Как готовиться к выступлению на IT-конференции, чтобы приглашали снова и снова
Делимся советами, которые добавят уверенности перед выступлением и помогут подготовиться к IT-конференции.
1К открытий5К показов
Выступать перед большой аудиторией IT-специалистов бывает страшно и опытным экспертам, и тем, кому только предстоит таковыми стать. Как подготовиться к конференции и что делать, чтобы вместо страха испытывать удовольствие, рассказывают коуч по публичным выступлениям Кирилл Анастасин и начальник центра по развитию и продвижению технологических сообществ Газпромбанка Алина Романовская.
Кирилл Анастасин
Коуч по публичным выступлениям
Алина Романовская
Начальник центра по развитию и продвижению технологических сообществ Газпромбанка
Никогда не готовьтесь в одиночестве
Всё, что вы делаете в рамках подготовки к конференции, нужно проверять и тестировать. Как только сформулируете для себя, зачем вы вообще идете на эту конференцию и какую пользу хотите принести, обсудите это с деврелом, руководителем или программным комитетом мероприятия. Есть вероятность, что ваша тема устарела или дублирует какую-либо заявку.
Но даже если вы просто сомневаетесь: «А что, если я вот так пошучу», вариант один: пошутите — и узнаете, насколько удачно, но не во время конференции, а на этапе теста. Когда вас мучают вопросы, доходчива ли эта инфографика, нужно ли разъяснять термин, проверьте их до выхода на сцену.
Любой нюанс, который волнует вас во время подготовки, можно и нужно обсуждать, чтобы у вас была полная уверенность во всем. Кстати, именно это поможет меньше бояться выступать.
Проверяйте тезисы с деврелом в вашей компании или в кругу коллег, которым вы доверяете и обратной связи от которых будете благодарны.
Загляните в программный комитет
Обычно программный комитет конференции или митапа пугает новичков. Но важно быть готовыми к такой встрече, чтобы уметь представить свою идею и рассказать о пользе, которую хотите принести участникам мероприятия.
Проблема может быть и не в вас, а в заявленной теме. Научитесь открыто взаимодействовать с организаторами, чтобы вовремя предложить иной вариант или даже найти другую площадку для выступления. Например, в «Школе спикеров» в Газпромбанке будущим участникам помогают с такой подготовкой — общению с программным комитетом посвящен один из блоков. Комитет часто принимает спикера, сумевшего проявить себя на подобной встрече.
Научитесь работать с критикой
Если вы не готовы к критике в любом ее проявлении, лучше сразу отказаться от выступления, чтобы не страдать, получив негативную оценку. Правда, мало быть открытым к критике — нужно еще уметь с ней работать. Если вы пригласите сотрудников подразделения послушать прототип вашего доклада и услышите токсичный комментарий, желание выступить пропасть не должно.
Поэтому, прежде чем соглашаться на роль спикера, научитесь отстаивать свою позицию. Это не значит, что вам должно быть безразлично чужое мнение. Выслушайте оппонента, возьмите паузу, подумайте и объясните, почему вы не согласны. Вы удивитесь, но чаще всего вам даже не будут возражать, если вы обоснуете свою точку зрения. Прогоны — важная часть подготовки спикера. В Газпромбанке для спикеров их организуют деврелы, но если у вас нет такой роли в компании, пригласите знакомых вам экспертов, чтобы они первыми услышали доклад и дали обратную связь.
Другой пример: руководитель вскользь говорит, что поправил бы отдельные моменты, и вы тут же бежите это исправлять, а потом переживаете, потому что в результате стало хуже. Но если аргументировано поспорить, может выясниться, что на этих правках особо никто и не настаивал.
Проговаривайте всё, что пишете
Если выступаете устно, то и отрабатывать выступление нужно устно. Так что ваша подготовительная работа должна свестись к формулировке тезисов, которые необходимо проговорить. Внесли правки — снова проговорите.
При этом необязательно всегда произносить материал от начала до конца: выбирайте ключевые фрагменты и отрабатывайте их по отдельности. Таким образом вы создаете нейронные связи в своей голове, и если во время выступления вдруг начнете волноваться, нужные слова сами всплывут в памяти.
Не начинайте подготовку со слайдов
Приступайте к подготовке слайдов, когда уже понимаете, о чем собираетесь рассказывать. Иначе велика вероятность, что придется всё переделывать. Кроме того, создание слайдов занимает больше всего времени — хотя бы потому, что всем нравится залипать на картинки и подбирать их часами.
Начинайте делать слайды только тогда, когда у вас есть подробный тезисный план и он отработан в нескольких прогонах, в том числе перед вашей фокус-группой. То есть вы уже получили обратную связь, отредактировали тезисы, придумали шутки — и вот теперь можете подумать, как это всё красиво оформить.
Делайте слайды не по порядку
Всегда начинайте с критически важных слайдов, затем переходите к второстепенным. Критически важные — это те, без которых нельзя обойтись, они помогают слушателям понять, о чем вы говорите. Как правило, это слайды с визуализацией данных: графики, таблицы, схемы помещения, интерфейсы и прочее. Таких на одно выступление редко бывает больше трех, если, конечно, это не демонстрация продукта. Сделайте эти слайды в первую очередь, а затем спросите себя, какие еще материалы будут по-настоящему полезными.
Откажитесь от слайдов совсем или привлеките дизайнера
Это позволит направить усилия на шлифовку речи и подачи: высвободится время на работу с логикой, интересными мыслями и шутками.
На конференции прежде всего оценивают речь спикера, а не слайды, поэтому вы можете заняться проработкой тезисов, а основную подготовку наглядного материала делегировать. В Газпромбанке, например, деврел-команда стремится максимально разгрузить докладчика и на определенном этапе подготовки подключает дизайнера, с которым спикер работает в тандеме. Это позволяет сэкономить время и лучше подготовить выступление, слайды при таком подходе становятся не шпаргалкой, а инструментом для усиления внимания.
Кроме того, слайды — не единственный способ сделать информацию наглядной. Если нужно добавить интерактивности в доклад — используйте флипчарт. Если в материале есть схемы, таблицы, графики, а аудитория, перед которой вы выступаете, небольшая, — подготовьте раздаточный материал. В некоторых случаях можно и вовсе отказаться от визуализации.
Готовьтесь на ходу
В любой современной IT-компании график специалистов настолько плотный, что готовиться можно только урывками. Поможет любимый аутлайнер в вашем смартфоне: Trello, Notion, Miro, FigJam, Obsidian, Taskade, Workflowy. В транспорте, на обеде или возле кулера можно менять тезисы местами, добавлять смешные картинки в тему, которые могли бы взбодрить аудиторию. Главное, чтобы у вас была возможность гибко менять положение тезисов и создавать разные версии своего выступления. Поскольку вы уже знаете, что все мысли стоит обсуждать с коллегами, в любой момент вы сможете дополнить ваш документ ценной подсказкой. Не пытайтесь всё систематизировать за один свободный вечер.
Создавайте собственную аудиторию
Чтобы выступать уверенно, нужно понять, чего вы боитесь. Один из самых популярных страхов — вещать в пустоту. Здесь поможет простое упражнение. Расскажите свой доклад чайнику, микроволновке или любому неодушевленному предмету, который попадется на глаза.
Очень часто в онлайн-формате, например на вебинаре, вы вообще не видите аудитории, поэтому может создаться ощущение, что вас не слушают. Это очень неприятное давящее чувство, поэтому спикеры начинают сбиваться, запинаться, путать самих себя вопросами вроде: «Поставьте плюсик, если меня хорошо слышно». Вместо того чтобы продолжать излагать свои мысли, спикер пытается как-то раскачать аудиторию.
Еще один пример — выступление перед камерой или в свете софитов, когда разглядеть можно в лучшем случае ботинки присутствующих в первом ряду. Поэтому прогоняйте свой доклад хотя бы перед торшером, чтобы у вас в голове появилась ваша собственная воображаемая аудитория. Когда вы будете на сцене или в эфире, это вам поможет.
Главное — готовьтесь
Любая IT-конференция — это мероприятие с высокоинтеллектуальным контентом. В этой сфере люди умеют видеть объем работы. Причем оценивать будут как труд, который проделал спикер, чтобы стать экспертом, так и усилия, связанные с подготовкой к конкретному выступлению. Усилия, которые вы приложите, точно не останутся незамеченными.
1К открытий5К показов