Как я создаю аналитический инструмент для групповых чатов Telegram — конкурс пет-проектов
Делаю на Python инструмент, который позволяет анализировать эффективность работы сотрудников в Telegram-чатах.
515 открытий6К показов
Обо мне
Привет ✌
Я аналитик в IT и телекоммуникационной компании. Так сложилось, что в текущий момент работаю над своим проектом, который позволяет анализировать эффективность работы сотрудников в Telegram-чатах. И, возможно, местная аудитория даст полезные советы для развития инструмента.
Ну и еще было бы здорово получить худи от Tproger)
Идея проекта
Не нужно рассказывать о популярности Telegram и постоянном увеличении аудитории. В РФ используется порядка 60к групповых чатов, по статистике TGStat на август 2023.
Групповые чаты использует и бизнес для коммуникации со своими клиентами, по опыту, больше для поддержки продукта, чем для продажи. Соответственно руководителю отдела поддержки важно понимать, как эффективно сотрудники работают в Telegram, а именно интересуют метрики:
- время ответа сотрудника на сообщения клиента;
- время, которое сотрудник тратит на общение в чатах с клиентами;
- качество работы сотрудников, то есть насколько предоставленные ответы сотрудником закрывают вопросы клиентов;
- сегментация обращений от клиентов;
- какие клиенты больше генерят обращений.
Это только часть метрик, которые необходимы для анализа.
Моя коллега — руководитель отдела поддержки, пришла ко мне с задачей разработки инструмента, который позволит анализировать эффективность сотрудников в чатах Telegram.
Первоначальная и основная задача: быстро и дешево запустить инструмент + проверить, а точно ли он приносит пользу. Так как на рынке нет подходящих решений*, то я решил создать такой инструмент самостоятельно. Который на текущий момент и является моим пет-проектом.
*наиболее подходящий вариант быстро и недорого: Telegram-бот @combot
Да, он собирает статистику по участникам группового чата:
- количество сообщение
- активность пользователей;
- активность по времени суток;
- дополнительные инструменты за платную подписку.
Однако все равно не хватает метрик, чтобы оценить эффективность сотрудников и качество поддержки.
Развитие проекта.
Быстро и бесплатно запускаем MVP инструмента.
Чтобы собирать данные, нужно создать обычный Telegram-бот. Также нужно хранилище для собранных данных. Для этой цели использовал Google Sheets. Чтобы подключить Telegram-бота к гугл-таблицам и собирать данные, нашел в открытом доступе код:
Для получения необходимых руководителю метрик, использовались формулы в гугл-таблицах. И чтобы делать какие-то выводы на основе собранных данных, их нужно визуализировать. Для этой задачи используется Yandex DataLens.
Итог — MVP
В течение полного месяца протестировали на семи групповых чатах Telegram. Все работает корректно, и только одна ошибка при загрузке данных. Удалось вывести следующие метрики:
- Количество всего сообщений в разбивке по чатам, чтобы понимать, какой клиент генерирует наибольшее количество обращений.
- Количество сообщений в рабочее и нерабочее время.
- Время ответа клиенту в чате, в разрезе по сотрудникам и по отделу.
- Время, потраченное сотрудниками на переписку с клиентом.
- Количество сообщений по часам, чтобы оптимизировать график сотрудников, в зависимости от пиковых часов.
- Количество пропущенных чатов. В формулах задается определенное время ответа клиенту. Если время было превышено, то руководитель в дашборде увидит какому клиенту долго не отвечают.
И самое главное, что руководитель может видеть информацию почти в реалтайм (лаг обновления данных в Yandex DataLens — 30 минут) и на мобильном устройстве.
Вывод: продукт закрывает потребности, но, разумеется, требует доработок.
Возникшие трудности
После тестирования MVP, решили использовать инструмент на всех клиентах отдела, с которыми ведется коммуникация в групповых Telegram-чатах.
Добавили бота в 100+ чатов, начали собирать новые метрики, то есть усложнять формулы в гугл-таблицах. Объем собираемых данных вырос в разы, а сложные формулы увеличивали скорость обработки запросов. Это привело к тому, что данные могли подгружаться с некоторой задержкой, что в итоге сказывалось на вычислении метрик, и у руководителя в дашборде формировались неточные данные.
Изначально было понятно, что для большого объема данных такое костыльное хранилище в виде гугл-таблиц рано или поздно приведет к ошибкам. Как раз в текущий момент, мой пет-проект в стадии трансформации, чтобы избавиться от возникших трудностей:
- Создалась БД на MySQL.
- Telegram-бота пишу на Python, не только для наполнения БД, но и для формирования необходимых метрик. Пользуюсь наиболее популярной библиотекой telebot.
- В планах еще разработать GUI для управления и контроля работы ботом.
Заключение
Я ввязался в ту еще авантюру с разработкой данного проекта. Однако с его помощью я повышаю свои скиллы в разработке на Python, продуктовому менеджменту и аналитике данных. Самое главное, что все это меня драйвит и заряжает, поэтому я и считаю это своим пет-проектом.
Буду рад любым комментариям, лайкам и вопросам. Спасибо за внимание)
515 открытий6К показов