Как найти «свою» компанию и подготовиться к реальной работе: путь участников CROC Boostcamp
Восемь недель практики, мастер-классы и онбординг вместе с менторами и экспертами КРОК — рассказываем, как прошёл CROC Boostcamp.
3К открытий5К показов
Надежда Янушкевич
Руководитель направления «Развитие IT-образования» КРОК
Одна из проблем начинающих специалистов — они не всегда могут быстро включиться в работу над конкретными ИТ-проектами. В итоге компании нужно выделять время на их подготовку и онбординг. А стажёрам — выполнять мелкие задачи и ждать, пока их подключат к реальным проектам.
Как найти людей, которые смогут быстро стать полноценными сотрудниками и готовы получать крутой и релевантный опыт? И как снизить нагрузку на будущих наставников? Чтобы ответить на эти вопросы, мы решили запустить двухмесячную программу обучения для талантливых и сильных ребят, готовых примерить на себя роль сотрудника КРОК.
Восемь недель практики, мастер-классы и онбординг вместе с менторами и топовыми экспертами из разных департаментов КРОК — рассказываем, что нужно, чтобы подготовить начинающих сотрудников к работе в компании, и как прошёл CROC Boostcamp.
Что такое Boostcamp
Это образовательная программа, в течение которой участники прошли весь цикл работы на заказчика: от постановки цели и задач до презентации готового продукта. И параллельно погрузились в процессы компании, познакомились с корпоративной культурой и будущими коллегами.
Вначале ребята подавали заявку на роль, которую хотят получить в проекте: разработчика, аналитика или менеджера. А затем проходили отбор. Основную часть программы составляли спринты разработки. Также были недели открытия и закрытия.
На первой неделе мы объяснили участникам, что будет происходить в ближайшие два месяца, помогли настроить сервисы для продуктивной работы, объединили в команды и познакомили с менторами. И рассказали о том, как КРОК подходит к разработке продуктов. В это же время ребята выбрали продукт, над которым будут работать.
В течение последней недели студенты «допиливали» проекты, провели финальные ретро с менторами и демо для заказчиков. А также научились составлять резюме и проходить собеседования на мастер-классах и отпраздновали окончание Boostcamp на выпускном.
У каждой команды был ментор — сотрудник КРОК, — который помогал планировать спринты, проводить ретро и разбирать сложные кейсы, отслеживал прогресс, оценивал качество работы, корректировал процессы и давал обратную связь.
Как ментор я должен был следить за микроклиматом в группе, создавать условия для того, чтобы ребята самостоятельно и успешно решали задачи. А также развивались и сами, и как команда.
Ещё в программе участвовали эксперты трека — сотрудники КРОК, которые проводили мастер-классы и отвечали на вопросы студентов по конкретным направлениям: аналитике, разработке и продакт-менеджменту.
Как мы готовили новичков к полноценной работе
Практика
В программу входили три спринта по две недели, в течение которых участники должны были подготовить один из продуктов:
- систему визуализации данных для избирательных участков;
- игровые механики и интерфейсы для для внутренней программы геймификации;
- систему контроля и мониторинга конвейера на заводе.
В начале каждого спринта, чтобы было легче разобраться в задачах, участникам присылали список артефактов: документов и инкрементов продукта, которые студенты должны показать к концу периода. Например, общая концепция проекта, список дополнительных вопросов к заказчику или демонстрация работы веб-приложения.
В конце спринтов у команд на руках должны были быть версии продукта:
- Первый спринт: MVP приложения с работающим фронтендом и бэкендом или Alpha-версия фронтенда с частично реализованным бэкэндом.
- Второй спринт: прототип, с которым можно взаимодействовать через пользовательский интерфейс.
- Третий спринт: готовое решение, которое можно запускать в продакшн.
Для разработки продуктов на Boostcamp мы выбрали итеративный подход — тот же, что используем в реальной работе. Это помогло участникам лучше подготовиться к тому, что их ждёт на будущей стажировке в компании. Кроме того, так никто из членов команды не «выпадал» из процесса и не ждал целый спринт очереди, чтобы приступить к своим задачам.
Практически всю работу участники выполняли самостоятельно. Такой подход максимально приблизил студентов к реальной работе в КРОК. И помог им научиться взаимодействовать с командой, обрабатывать и анализировать информацию, работать на результат.
Обучение
Параллельно с работой участники посещали воркшопы, где прокачивали хард и софт скиллы, учились правильно общаться с заказчиками и коллегами из разных команд.
Также проходили сессии с экспертами трека — аналитиками, разработчиками и менеджерами КРОК — на которых студенты могли задавать вопросы по своему направлению. И встречи по обмену командным опытом.
Мне кажется, за эти 2 месяца, прокачалось абсолютно всё: от моих знаний SQL до тайм-менеджмента, несмотря на онлайн-формат, потому что абсолютно все знания сразу же применялись на практике.
Иногда учиться приходилось и вне воркшопов:
Мы рискнули и выбрали геймификацию. Для неё был довольно жёстко задан стек. И это стало большой проблемой — никто из наших разработчиков его не знал. Поэтому мы учили новые технологии прямо во время работы над проектом.
Погружение в корпоративную культуру КРОК
На мастер-классах и воркшопах мы ещё и рассказывали участникам о себе. Эксперты общались с ребятами, объясняли, что такое корпоративная культура в КРОК: какие у нас ценности и правила общения друг с другом, как мы подходим к работе, к заботе о себе и друг о друге.
Обычно встречи проходили онлайн, но дважды студенты приезжали в офис КРОК, где могли посмотреть, как мы работаем, и лично познакомиться с будущими коллегами.
Кроме того, ребята обсуждали свои взгляды на корпоративную культуру и разбирались, что для них важно в компании. И учились рефлексировать и наблюдать за собой и своим состоянием: участники регулярно заполняли «дневники», с помощью которых отслеживали собственный прогресс, фиксировали успехи и точки роста.
По итогу участники до начала стажировки знали, как строятся в компании, как общаться, к кому обращаться за помощью. Взаимодействие с сотрудниками помогло ещё до выхода на работу наладить горизонтальные связи.
После прохождения CROC Boostcamp, конечно, гораздо легче адаптироваться к работе, потому что нам много рассказывали о корпоративной культуре, мы много общались с сотрудниками, которые тоже когда-то были стажерами.Мы сразу знали, какие обязанности нас будут ждать, как стажеров, на что обратить внимание, как лучше подготовиться к собеседованию. У нас даже был воркшоп о том, как лучше составить резюме это было очень полезно для всех :)
Что мы узнали после CROC Boostcamp?
За два месяца мы подготовили стажёров, которые готовы сразу влиться в работу над нашими проектами, уже знакомы со всеми этапами создания продукта, хорошо общаются с коллегами и погружены в нашу корпоративную культуру.
Из 71 студента после защиты проектов 70 получили приглашение на собеседование. В итоге прошли его больше 40 участников, и почти 20 из них стали нашими сотрудниками: двое младшими специалистами, а остальные — стажёрами.
То есть «демо-версия» реальной работы вместе с погружением в особенности корпоративной культуры помогла новичкам быстрее адаптироваться. Ещё до начала стажировки они были знакомы с атмосферой в компании и многими процессами, а также уже успели наладить связи с будущими коллегами.
Кроме того, это оказалось хорошей возможностью прокачать хард и софт скиллы: от построения математических моделей и составления отчётов до умения решать конфликты внутри команды и общаться с заказчиками.
Что мы можем сказать новичкам?
В конце хочу рассказать пару лайфхаков для джунов. Как найти своё место в компании и быстро адаптироваться к работе:
- Проведите ресэёрч и отберите для себя полезные программы, которые проводят компании. Посмотрите, как вы можете себя проявить в этих программах, чему можете научиться, какой практический опыт можете от них получить?
- Проходите стажировки и посещайте открытые корпоративные ивенты, которые проводят компании. Это хороший способ «попробовать на себе» их корпоративную культуру, проверить, насколько она вам близка, и наладить связи.
- Не забывайте про нетворкинг. По статистике LinkedIn, большинство вакансий закрываются через знакомых. Кроме того, адаптироваться на новом месте работы проще, если вы уже знаете команду. На мероприятиях, которые проводят различные ИТ-сообщества, можно познакомиться со специалистами из разных компаний и узнать об особенностях работы «из первых рук».
- Практика. Чем больше у вас практического опыта, тем проще будет влиться в работу над реальными проектами.
3К открытий5К показов