Перетяжка, Премия ТПрогер, 13.11
Перетяжка, Премия ТПрогер, 13.11
Перетяжка, Премия ТПрогер, 13.11

Как эффективно дебажить баги

Ошибки в коде — неизбежны, но отладка не должна быть хаосом. В статье разбираем баг-трекеры, отладчики, логгеры, авто-тесты, профилировщики и статический анализ. Учимся быстро находить и устранять баги.

502 открытий3К показов
Как эффективно дебажить баги

В 1947 году инженеры, работавшие с компьютером Mark II в Гарварде, сделали знаменитую запись в журнале: «First actual case of bug being found» («Первый реальный случай обнаружения жучка»). Причиной сбоя оказалась моль, застрявшая между контактами реле. Хотя сама фраза прижилась, концепция «жучков» (bugs) как причин неисправностей в машинах гораздо старше: ещё в 1878 году Томас Эдисон жаловался на них в своих телеграфных аппаратах.

Сегодня под «багами» понимают уже не насекомых, а любые ошибки в работе систем. Этот термин прочно вошёл в обиход, давно выйдя за пределы IT.

Ошибки в программах неизбежны, но ключ к качественной разработке — умение быстро их находить и исправлять. Исследования показывают, что разработчики тратят 35–50% рабочего времени на тестирование и отладку, а эти этапы поглощают 50–75% бюджета проекта.

В этой статье мы разберем современные инструменты и подходы к поиску и устранению багов.

1. Трекеры багов

История инструментов для отслеживания ошибок уходит корнями в прошлое. Ещё в 1970-х разработчики Bugtraq в AT&T Bell Labs использовали физические баг-тикеты, прикрепляя их к пробковым доскам. Знаковый скачок произошёл в 1998 году, когда Mozilla открыла доступ к первому веб-трекеру — Bugzilla. Дальнейшая эволюция привела к появлению Jira от Atlassian в 2002 году и прототипа Sentry на GitHub в 2008-м.

Зачем нужен баг-трекер ?

Исправление ошибки начинается с её фиксации. На небольшом проекте с одним разработчиком запомнить пару багов возможно. Но по мере роста числа дефектов ручное отслеживание становится неэффективным. Баг-трекер — это специализированная система, где для каждой ошибки создаётся запись (тикет, задача). В тикете должны быть ответы на самые важные вопросы:

  • Что пошло не так? 
  • Что должно было происходить? 
  • Как вызвать ошибку? 
  • Какой контекст у ошибки ?

Баг-трекеров существует великое множество, ведь по сути это автоматизированные цифровые записные книжки. Баги можно отслеживать с помощью Jira, Redmine, Битрикса, Yandex Tracker, GitHub Issues, Sentry, BugHerd и др.

Баг-трекеры выбираются исходя из потребностей команды. В больших компаниях популярны решения внутри их корпоративного трекера; часто в open-source проектах баг-трекером для комьюнити выступает GitHub Issues, а в небольших командах таковым выступает закреп в чатах TG-группы.

Без баг-трекера сложно держать всё под контролем. Даже в маленькой команде со временем начинают теряться детали и приоритеты. Трекеры дают структуру, прозрачность и позволяют планомерно исправлять ошибки.

2. Отладчики

Отладчики (дебаггеры) — это специализированные программы, позволяющие исследовать и контролировать выполнение другой программы (целевой) с целью поиска и исправления ошибок. Их основной функционал — исполнить программу построчно с фиксацией состояния памяти после каждого шага.

Отладчики с графическим интерфейсом по умолчанию встроены во все популярные IDE. Там можно напрямую в коде поставить точку остановки, удобно смотреть значения переменных и стек вызовов. Хоть и когда-то роль отладчиков выполнялась с помощью ручки, тетрадки и собственной памяти.

Основная задача отладчика — это предоставить информацию о ходе выполнения программы.

Как эффективно использовать ?

Сформулируйте гипотезу и не одну

Подумайте, какую информацию вам нужно получить, предположите, с какой строчки ход исполнения идёт неверно.

Расставьте точки останова для проверки гипотезы

Поставьте точки останова непосредственно перед строчками с ошибкой, чтобы пропускать участки с кодом, в котором вы уверены, и который оттестирован.

Идите по шагам и следите за переменными с неправильными значениями

Используйте бинарный поиск для локализации ошибки: сначала поставьте точку останова в середине подозрительного участка, проверьте состояние данных. Если ошибка «левее» — переместите точку в середину левой половины, иначе — в правую. Повторяйте до победного.

Меняйте значения переменных по ходу выполнения

Во время паузы в отладчике (на точке останова/шаге) вы можете изменить значение любой переменной вручную → продолжить выполнение → мгновенно увидеть последствия без перезапуска программы. Это нужно, чтобы проверить гипотезу о том, как исправить найденный баг или найти краевые случаи.

Отладчик показывает, что происходит в программе «внутри», но польза от него только тогда, когда у тебя есть тактика поиска.

3. Профилировщики

Смысл профилировщиков в том, чтобы измерять производительность программы (время выполнения функций, использование памяти, CPU, дисковых операций, сети) для выявления узких мест и оптимизации. Основной смысл профилировщиков — поиск багов, связанных с производительностью.

Как эффективно использовать ?

Определите метрики и точки измерения

Подумайте и поймите, какой именно показатель у вас проблемный (тестировать загрузку CPU, искать утечку памяти, следить за нагрузкой на процессор) и какие процессы вам нужно контролировать.

Воссоздайте проблемную ситуацию

Загрузите своё ПО массивом данных, имитирующим по объёму целевой. Убедитесь, что профилированная нагрузка репрезентативна.

Оцените вызываемую нагрузку

Не пытайтесь оптимизировать всё сразу. Начните с 1–2 самых проблемных функций или процессов, дающих наибольший выигрыш. Используйте принцип Парето, т.е. сначала займитесь проблемами, у которых соотношение улучшение производительности/время на починку самое лучшее.

Изучите алгоритмы и структуры данных

Чтобы уметь исправлять боттлнекс, надо знать, как эффективно работать с данными, какие алгоритмы существуют и в каких ситуациях применимы. Даже небольшая база знаний в этой области значительно ускорит вам профилирование программ.

Профилировщик — инструмент, помогающий экономить ресурсы компьютера. С ним понятно, где есть проблемы и наибольшее тормоза, и можно не тратить время на оптимизацию того, что и так работает быстро или ни на что не влияет.

4. Логгеры

Логгеры — инструменты для записи информации (логов) о ходе выполнения программы в файлы или консоль. Их основная задача — предоставить детальную историю работы программы после её выполнения или в реальном времени. Это критично для мониторинга, аудита, анализа ошибок (особенно тех, что сложно воспроизвести в отладчике) и понимания поведения системы в различных условиях. Логи помогут сформулировать сценарии возникновения ошибки для её воспроизведения.

Как правило, это первый инструмент поиска ошибок у всех разработчиков, который они реализуют через функции типа print().

Как эффективно использовать ?

Структурируйте логирование

Распределите логи по типам. Например, вы можете отслеживать действия пользователей или фиксировать выполнение ключевых функций. Пишите логи разных типов в разные файлы и директории — вам потом будет проще в них копаться.

Выстройте иерархию логирования

Стандартная такая: DEBUG, INFO, WARN, ERROR, FATAL.

Иерархия нужна, чтобы быстрее понимать, когда всё идёт в бездну, и быстрее реагировать. Неочевидно, но также это нужно вам, чтобы расставить приоритеты событий, происходящих в ПО.

Добавляйте в логи контекст

Фиксируйте время, пользователей, состояние ПО и любую другую информацию, потому что иначе логи перестанут быть полезными и читаемыми. Ваша задача — вложить максимально полезной информации, чтобы можно было чётко восстановить последовательность событий.

Думайте о производительности

Помните предыдущий пункт, но не переборщите: логи не должны забивать вам всю систему. Если вы будете фиксировать выполнение каждой строчки и дату/время — перезагрузите всю систему, и ваше ПО просто перестанет работать. Помните: вывод в консоль или файл — это дорогая операция.

Пользуйтесь ИИ

Все современные популярные модели достаточно умны, чтобы проанализировать код и добавить в него логи. Главное — заранее объяснить ей стратегию логирования. Воспользуйтесь для этого Cursor, WindSurf, Codex и иными ИИ-ориентированными IDE, чтобы они знали контекст.

Хорошие логи способы заменить все прочие инструменты поиска багов, но также способны и засыпать читающего тонной ненужных данных, а заодно и растратить ресурсы компьютера.

5. Авто-тесты

Авто-тесты (автоматизированные тесты) — это программный код, написанный для проверки корректности работы другого кода (продукта) без ручного вмешательства. Их основная задача — быстро, надёжно и повторяемо верифицировать функциональность, предотвращать регрессии (появление старых ошибок при внесении изменений) и документировать ожидаемое поведение системы.

Даже если вы не тестировщик — пишите автотесты. Вы значительно сократите себе часы жизни на ручной проверке результатов. Чем больше проект, тем важнее писать автотесты, чтобы избежать фразы: «А раньше работало?».

Регрессионные авто-тесты помогают найти баги при их появлении, убить жучка в зародыше, чтобы это насекомое не въелось в ваш код и не отложило там яйца, плодя проблемы каскадом.

Какие бывают тесты ?

Небольшое введение в классификацию тестов, чтобы лучше понимать, что именно можно тестировать и что проверять.

Модульные тесты (Unit Tests)

Проверяют отдельные мельчайшие части кода (функции, методы, классы) в изоляции от зависимостей (которые заменяются заглушками). Нужны, чтобы проверить корректность логики отдельного компонента. Быстрые, дешёвые, дают мгновенную обратную связь.

Интеграционные тесты (Integration Tests)

Проверяют взаимодействие нескольких модулей, компонентов или систем (например, проверить доступность API или успешное чтение/запись в БД). Нужны, чтобы убедиться, правильно ли соединённые части работают вместе, а также выявить проблемы взаимодействия.

Сквозные тесты (End-to-End / E2E Tests):

Тестируют всю систему целиком с точки зрения пользователя, имитируя его действия в реальной среде (браузер, мобильное приложение). Воспроизводят сценарии использования, например, покупку товара или загрузку Excel-файла из БД. Нужны, чтобы проверить работоспособность всей системы. Могут быть очень затратны.

Как эффективно использовать ?

Пишите тесты по принципам FIRST

  • Fast – тесты должны быть быстрые, иначе замедлят разработку. 
  • Independent – тесты должны быть изолированы друг о друга, чтобы не падать, как домино. 
  • Repeatable – воспроизводимые, при одинаковых вводных давать одинаковый результат. 
  • Self-Validating – результат строго бинарный: успех/не успех. 
  • Timely – тест нужно писать заранее, чтобы сэкономить себе часы жизни в будущем, а не писать их после того, как тысячу раз рукам сам проверял, что всё ок.

Следуйте Пирамиде тестирования

Тесты должны выполняться в порядке от простых и быстрых к наиболее сложным и долгим, так, чтобы 90% ошибок попадали в первые и быстрые тесты, экономя вам время в ожидании окончания тестирования.

Следите за покрытием тестов

Отслеживайте, насколько ваш код покрыт тестами — так, чтобы минимальным количеством тестов покрыть максимальное количество кода.

Настройте CI/CD сами или попросите вашего DevOps

Интегрируйте запуск тестов в процесс сборки (CI/CD-пайплайн). Тесты должны запускаться автоматически при каждом коммите и пулл-реквесте. Это же всё-таки АВТО тесты.

Даже если вы не тестировщик, то неработающие функции исправлять придётся вам же.

6. Статический анализ кода

Статический анализ кода — это процесс автоматической проверки исходного кода без его выполнения. Инструменты статического анализа (линтеры, SAST — Static Application Security Testing) сканируют код, ищут потенциальные ошибки, уязвимости безопасности, нарушения стиля кодирования, сложные для понимания конструкции.

По умолчанию есть во всех популярных IDE.

Как эффективно использовать ?

Изучите их

Изучите, какие анализаторы кода бывают, зачем они нужны и как работают. После чего принимайте решение: нужны ли они вам в проекте или будут только замедлять процесс CI/CD.

Если вы новичок, то можете узнать для себя много нового — например, самые банальные ошибки вроде SQL-инъекций.

Настройте их

После того как разобрались в том, как они работают и зачем нужны, настройте инструменты статического анализа под ваши задачи. Тот же линтер без единых настроек форматирования для всех будет просто вреден для проекта.

Запускайте их как авто-тесты

Статическая проверка кода — это тоже набор тестов, только написанный не вами и тестирующий не то, как ваш код работает, а то, как он написан.

Статические анализаторы кода — специфичные инструменты отлова ошибок. В большинстве своём хитрый баг они не найдут, но надо понимать, что на данный момент лучший статический анализатор кода — это мозг разработчика.

Итог

Баги — неизбежные спутники разработки, но их цена растет как снежный ком с каждым этапом жизненного цикла ПО.

Эффективная отладка — это не искусство, а системный подход, опирающийся на правильные инструменты и методики. Используйте описанные выше инструменты и подходы, чтобы отлавливать баги, но главное, не оставляйте их на потом, тогда ваш Гомер из будущего скажет спасибо.

Следите за новыми постами
Следите за новыми постами по любимым темам
502 открытий3К показов