните с рефлексии о собственных результатах, а потом попросите коллег поделиться мнением о ваших профессиональных достижениях. Такой обмен фидбэком сплачивает команду, помогает взглянуть на себя чужим взглядом и скорректировать траекторию профессионального развития.Периодически запрашивайте обратную связь у своих студентов: так вы сможете определить свои профессиональные зоны роста и покажете студентам, что их мнение имеет для вас значение. Это поможет выстроить безопасную для коллег среду: они станут больше вам доверять и меньше бояться совершать ошибки. Научившись работать с обратной связью, вы станете лучше понимать, как правильно давать фидбэк, а также на своём примере покажете, как делать работу над ошибками, и усилите свой авторитет.
Если у вас есть опыт в программировании или анализе данных, присоединяйтесь кпрограмме сопровождения Яндекс Практикума. Это даёт много преимуществ: возможность развиваться в наставничестве, буст собственных навыков, развитие личного бренда, и самое главное — причастность к становлению новых программистов и аналитиков данных!
Мы тоже попросили код-ревьюеров и наставников дать фидбек об их опыте в Яндекс Практикуме. Вот, что они говорят:
Быть наставником или код-ревьюером в Яндекс Практикуме — значит мотивировать и помогать начинающим программистам совершать первые шаги, развивать собственные компетенции и быть частью большого профессионального комьюнити.
Прямо сейчас Яндекс Практикум ищет наставников и ревьюеров на все курсы, особенно на следующие направления:
- frontend-разработка,
- DevOps
- продуктовая аналитика.
Присоединяйтесь к экспертному комьюнити в роли наставника, помогающего студентам Яндекс Практикума ставить цели, развивать навыки и достигать результатов, а если у вас есть опыт в разработке, делитесь знаниями в качестве код-ревьюера.
4К открытий7К показов